Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 17:48, реферат
Хохломская роспись. Золотая хохлома из Семенова - душа России. Семеновская роспись.
Хохломская роспись. Золотая хохлома из Семенова - душа России!
Золотая хохлома — один из старинных
самобытных русских народных промыслов,
на протяжении веков формирующий быт и
жизненный уклад целых поколений и являющийся
неотъемлемой частью российской культуры.
Особенностью хохломского промысла является
изготовление золоченой деревянной посуды
без применения драгоценного металла
и своеобразная растительно-травная роспись.
Символом хохломской росписи стала огненная
жар-птица, украшенная яркими цветами.
Столицей золотой хохломы по праву считается
город Семенов, расположенный в 80 километрах
от Нижнего Новгорода.
Хохломской промысел насчитывает более
трёх столетий. Он зародился в нижегородском
Заволжье и пошел от иконописи. Это было
время обширного заселения нижегородских
земель разным людом, среди которого были
«старообрядцы» - противники церковных
реформ Патриарха Никона. Они знали секрет
золочения икон при помощи серебряного
металла и льняного масла - олифы. Деревянные
иконы покрывали слоем серебра, растертого
в порошок, после чего олифили, затем ставили
в печь. После закалки икона приобретала
новый золотистый цвет. Впоследствии,
с появлением более дешевого олова, этот
способ перешел и на посуду. Так, начиная
с XVII века, на всю Россию славилась расписная
деревянная посуда заволжских мастеров.
«Парадная» посуда изготавливалась по
особым заказам небольшими партиями из
разных пород дерева, разных форм и художественной
отделки, и предназначалась для дарения
именитым гостям и иностранным послам.
На территории предприятия стоит памятник легендарному Семёну-ложкарю. Скульптурное изображение - это дань уважения всему трудовому люду заволжского края, тем, кто трудился, не покладая рук, развивая свое ремесло. Нижегородской посудой торговали на великом торжище - Макарьевской ярмарке, позднее Нижегородской, в Москве и других уголках России. Начиная с 60-х годов XIX века, хохломская посуда и мебель постоянно экспонируются на отечественных и зарубежных выставках. После всемирной выставки 1889 года в Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий. Искусно выточенная и рас писаная посуда появилась на рынках Западной Европы, Средней Азии, Персии, Индии.
В начале XX столетия хохломские изделия проникают в отдаленные города Америки, Австралию и даже Африку. Ассортимент отличался большим разнообразием. Изготавливали различные блюда, тарелки, бочата, поставки и солонки, кружки, бокалы, ложки, шкатулки, трости, табакерки и даже мебель в русском стиле - столы с ножками балясинами, шкафы-теремки. Покупатели всегда ценили лёгкость и прочность хохломских изделий, красоту росписи. В XIX веке её мотивы были достаточно просты: чашки украшали поясками из геометрических фигурок, но к концу века роспись усложнилась. На крупных вещах на заказ создавали орнаменты кудрины с золотыми цветами и листьями округлых форм изделия для продажи в город расписывали узорами в духе ситцевых платков, старинных набоек или орнаментов рукописных книг. Самым распространенным и любимым было «травное» письмо. Уже в 30-е годы XX века на основе лучших традиций росписи был создан новый хохломской орнамент. Современная роспись обогатилась НОВЫМИ мотивами, стала тоньше и сложнее по колориту и композиционному решению, усложнилась и техника исполнения.
За многовековую историю хохломской
промысел претерпел немало взлетов
и падений, что отражалось на судьбе
его мастеров. Дороговизна леса,
конкуренция металлической и
фаянсовой посуды, зависимость от
скупщиков - всё это не способствовало
росту благосостояния самих ложкарей
и художников. Положение изменилось,
когда в 1916 году при поддержке Нижегородского
земства в Семёнове была открыта Школа
художественной обработки дерева. Её возглавил
талантливый художник Г. П. Матвеев. На
базе этой школы была организована кооперативная
артель «Кустарь - художник», которая впоследствии
переросла в крупное производственное
объединение «Хохломская роспись». Благодарные
потомки помнят о заслугах Матвеева, на
территории предприятия ему установили
памятник и сохранили заложенные Матвеевым
традиции наставничества. «Хохломская
роспись» патронирует семёновский Художественный
лицей № 30, где готовят будущих мастеров
по росписи и деревообработке. В 1931 году
артель получила название «Экспорт», поскольку
70 % продукции продавали за границу. В 1961
году артель получила статус фабрики,
а в 1971 году - производственно-
На предприятии работает более полутора
тысяч человек, в том числе 400 художников.
Многие из них - по-настоящему одаренные,
талантливые мастера. И у каждого свое
осмысление богатого творческого наследия,
свое видение рисунка и особый почерк.
Ряд художников имеют почетное звание:
«Заслуженный художник РФ», являются членами
Союза художников России, награждены государственными
премиями. На предприятии с 1964 года действует
творческая лаборатория, где рождается
новый ассортимент и уникальные высокохудожественные
изделия. Через лабораторию проходят подающие
надежды молодые мастера. Настоящими виртуозами
росписи называют художниц М. Иванову,
Е. Зайцеву, О. Разумову, Н. Воронину. На
их работы обращают внимание специалисты
на многих российских и международных
выставках. По эскизу заслуженного художника
РФ Таисии Белянцевой ко дню 40-летия полетов
из Лондона в Москву фюзеляжи восьми лайнеров
авиакомпании «Бритиш Эйэрвэйз» были
украшены хохломским узором.
Искусство хохломы - это не только красиво
выполненная роспись, но и умение создавать
выразительную форму изделия, знание сложной
технологии обработки дерева. И немногие
знают, сколько труда и терпения, сноровки
и истинного вдохновения требует людей
разных специальностей этот сложный процесс.
