М.В.Ломоносов в искусстве
- Ещё в период обучения в Германии Ломоносову были предписаны занятия рисованием. В течение двух лет он систематически упражнялся в рисовании, заложив тем самым прочную основу для дальнейшего развития своих способностей в изобразительном искусстве. Подлинный талант Ломоносова-художника раскрылся в мозаичном искусстве, где слились воедино его научные и художественные дарования.
- В середине 40-х годов великий учёный М.В.Ломоносов поставил перед собой задачу возродить в России давно забытое искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) картины и портреты. Мозаики были наполнены богатством оттенков, что напоминало масляную живопись.
- Разработку практических проблем по созданию рецептуры цветных стёкол Ломоносов старался увязать с теорией физики и химии. В начале 50-х годов он разработал методы отливки смальты, из которой предстояло набирать картины. Уже в сентябре 1752 года Ломоносов закончил первую художественную мозаичную работу – образ богоматери. Как писал сам Михаил Васильевич: «Всех составленных кусков поставлено больше четырёх тысяч, все моими руками, а для изобретения составов делано две тысячи сто восемьдесят четыре опыта в стеклянной печи».
Первая, пробная мозаика Ломоносова "Нерукотворный Спас".
- Качество ломоносовских мозаик было очень высоким. «Все материалы, - писал Ломоносов, - имеют такую же прочность и качество, как и римские, а краки их не изменяются ни от воздуха, ни от солнца, ни вследствие истечения времени, так как они изготавливаются на сильном огне». Время подтвердило правоту слов Ломоносова. В середине 50-х годов в мастерской Ломоносова были созданы великолепные мозаичные портреты Елизаветы Петровны, Петра I, Анны Петровны и другие.
Императрица Елизавета Петровна
Портрет Петра Великого
Портрет Анны Петровны
Императрица Екатерина II
Великий князь Пётр Фёдорович
- В декабре 1764 года была закончена последняя работа Михаила Васильевича Ломоносова – «Полтавская баталия»
- Мозаичный портрет МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ЛОМОНОСОВА