Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:44, реферат
На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности
В подготовительной к школе группе можно применять игровые приемы, например провести игру в гончарную мастерскую. Воспитатель рассказывает о том, как мастера создают посуду и другие изделия, а дети, увлеченные рассказом, начинают лепить посуду для игры (в посудный магазин).
Возможно создание и других увлекательных ситуаций. Например, детям предлагают вылепить декоративные плитки, чтобы подарить их в День Победы бывшим фронтовикам или мамам к празднику 8 Марта. Плитки можно объединить в декоративный фриз, например фриз из бабочек. Изготовление декоративных плиток требует предварительного рисунка – эскиза, который создается за день или два до занятия. Вся работа над пластиной ведется в два приема. Сначала по размеру эскиза подготавливается пластинка. Это техническая работа, которая требует от ребенка точности движений и аккуратности. Подготовленные пластинки завертываются в полиэтиленовую пленку и сохраняются до следующего занятия, на котором дети по эскизу будут делать рельеф. Так же, как и на сосудах, узоры на пластинках выполняются углубленным или высоким рельефом, а затем, если нужно, подвергается росписи ангобами.
Развитие творческой активности и самостоятельности зависит от того, как поставлена работа в детском саду, как продумывается и организуется процесс занятий. Если в старшей группе в основном воспитатель с дежурными подготавливали рабочее место для каждого ребенка, раздавая глину и оборудование, то в подготовительной группе каждый ребенок может сам взять себе то количество глины, которое ему нужно, и стеки для лепки. Лепят дети сидя за обычными столами, на доске или поворотных станках. В том случае если лепка связана с окраской ангобами, то занятие делится на две части: первая часть занятия – лепка предметов, а вторая часть – окраска их.
Для организации занятий по декоративной лепке с детьми 5-7 лет используют глину и пластилин.
Человек с древних времен знает, что глины можно лепить, и с давних времен люди занимались гончарным делом. Глина вошла в быт человека, из нее готовят посуду, глиняными, обожженными плитками покрывают крыши, стены и полы в домах. Глина – землистая масса, которая при смешивании с водой превращается в пластичный материал. Высохшая глина сохраняет форму, которую ей придают, и, если ее обжечь, она становится твердой. Эти особенности глины позволяют человеку использовать ее в строительстве, а также для изготовления керамических, глиняных изделий.
Глина, как правило, продукт разрушения горных пород. Добытая в разных местах, она имеет свой цвет: желтовато-коричневый, красноватый, серовато-белый, зеленовато-голубой, бурый. Окраска зависит от красящих веществ, которые входят в состав глины, кроме того, в ней имеются растворимые соединения железа, смолы, воск, часто бывает примесь песка. Если песка немного, то глина считается жирной и более пластичной, если много, то она называется тощей (или суглинком). Лепить из тощей глины нельзя – она рассыпается. Глина очень выразительна как материал. Гончары понимают это и, работая над изделиями, стараются выявить ее красоту и пластичность.
Глина должна быть основным материалом для обучения детей лепке в детском саду прежде всего потому, что она пластична, однотонна, красива как материал и дает ребенку возможность понять целостность формы предметов. Большой ком глины позволяет работать над крупными массами и композициями из нескольких фигур, что в пластилине почти невозможно. Глина имеет еще одно преимущество перед пластилином: глиняные изделия можно подвергать дальнейшей обработке в муфельной печи или после хорошего просушивания окрашивать гуашью с добавлением яичного желтка или темперой.
Использование пластилина обычно ведет к изображению мелких форм из цветных частей, что не всегда желательно, так как это мешает целостному восприятию формы. Происходит это потому, что воспитатель не имеет возможности дать ребенку для развернутой, интересной лепки однотонный ком пластилина достаточного размера. Коме того, это цветной материал, а цвет, как дополнительное изобразительное средство, часто отвлекает детей от изображения основного – формы. Все это затрудняет выполнение важной задачи программы детского сада – научить детей видеть и создавать основную форму предметов.
