Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:53, реферат
Органический стиль в архитектуре в основном связан с именем выдающегося американского зодчего Ф. Л. Райта - ученика Л. Салливена. Разделяя рациональные принципы функционализма /научную, гигиеническую и технологическую обоснованность проекта/, он считал столь же существенной эстетику формируемых пространств и объёмов. В качестве ее основы служила органичная связь здания с окружающим ландшафтом, а его оборудования, мебели, утвари - с композицией внутренней среды здания
Органический
стиль в архитектуре в основном связан
с именем выдающегося американского зодчего
Ф. Л. Райта - ученика Л. Салливена. Разделяя
рациональные принципы функционализма
/научную, гигиеническую и технологическую
обоснованность проекта/, он считал столь
же существенной эстетику формируемых
пространств и объёмов. В качестве ее основы
служила органичная связь здания с окружающим
ландшафтом, а его оборудования, мебели,
утвари - с композицией внутренней среды
здания. Естественно такая установка реализуема
только при индивидуальном проектировании
каждого объекта. За почти 70- летнюю творческую
жизнь Ф. Л. Райт построил много выдающихся
сооружений различного назначения: многоэтажные
офисы, лаборатории, музеи, храмы, частные
дома. Принципы органичной архитектуры
диктовали Райту применение традиционных
материалов /камня, кирпича, дерева/ и совпадение
фактур конструкций на фасаде и в интерьере/
например, неоштукатуренной кирпичной
кладки/, а наибольшую известность Райту
принесли особняки, в композициях которых
ему удалось в наибольшей мере реализовать
принципы органичной архитектуры. Пространство
этих зданий он, как правило, членит на
зоны - общую и интимную, причем пространство
общей зоны проектирует "перетекающим"
без стационарных перегородок между холлом,
общей комнатой и столовой. Кроме того,
Райт проектирует "перетекающим"
внутреннее пространство во внешнее: стены,
отделяющие общие комнаты, а иногда и спальни,
он проектирует на всю высоту стеклянными,
со стеклянными дверьми, ведущими на открытую
террасу и в сад. Таким образом, ликвидируется
визуальная преграда между внутренним
и внешним пространством. В то же время
стены, ориентированные в сторону города,
он проектирует глухими, либо с узкими
ленточными окнами под самым потолком,
что позволяет улучшить освещенность,
но исключает визуальный контакт с улицей.
Интимную зону /спальни и туалеты/ в зависимости
от величины дома и его композиции Райт
располагает на одном уровне с общей /вдоль
общей оси или под углом к ней/, либо /в
больших домах/, на втором и третьем этажах,
как например, в доме Кауфмана "над водопадом".
Формально идеи свободного плана дома
с плоской крышей у Ле Корбюзье и Райта
совпадают, но их реализация идёт разными
путями и приводит к различным эстетическим
результатам. Для обеспечения свободы
планировки Ле Корбюзье применял каркас
с регулярной сеткой колонн. Райт отказался
от каркаса, но достиг большой свободы
компоновки, увязав расположение вертикальных
несущих конструкций с объёмно-планировочными
решениями зданий. В качестве несущих
опор он применяет стены или отдельные
пилоны, выполненные в кладке из кирпича
или блоков естественного камня, причём
оставляет кладку неоштукатуренной и
на фасадах и в интерьерах. Каменные стены
он располагает по контуру санитарных
помещений и кухонь, а размещение остальных
стен и пилонов увязывает с планировкой
дома и требованиями его общей устойчивости.
Плоскую или очень пологую крышу Райт,
как и Корбюзье, проектирует бесчердачной,
но не с внутренним, а с наружным неорганизованным
водостоком. Это определило столь характерный
для домов Райта очень большой свес крыши.
Он не только исключает попадание дождевой
воды на стены, но и обеспечивает хорошую
солнцезащиту, что особенно важно для
стеклянных садовых фасадов домов в климате
южных штатов.