На основе Традиционного способа изготовления
хохломских изделий был разработан и усовершенствован
' современный технологический процесс,
позволяющий достигнуть высокого технического
уровня продукции.
В производстве используется дерево разных
пород, в основном - липа. Древесину сначала
выдерживают на открытом воздухе не менее
года. Затем ее распиливают на кряжи, изготавливают
болванки, из которых вытачивают чашки,
поставки, бочата, вазы, матрешку, вырезают
ложки и ковши. Некрашеную посуду называют
в промысле «белой» или «бельем». Прежде
всего, ее надо высушить, чтобы изделие
не дало трещин. Поэтому в помещениях предварительной
обработки постоянно поддерживается температура
около 30 градусов, а в сушильных камерах,
где на широких полках-«колосниках» досушиваются
белые точеные изделия, - до 100 градусов.
Затем, некрашеные чашки покрывают специальным
масляным грунтом красновато-коричневого
цвета, отчего все они становятся похожими
на глиняные. После грунтовки изделия
2-3 часа сушат в электропечи при температуре
120-130 градусов. Далее - шлифуют, шпаклюют,
олифят. Последняя подготовительная операция
- лужение. Исполняют ее также, как и все
предыдущие операции, вручную. Пока верхний
слой олифы не высох окончательно и грунт
не утратил вязкости, изделия натирают
алюминиевым порошком. Луженые чашки становятся
матово блестящими, напоминая серебряные,
и в таком виде поступают в цеха росписи.
Расписанные изделия два-три раза
покрывают лаком с
Сравнительно недавно в 2004 году на предприятии
«Хохломская роспись» начали изготавливать
концептуально новые изделия - панно с
живописью. Это авторские работы, совмещающие
в себе два вида искусства: живопись и
декоративно-прикладное искусство - хохломскую
роспись. В 1992 году был открыт цех по изготовлению
семёновской матрешки.
На предприятии выпускают не только декоративные
изделия и посуду, но и мебель с хохломской
росписью. Детские столы, стулья и скамейки,
столы интерьерные, сервировочные и журнальные.
Детская мебель соответствует требованиям
ГОСТа и является незаменимой при обустройстве
групп детских садов и детских жилых комнат.
Также изготавливают и мебель столярную:
различные виды мягких и жестких стульев
для дома, офиса или кафе, а также группы
обеденные, столы и кровати. Столярная
мебель рассчитана на широкий круг покупателей.
В настоящее время ЗАО «
Генеральный директор
ордена «Знак Почета» ЗАО «Хохломская
роспись» Николай Васильевич Короткое,
заслуженный работник культуры РФ.
Награжден орденом "За заслуги перед
Отечеством " IV степени. В 2003 году Российский
союз товаропроизводителей присудил ему
высшую экономическую премию им. А. Н. Косыгина.
Одним из символов России является традиционная
русская матрешка - яркая нарядная
красавица с розовыми щечками и алыми
розами на фартучке. Древний народный
промысел изготовления деревянной игрушки
с росписью зародился на талантливой Нижегородской
земле в начале XX века. Постепенно, на смену
мастерам-кустарям, точившим и расписывавшим
на дому матрешку и игрушки, в 20-50-ые годы
прошлого века пришли артели промысловой
кооперации. Позднее артели объединились
в крупное промышленное предприятие, оснащенное
техникой. Тогда начала осваиваться точка
крупных уникальных матрешек и производство
в промышленных масштабах.
Сегодня, основанная в 1932 году ООО «Торговый
дом семеновская роспись» - одна из старейших
фабрик России по производству детской
игрушки, сувениров, традиционной русской
матрешки. Матрешка неизменно вызывает
интерес у взрослых и восторг у детей.
Она стала традиционным русским сувениром.
Предприятие также возрождает забытый
промысел резьбы по дереву, поддерживает
производство неповторимых изделий, инкрустированных
золотой соломкой.
Художники фабрики создают новые
образцы, новые виды изделий, как
в традиционном стиле, так и авторские
образцы изделий, окрашенных гуашью
и темперными красками. Фабрика успешно
работает с многочисленными партнерами
как ближнего, так и дальнего зарубежья.
Ассортимент продукции
Нижегородские промыслы
Хохломская роспись. Золотая хохлома из Семенова - душа России!
Золотая хохлома — один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры. Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись.
Семеновская роспись
Одним из символов России является традиционная русская матрешка - яркая нарядная красавица с розовыми щечками и алыми розами на фартучке. Древний народный промысел изготовления деревянной игрушки с росписью зародился на талантливой Нижегородской земле в начале XX века.
Хо´хломская роспись и обработка дерева (Ковернинский район)
Предприятие расположено в селе Семино Ковернинского района Нижегородской области - в самом центре исторически сложившегося места традиционного бытования известнейшего промысла - хохломской росписи по дереву. ООО «Промысел» является предприятием народных художественных промыслов Нижегородской области.
Городецкая роспись и резьба по дереву
Уникальное явление
русской национальной культуры. Это
народное искусство соединило в
себе черты художественного
Полховско-Майданская роспись
Производство знаменитых игрушек-тарарушек яркой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района. В конце XVIII века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. В начале ХХ века в Полховском Майдане начинают применять «выжигание» токарных изделий. Впервые в село привез выжигательный аппарат крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич.
Кожевенный промысел
Кожевенный промысел
Нижегородской губернии начал развиваться
во второй половине XVII века и распространился
по многим городам. Его возникновению
способствовало наличие местных
материал: дубового сырья, извести поташа.
Промысел был достаточно выгоден. Изготавливали
кожи, а из них — изделия широкого
потребления с применением