Нужно учесть также, что детям 2-4 лет трудно обрабатывать этот материал, даже если его разогревают перед занятием. Пластилин хорошо использовать в работе в детьми 5-7 лет, у которых в достаточной мере развиты мелкие мышцы руки и уже проявляется желание изображать мелкие детали предметов: украшения одежды фигур, изображать растительные формы в сюжетной лепке. Но и в старших группах пластилин следует использовать лишь на некоторых занятиях.
Таким образом, основной материал для работы с детьми – это глина. Где же можно доставать глину для занятий лепкой?
Глину можно выбирать прямо из грунта. Хорошие пласты наносной жирной глины встречаются вблизи рек и ручьев. Поэтому глину нужно искать летом.
А как подготовить глину для лепки. На самом деле это не так трудно. Нужно лишь один раз правильно ее заготовить, и в течение всего года глина будет пригодна для работы.
Прежде всего сухую глину, если она не засорена, разбивают молотком, засыпают в сосуд и заливают водой так, чтобы верхний слой оставался сухим. Таким же образом поступают со старыми детскими работами, которые не нужны для дальнейшего сохранения и не подвергались обжигу в муфельной печи. Когда глина впитает воду (через день или два), то насколько возможно, нужно промешать ее палкой и, долив воды, хорошо перемять руками, чтобы получилась густая глинистая масса, похожая на промешенное тесто, отстающее от рук (в подготовительной группе эту часть работы выполнить дети). Подготовленную таким образом глину надо сложить в полиэтиленовый бак, а если его нет, то в кусок полиэтиленовой пленки, плотно завязать, чтобы не проходил воздух, и поместить в ящик, бочку, ведро и т. д. В таком состоянии глина может храниться целый год. Время от времени глину проверяют и обрызгивают водой.
Бывает так, что глина засорена Куками древесины, камнями или металлическими частицами. В таком случпе глину «отмучивают». Делают это следующим образом. Ее дробят молотком, помещают в сосуд и заливают водой так, чтобы получилась довольно жидкая масса. Затем берут другой сосуд и сливают в него все содержимое первого сосуда, пропуская всю массу через сито, решето или эластичную ткань. Весь мусор, оставшийся в ткани или решете, выбрасывают, а глинистую массу ставят в теплое место выпариваться. Процесс отмучивания длительный, а поэтому проводить его лучше летом.
К оборудованию для лепки относятся каркасы. В работе с дошкольниками это обыкновенные палочки разной длины и толщины. Использование каркаса помогает совершеннее изображать ноги животных, делать фигуры, выполненные на каркасах, часто делают трещины, поэтому, как только работа подсохнет, каркас лучше осторожно удалить, чтобы дальнейшее высыхание шло без него.
В процессе лепки нужно пользоваться стеками. Они могут быть деревянными или металлическими. Деревянные легко сделать самим. Самые простые формы стеки – это палочка, заостренная с одной стороны и закругленная с другой, стека в виде лопаточки и стека-петля.
Стека применяется для проработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой; стекой же с формы снимается лишняя глина, делаются надрезы.
Качество работы ребенка во многом зависит от того, как организовано его рабочее место. Для успешной работы хорошо иметь небольшие по размеру доски (квадратные или круглые), которые размещаются на столе. Размер доски определяется величиной лепки. Если фигура величиной 15х10 см, то доска может быть размером 22х35 см. если фигура больше, то и доска должна быть большего размера.
Вместо досок в старших группах можно использовать поворотные станки. Которые удобны во время работы и дают детям возможность аккуратно повертывать изделие и прорабатывать его со всех сторон.
Примерный конспект занятия «Лепка собаки» (по игрушке)
Программное содержание. Учит детей лепить собаку, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овоидную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали (уши, хвост, лапы); учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой.
Методика проведения занятия. В начале занятия воспитатель показывает детям, как и в какой последовательности нужно их соединять, каждый раз фиксируя внимание на плотном примазывании деталей со всех сторон. (Сначала к туловищу прикрепляется голова, затем ноги, потом хвост. В последнюю очередь изображаются детали: морда, уши, лапы.)
Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Так, шарообразный комок глины маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов глиняный столбик – кольцом, баранкой. Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.
Одновременно ребенок сознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.
Информация о работе Обучение декоративной лепке детей 5-7 лет