Конструкции крыши различны - в одноэтажных
особняках это, как правило, трехслойные
деревянные конструкции с эффективным
утеплителем, в двух- и трехэтажных - железобетонные,
что позволяет увеличить их консольные
свесы и устроить на них террасы. Так, в
"доме над водопадом" террасы устроены
в трех уровнях, обращены в разные стороны
и имеют различные размеры выносов. На
юге Райт часто прибегал к приёму устройства
части кровельных свесов решетчатыми
- типа пергол.
При всем композиционном разнообразии
особняков Райта единой остается гармония
с окружающим ландшафтом или скромным
садовым участком. В то же время столь
же постоянным остается неприятие Райтом
городской среды, в которую они принципиально
не вписываются и к которой обычно обращены
глухими стенами. Справедливость требует
отметить, что к такому решению Райт пришел
в пору творческой зрелости в 1930-1950-е гг.
Его особняки 1900-1910-х гг. равно раскрыты
в дворовое и уличное пространство.
Столь же самобытным был подход Ф. Л. Райта
к проектированию крупных общественных
зданий. В 1904 г. он первым применил атриумную
объёмно-планировочную структуру для
5-этажного здания офиса фирмы Ларкин в
Буффало, отказавшись от традиционной
коридорной планировки контор. В офисе
фирмы Ларкин он сгруппировал все рабочие
помещения вокруг единого на всю высоту
здания крытого атриумного пространства
так, что они получают верхний и боковой
естественный свет.
Однако наиболее ярким примером из области
проектов крупных общественных зданий
Райта служит музей Гуггенхейма в Нью-Йорке
/1944- 1956 гг./.
Этим проектом Райт сломал вековой стереотип
анфиладной планировочной структуры музейных
зданий. Художественная экспозиция, в
музее Гуггенхейма построена вдоль нисходящего
спирального пандуса, обвивающего центральное
атриумное пространство, освещенное верхним
светом через стеклянный купол. Посетители
музея поднимаются лифтом на верхнюю отметку
пандуса и, постепенно, спускаясь по нему
и осматривая экспозицию, приходят внизу
к обслуживающим помещениям, лекционным
залам и пр. Освещение экспозиции - комбинированное:
верхнее - через купол и боковое - через
узкий ленточный проём, протянутый вдоль
пандуса под его основанием. Композиционной
и функциональной особенностью интерьера
музея является сочетание крупного озелененного
пространства атриума и относительно
ограниченных пространств вдоль пандуса,
обращенных в атриум. Возможность переключения
внимания посетителей с экспозиции на
пространство атриума препятствует возникновению
у зрителей традиционной "музейной
усталости". Функционально обусловленная
схема построения пространства музея
определила и построение его внешнего
объёма в виде своеобразной улитки. Её
уникальный, замкнутый, "самодостаточный"
объём вкомпанован в застройку вне зависимости
от структуры последней. Столь же самобытен
и органичен Райт в решении тривиальной
темы многоэтажного офиса. В построенной
в 1956 г. "башне Прайса" /г. Бартлсвил,
шт. Оклахома/ по заданию должны были разместиться
конторские помещения и квартиры. По традиции
в таких случаях конторы размещают внизу,
а квартиры наверху. Райт сломал традицию:
конторы и квартиры размещены им на всех
15 этажах башни, но наглухо отделены друг
от друга крестом /в плане/ взаимно перпендикулярных
внутренних стен. Таким образом, сломан
и конструктивный стереотип - проектировать
такие здания каркасными. Внутренняя стеновая
несущая система обнажена на торцах и
в венчании здания, что обеспечило тектоничный
характер, композиции объёма башни. Райт
был исключительно самобытным и одарённым
архитектором, которому посчастливилось
иметь и уникальное творческое долголетие.
Поэтому, говоря об органичной архитектуре,
трудно назвать сомасштабное ему имя,
хотя в области органичной архитектуры
продолжают работать многие архитекторы,
в том числе и ученики Райта