Научно-технический прогресс в анимации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание

Появление новых видов и форм анимации не явилось следствием случайных стечений обстоятельств, и не было связано только с развитием новых технологий. Потенциал к их появлению был заложен в самом развитии анимации, в её моделях и протоформах, которые благодаря изменениям социально-исторических, экономических и технологических условий обрели современный вид. Расширялись области аудиовизуальных искусств, что, в частности, вызвало появление новых форм анимации и изменение её роли в современной культуре и кинопроцессе. В связи, с чем вопрос анимации, как современного жанра в кинематографе, является как никогда актуальным в наше время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….1
1. Анимационный жанр в кинематографе………………………………………………………..2
1.1 Анимация как вид искусства…………………………………………………………………...2
1.2 Виды анимации………………………………………………………………………………….3
2. Научно-технический прогресс в анимации…………………………………………………….5
2.1 Место анимации в российском кинематографе……………………………………………….5
2.2 Анализ российского мультипликационного фильма «Белка и Стрелка. Звездные собаки».6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………..8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………...9

Работа состоит из  1 файл

Научно-технический прогресс в анимации.docx

— 31.38 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….1

1. Анимационный жанр в кинематографе………………………………………………………..2

1.1 Анимация как вид искусства…………………………………………………………………...2

1.2 Виды анимации………………………………………………………………………………….3

2. Научно-технический прогресс в анимации…………………………………………………….5

2.1 Место анимации в  российском кинематографе……………………………………………….5

2.2 Анализ российского мультипликационного фильма «Белка и Стрелка. Звездные собаки».6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………..8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………...9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В системе аудиовизуальных  искусств аниматограф занимает особое место, представляя собой самостоятельное  явление в культурном пространстве. Использование форм и технологий анимации в самых разнообразных  областях — в науке, искусстве, обучении, а также в области досуга (компьютерные игры, лазерные шоу) и повседневном быту (анимация на дисплеях мобильных  телефонов и бытовых приборах) свидетельствует о её востребованности и популярности. Это заставляет создателей анимационной продукции откликаться  на самые противоречивые запросы  различных групп населения, которые  различаются по социальному, возрастному, образовательному, национальному и  профессиональному составу.

Появление новых видов  и форм анимации не явилось следствием случайных стечений обстоятельств, и не было связано только с развитием  новых технологий. Потенциал к  их появлению был заложен в  самом развитии анимации, в её моделях  и протоформах, которые благодаря  изменениям социально-исторических, экономических  и технологических условий обрели современный вид. Расширялись области аудиовизуальных искусств, что, в частности, вызвало появление новых форм анимации и изменение её роли в современной культуре и кинопроцессе. В связи, с чем вопрос анимации, как современного жанра в кинематографе, является как никогда актуальным в наше время.  В данной работе мы постараемся рассмотреть эволюцию развития жанра анимации на примере российского анимационного мультипликационного фильма «Белка и Стрелка. Звездные собаки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Анимационный жанр в кинематографе

 

Анимационный жанр зародился  в начале 20 века и активно развивался во всем мире. Создавались новые технологии, вытеснившие старые, открывая новые возможности и позволяя значительно сокращать затрачиваемое на процесс производства фильмов время и усилия.

 

1.1 Анимация как вид искусства

 

«АНИМАЦИЯ - технология, позволяющая при помощи неодушевленных неподвижных объектов создавать иллюзию движения. Действия и эффекты, невозможные в реальной жизни, - суть анимации. Персонажи ходят по воздуху, заново воссоздают себя, после того как их изрубили на куски, преобразуются по собственному желанию. Еще более "волшебной" выглядит анимация предметов. Песчинки размножаются и строят песчаный замок, ручки сами пишут, из кирпичей вырастает дом. Больше других видов искусства анимация основывается на легендах и сказках. Как говорил М. Флейшер, пионер анимации, "если что-то может быть сделано в реальной жизни, в анимации этому места нет”». [1, 205]

В 1906, после изобретения  кинокамеры, Дж. С.Блэктон сделал первый в США мультипликационный фильм «Юмористические фазы смешных мордочек», где был применен принцип "один кадр - один рисунок". В 1911 под его руководством мультипликатор Уинзор Мак-Кей создал фильм «Маленький Немо» по газетному комиксу. Но как искусство мультипликация утвердилась после фильма Мак-Кея «Динозавр Герти» (1914). Герти танцевала на экране, выворачивала с корнем деревья, удерживала на носу мяч. Главным препятствием на пути к коммерческому успеху мультипликации была высокая трудоемкость процесса создания фильмов.

