Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 23:33, лекция
Виднейшим немецким просветителем и создателем национального театра был Готхольд-Эфраим Лессинг (1729-1781).
Свои размышления по поводу эстетики и теории драмы Лессинг изложил в книге «Гамбургская драматургия».
Как и другие просветители, Лессинг видел в театре в первую очередь общественно-воспитательную силу.
10. 3. Балет
Родина современного европейского балета – Италия. Итальянский балет был основан на традициях античной пантомимы и танца и богатейшей культуры народного танца. На рубеже XVIII–XIX вв. в развитии балета Италии начался новый этап, совпавший с периодом освободительной борьбы итальянского народа. Создавались спектакли, основанные на принципе действенного балета, насыщенные драматизмом, динамикой, экспрессией. Ставили такие балеты Г. Докой и С. Вигано, в них выступали танцовщики-пантомимисты.
Крупнейшим центром балетного искусства в Европе считался театр «Ла Скала», в 1813 г. при театре была создана балетная школа.
Во второй половине XIX в. в Италии так же, как и в других странах Западной Европы, наблюдался упадок балетного искусства. В это время утверждается виртуозный стиль исполнения. Внимание акцентируется на преодолении технических трудностей, а драматическая выразительность отодвигается на второй план. В 80-е годы XIX в. ставились преимущественно-феерические представления, отличающиеся громоздкостью и, как правило, лишенные идейного содержания. Однако выпускники балетной школы «Ла Скала» в конце столетия К. Брианца, П. Леньяни, В. Цукки прославились не только высочайшей техникой, но и выдающимся драматическим дарованием. Именно Пьерина Леньяни первой в мире исполнила 32 фуэте. Воспитанник школы «Ла Скала» Э. Чеккетти стал знаменитым танцовщиком-педагогом, у которого будет впоследствии совершенствовать свое танцевальное мастерство несравненная Анна Павлова.
Особенно яркое выражение
От романтического балета берут начало ансамблевые танцы – форма унисонного кордебалетного танца, которая получит дальнейшее развитие на протяжении XIX в. Ансамблевый танец представлял собой массу танцующих, действующих синхронно, образующих симметричные группы и аккомпанирующих танцу солистов. Особенно ярко эти черты проявились в балете «Жизель» компо-зитора А. Адана, поставленном в Париже в 1841 г. балетмейстерами Ж. Перро и Ж. Коралли.
10. 1. Романтизм
Романтизм как течение в художественной жизни получил распространение в разных странах и вовлек в свою орбиту различные виды искусств.
Для романтизма характерно противопоставление двух миров: реального и воображаемого. Реальная действительность рассматривается как бездуховная, негуманная, недостойная человека и противостоящая ему. «Прозе жизни» реального мира противопоставляется мир «поэтической реальности», мир идеала, мечты и надежды.
Видя в современной ему
Романтический герой уходит в собственный внутренний мир, мир страстей и переживаний, мир вымысла и грез. Необыкновенная любовь, любовь – страсть, любовь – трагедия является доказательством уникальности духовного мира романтического героя и его неспособности принять законы утилитарного и бездушного мира.
Уход от мира можно совершить не только в глубины собственного «я», но и за пределы реального пространства. Мир природы способен и отразить бурные романтические чувства, и успокоить их. Бегство в экзотические страны, в иные регионы также является вариантом ухода.
Еще одним направлением ухода может быть уход в иное время. Романтизм начинает идеализировать прошлое, в особенности Средневековье, видя в нем иную реальность, культуру, ценности которой не сравнимы с утилитарностью современного общества.
10. 7. Немецкий романтический театр
Немецкий романтизм был в значительной мере подготовлен движением «Бури и натиска».
В области театра и драмы немецкие романтики, опираясь на эстетику Лессинга и движение «Бури и натиска», боролись против влияния французского классицизма. Они стремились к созданию национального немецкого театра, который выражал бы дух немецкого народа, способствовал росту национального сознания и патриотических чувств.
Крупнейшим теоретиком немецкого романтического театра был Август Вильгельм Шлегель (1767 – 1845). Основные положения теории романтического театра были изложены Шлегелем в работе «Чтения о драматическом искусстве и литературе» (1808 –1811).
Работа Шлегеля в значительной мере направлена против классицистского театра. Шлегель указывал на глубокое различие между подлинно классическим, античным театром и театральным искусством французского классицизма. Симпатии его на стороне тех стран, где драматическое искусство развивалось самобытным путем и отмечено печатью народности, – это Испания и главным образом Англия, создавшая Шекспира, представителя романтической поэзии, «пышно и величественно расцветшей во всей Европе». Собственно, Шлегель и был создателем своеобразного шекспировского культа в Германии, который оказал сильное воздействие на развитие театральной эстетики, драмы и театрального искусства в целом.
Главную задачу немецких драматургов романтики видели в возвращении драматического искусства к его народным, национальным истокам. В своем труде Шлегель говорит о народном творчестве, о старинной немецкой поэзии, о преданиях национальной истории как неисчерпаемом источнике тем для немецких драматургов.
К числу наиболее значительных драматургов-романтиков относится Людвиг Тик (1773–1853), автор ряда пьес, историк театра, переводчик и режиссер.
В пьесах Тика воплощена основная черта немецкого романтизма – стремление уйти от прозы и пошлости повседневной жизни.
Вводят немецкую романтическую драму в репертуар и надолго укрепляют ее на немецкой сцене пьесы выдающегося писателя и драматурга Генриха фон Клейста (1777–1811).
В его лучших драмах звучат патриотические
мотивы, интерес к народу, к национальной
истории, возникают образы героев, вдохновленных
любовью к родине и сознанием
долга перед страной и