Новгородское культовое зодчество XI – XV вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 00:22, реферат

Описание

задачи:
-рассмотреть соборы, храмы и церкви XI–первой половины XII века, второй половины XII– начала XIII века, конца XIII, XIV и XV веков;
- рассмотреть кремль, историю кремля, башни кремля, Грановитую палату.

Содержание

Введение
Глава 1. Соборы, храмы и церкви
1.1 Зодчество XI –первой половины XII века
1.2 Постройки второй половины XII– начала XIII века
1.3 Церкви конца XIII, XIV и XV веков
Глава 2. Кремль
2.1 История кремля
2.2 Башни кремля
2.3 Грановитая палата.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Архитектура.docx

— 47.78 Кб (Скачать документ)

Самая высокая башня кремля – Кокуй (41 метр). Ее название, очевидно, происходит от голландского слова «коке» - «смотри». Верхнее помещение башни служило наблюдательной площадкой – «осмотрительной башней для всего города».

У Покровской башни много особенностей: она далеко выступает за линию крепостной стены, более низкая и широкая, чем остальные башни, толщина нижней части достигает трех метров.

Златоустовская башня в 16-м веке была тюрьмой и носила название Тюремной, или Чертовой. Название Златоустовской закрепилось за ней в 17-м веке, так как неподалеку находилась выстроенная еще в 14-м веке церковь Иоанна Златоуста

К северу от Златоустовской башни находится широкая проездная  башня, сооруженная на месте проездной  Воскресенской башни.

Башни Федоровская и Митрополичья отличаются от всех других башен детинца своей формой – они круглые в плане. Митрополичья вплоть до 17-го века называлась Круглой, или Красной, Федоровская получила свое название от надвратной церкви Федора, пристроенной к ней в 1233 году. В древности Федоровская башня была проезжей. Существующая круглая башня, сооруженная, по-видимому, в конце 15-го века, проезжих ворот не имеет.

 

2.2 Грановитая палата

 

С древних времен круглые  башни защищали обособленную северо-западную часть кремля – Владычный двор, который являлся резиденцией  архиепископа. Одно из самых значительных сооружений Владычного двора — трехэтажная  Грановитая палата. Построена она епископом Ефимием в 1433 году, о чем сообщает летопись того времени : «Того же лета постави преподобный нареченный владыка Еуфимей полату в дворе у себя, а дверий у нее 30, а мастеры делали немычкыи из Заморья, с новгородскими масторы».Время исказило первоначальный ее облик, который, однако, можно представить себе по отдельным сохранившимся деталям. Так, в верхней части стены сохранились следы старинных парных стрельчатых окон. Широкие прямоугольные окна сделаны в более позднее время. Лучше всего сохранились интерьеры палаты, особенно ее парадный зал на третьем этаже. В палате заседал суд.

Парадный зал Грановитой палаты перекрыт сводом, опирающимся на массивный столб, стоящий в центре помещения. Поверхность свода покрыта гранями — нервюрами. От этих граней и происходит, очевидно, название палаты. Нервюры — характерная особенность готической архитектуры, свидетельствующая о том, что палата сооружалась при участии зарубежных мастеров.

Это здание — свидетель  многих исторических событий. Здесь  заседал не только суд, но и боярский «совет господ». Решения совета закреплялись грамотами с печатями его членов. «Совет господ» состоял из посадника, епископа, кончанских старост , сотских.

В 1478 году здесь прозвучал  грозный указ Ивана III о присоединении  Новгорода к Москве: «А вечевому колоколу в отчине нашей в Новгороде  не быти, посаднику не бытии государство нам свое держати».В 1570 году здесь состоялся известный пир Ивана Грозного, на котором московский царь отпраздновал «свадьбу» своего противника — новгородского епископа Пимена. В «жены» Пимену была отдана лошадь. Пимена обрядили шутом, посадили на лошадь, дали в руки гусли и отправили в Москву, где он был заточен в тюрьму. После этого царь жестоко расправился с непокорными новгородцами. Эти события отразились в легенде, согласно которой Волхов не замерзает в самые суровые зимы, потому что при Иване Грозном в Новгороде было пролито много горячей крови.