Для сокращения расходов было применено несколько технических  изобретений. В 1913 Э. Херд и Дж.Р. Брей разработали принципы рисования на целлулоидной пленке, в 1914 Р. Барр усовершенствовал систему точного позиционирования рисунков перед камерой при помощи крючков (шпилек). В 1917 Флейшер разработал "ротоскоп", позволяющий применять для использования в анимации съемки живых актеров. Первые анимационные студии были созданы Барром и Бреем в 1915. Персонажи мультфильмов заимствовались из газетных комиксов либо придумывались на студиях. Самым популярным героем немой мультипликации был кот Феликс, созданный в 1917 П. Салливаном, а в 1920-е годы усовершенствованный О. Месмером.

Ранняя мультипликация была немой. Для передачи диалогов использовались либо "воздушные шары", как в  комиксах, либо титры, как в кино. Молодой мультипликатор из Лос-Анджелеса  У.Дисней поставил первый мультфильм с  синхронным звуком «Пароход Вилли» (1928). Это одновременно был и первый мультфильм о Микки Маусе. Дисней был также продюсером первого мультфильма, снятого целиком в цвете, - «Белоснежка и семь гномов» (1937).

В 1950-е годы кинотеатр  потеснило телевидение. Экономические  факторы привели к снижению стандартов качества. Наибольший упадок индустрия  испытала в 1960-е годы, когда множество  студий было закрыто. В это же время  появились независимые продюсеры, такие как Д.Хабли или Э.Пинтоф. У истоков анимации стояли и английские мультипликаторы. В 1924 известный художник Ф.Леже поставил знаменитый Механический балет. Картинки рисовались прямо на целлулоидной пленке и изображали фигурки, которые то расходились, то сходились, кружились и прыгали в безостановочном движении. Названный "поэмой движения", фильм оказал большое влияние на всю современную анимацию.

  

1.2 Виды анимации

 

Наиболее популярная форма  – «мультипликация, представляющая собой серию рисованных изображений. На каждом следующем рисунке фигурка представлена в чуть иной фазе движения. Отдельные рисунки покадрово фотографируются, а затем проецируются на экран со скоростью 24 кадра в секунду в звуковой анимации или 16 кадров в секунду - в немой». [1, 215] Помимо популярной формы анимации – мультипликации, существуют следующие разновидности анимационных фильмов:

«Кукольная анимация. По популярности она уступает лишь рисованной мультипликации. Кукла располагается прямо перед камерой и фотографируется покадрово, причем каждый раз в ее позу вносятся минимальные изменения, чтобы при последующей проекции создавалась иллюзия движения. Этот тип анимации возник в России, где В.А. Старевич начал делать кукольные фильмы еще в 1911. Среди наиболее выдающихся его последователей – А.Л. Птушко, чей Каменный цветок (1946) является одним из шедевров кукольной анимации. В Чехословакии кукольной анимацией занимался Трнка. Венгр по происхождению Дж. Пал работал в этой области в Великобритании и в США. [1, 215]

«Силуэтная и коллажная анимация. В силуэтной анимации вырезанные из картона или другого материала фигурки накладываются на целлулоидную пленку, причем для каждого следующего кадра их положение слегка меняется. В коллажной анимации используется тот же принцип, однако вместо фигурок применяются вырезки из книжек, наклейки, иллюстрации. Анимация объектов заставляет неживые предметы казаться одушевленными. Могут использоваться как предметы повседневного обихода (спички, вилки, часы), так и фотографии и различные изображения». [1, 216]

В «компьютерной анимации после того, как нарисованы основные позы, автоматически рассчитываются промежуточные положения героев. В электронной анимации на компьютере мультфильм создается весь целиком. В лазерной анимации с помощью лазерного луча и набора зеркал достигается иллюзия трехмерного объекта (стереоскопический формат 3D)». [1, 216]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Научно-технический прогресс в анимации

 

«Современная анимация обрела новое эстетическое качество, став полноправным феноменом авторского и жанрового кинематографа, полем творческих экспериментов. Анимация активно внедряется в игровое кино, рекламу. Трансформируется ее художественный язык, активно реализуются новые технические возможности. В этом контексте особую актуальность для кино-, теле- и других экранных искусств приобретает видео и аудио реализация в анимационном кино».[9, 3]

 

2.1 Место анимации в российском кинематографе

 

Зарождение анимации в  российском кинематографе началось с работы русского мультипликатора  Александра Ширяева в 1906 году, который  являлся балетмейстером Мариинского  театра. Он создал  первый отечественный  кукольный мультипликационный фильм, в котором изображены 12 танцующих  фигурок на фоне неподвижных декораций. Долгое время первым российским мультипликатором считался Владислав Старевич. Будучи биологом по образованию, он решил сделать обучающий фильм с насекомыми. В 1912 году Старевич снимает документальный фильм о жуках-рогачах. Снятый им, таким образом, фильм был первым в мире кукольным мультипликационным фильмом.