В настоящее время Грановитая палата является музеем. В музейной экспозиции представлены сокровища русского прикладного и ювелирного искусства. Здесь можно увидеть изделия XI—XII веков и вещи XVII— XVIII столетий. Великолепны знаменитые перегородчатые эмали XII века. О высоком искусстве древних новгородских мастеров-серебряников свидетельствуют кратиры Софийского собора (ритуальные сосуды для вина). На кратирах сохранились имена их владельцев - Петра и жены его Марьи, Петрилы и жены его Варвары. На этих же кратирах вырезаны и имена их создателей - мастеров Константина и Братилы. Кратиры созданы в XII веке. К этому же времени относятся Малый и Большой сионы — символические изображения «матери всех церквей» - храма Воскресения Христа в Иерусалиме.

В Грановитой палате хранится много культурных ценностей. Среди них не только церковная утварь, оклады икон и евангелий, предметы церковного облачения, но и драгоценнейшие памятники древней русской письменности, как, например, Мстиславова жалованная грамота на пергаменте начала XII века, переписка местных монастырей XVI— XVII веков, новгородские свинцовые печати, местные и привозные монеты XIV—XV веков. Все эти изделия свидетельствуют о высокой и многообразной культуре древней Руси.

Заключение

 

По началу постройки Новгорода  были сплошь деревянными - крепость, жилые  и хозяйственные постройки, церкви, мостовые и водоотводные трубы были срублены из бревен. Древние новгородцы славились как искусные плотники и даже на бой ходили с топорами. Весь город делился на пять концов-районов: Славенский, Плотницкий, Людин (Гончарский), Неревский и Загородский. Планировка города шла от центра - Детинца. Улицы лучами расходились от него, а параллельные Волхову улицы назывались «пробойными». Все они, по сути, являлись самоуправляющимися общинами внутри концов и одновременно отдельными церковными приходами. Поэтому на каждой улице было по церкви, а часто и не по одной.

Внутри города и в его  окрестностях процветали десятки монастырей, в которые уходили в старости многие новгородцы. За свою многовековую историю Новгород неоднократно перестраивался, перепланировались улицы, изменялась застройка. На смену деревянным зданиям  пришли каменные, первым из которых  стал собор Святой Софии - Премудрости  Божьей. К сожалению, далеко не все  из памятников средневековой архитектуры  дожили до наших дней. Город сильно пострадал и при Иване Грозном, и от оккупации шведами.

Археологическими раскопками вскрыты в разных районах города комплексы разновременных деревянных сооружений, которые позволяют составить  некоторое представление о новгородской деревянной архитектуре. Архитектурный  ансамбль древнего Новгорода складывался  в основном из деревянных жилых и  хозяйственных построек, среди которых  возвышались каменные храмы, оборонительные сооружения и хоромы знати. Но нередко  и эти постройки рубились также  из дерева

А из 200 с лишним церквей  в черте города сохранились только 38, хотя по сравнению с другими  русскими городами и это немало, и благодаря этим постройкам город  называют "русской Флоренцией": ни один из древнерусских городов  не сохранил такого множества архитектурных  сооружений с древней настенной  живописью.

Поэтому, в своей работе я стремилась отобразить все богатство  и красоту архитектуры этого  удивительного города этого периода  на примере уникального Новгородского  Кремля, самого древнего на Руси храма  Святой Софии, многих церквей с уникальными  иконостасами - тех памятников, без  которых невозможно представить  историю нашей страны.

Список используемой литературы

 

1. Антонов Н.А., Вахрушев Н.И., Вязинин И.Н. и др Достопримечательности Новгорода./Н.М Иванов-Лениздат, 1982

2. Афонькин С.Ю. Древнерусская архитектура- Кристалл, 2002.

3. Рождественская Л.А. Новгородский кремль - Лениздат, 1980.

4. Каргер М.К. Новгород Великий. - Л-М.: ГИ "Искусство", 1961

5. Губарева М.В., Низовский А.Ю. сто великих храмов мира, Москва «Вече», 2005.

 


Информация о работе Новгородское культовое зодчество XI – XV вв