Советская графическая мультипликация возникла в 1924—1925 годах. За один 1924 год  на студии «Культкино» маленький  коллектив художников выпускает  целый ряд мультипликационных картин. Такая скорость стала возможной благодаря новой технике — плоских марионеток, освобождающей аниматоров от трудоёмких рисунков. В 1934 году Уолт Дисней послал Московскому кинофестивалю рулон плёнки, на котором были короткометражные фильмы с Микки Маусом. Российские мультипликаторы были абсолютно поражены ликвидности картинок, очарованы новыми возможностями для мультипликации, которые открывались на пути Диснея. 1935 году на волне этого интереса была основана студия «Союзмультфильм», первые работы которой были посвящены освоению западного технического процесса.

Для мультфильмов 1945—1959 годов  характерен высокий уровень реализма фонов и персонажей. В 1952 году был  создан полный аналог диснеевской многоплановой  камеры. Были освоены все методы классической мультипликации и изобретены новые (например, эффект «пушистости» в фильме «Непослушный котёнок» (1953)). Для достижения высокого реализма движений в некоторых случаях использовалось ротоскопирование (прим. проектор, позволяющий аниматору обводить кадры натурной съёмки.)— «эклер» (Пропавшая грамота (1945), Каштанка (1952)). Около 1960 года в советской мультипликации произошёл стилевой перелом. Реалистичные фоны и персонажи стали появляться значительно реже, уступив место карикатуре. Производились эксперименты с различными техниками (перекладки — История одного преступления (1962), живопись по стеклу — Песня о соколе (1967)).

Набирает силу объёмная мультипликация. Фильмы Романа Качанова — Варежка (1967), Крокодил Гена становятся классикой  отечественной и мировой мультипликации. Эти фильмы производятся в объединение  кукольных фильмов Союзмультфильма (образовано в 1953 году). В 1981 году выходит полнометражный рисованный фильм Романа Качанова «Тайна третьей планеты». На Свердловской киностудии (впоследствии студия А-Фильм) активно используется живопись по стеклу (Сказочка про козявочку (1985), Добро пожаловать! (1986)). В этом направлении более всего выделился художник Александр Петров. Заметное место в мультипликации 80-х годов занимает полная мультипликация.

Советские мультфильмы 70-х  годов часто сопровождала музыка, созданная на Экспериментальной  студии электронной музыки (г. Москва, основана в 1967 году) такими композиторами, как Эдуард Артемьев, Владимир Мартынов, Шандор Каллош.

В нынешнее время в России существует множество студий, выпускающих  по несколько анимационных фильмов  в год. Важное место в современном  кинематографе занимает компьютерная анимация, которая приобрела большую  популярность благодаря своим техническим  возможностям, позволяющая создавать  мультипликационные фильмы от начала и до конца на компьютере.

 

2.2 Анализ российского  мультипликационного фильма «Белка  и Стрелка. Звездные собаки»

 

Для прослеживания научно-технического прогресса в анимационных фильмах, мы выявили особенности российского мультфильма «Белка и Стрелка. Звездные собаки», выпущенный в формате 3D. Фильм основан на реальных событиях и приурочен к 50-летию полёта беспородных собак Белки и Стрелки на советском космическом корабле «Спутник-5». Проект — создание компьютерного мультфильма, сюжет которого тесно связан с реальными историческими событиями, реализован в России впервые.

Действие мультфильма  происходит в 1960 году. Между СССР и  США идёт соревнование в космических  достижениях. Советский Союз уже  запустил на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли. Теперь идёт подготовка к первому полёту человека в космос, но прежде необходимо обеспечить безопасные условия для  такого полёта. Первые друзья человека, собаки, принимают участие в испытаниях. Один за другим старты оказываются  неудачными, большинство собак не возвращается из полётов. Волею судьбы в Центре подготовки космонавтов оказываются собаки Белка и Стрелка, которые ставят перед собой цель: полететь в космос и вернуться. На это у каждой из них есть веские причины. После жёсткого отбора Белка и Стрелка всё-таки добиваются своего. Они летят в космос на настоящей ракете! В фильме все животные представлены антропоморфными. Исключение составляют моменты, когда в текущих событиях участвуют люди. Тогда герои представлены так, как выглядят животные в реальности (например, собаки лают и ходят на четырёх лапах). Для координации работы анимационной студии ЦНФ-Анима, на которой и снимался мультфильм, применялась российская программная разработка — система управления проектами в аудиовизуальной сфере Cerebro (прим. проприетарный программный продукт для управления проектами в аудиовизуальной сфере). Для воссоздания Москвы 60-х годов и космодрома, аниматоры долго изучали фотоснимки тех лет и кинохронику. В производстве мультфильма участвовало около 100 человек.

Информация о работе Научно-технический прогресс в анимации