Организация фольклорных ансамблей и студий в школах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:49, доклад

Описание

Распространение фольклорного движения в деревнях (мы находимся в самом начале этого процесса) имеет совершенно особенное значение. Оно способно внушить надежду на хотя бы частичное восстановление жизнеспособности традиционной сельской культуры в местах ее первичного функционирования. В сложной сегодняшней ситуации, когда естественные механизмы устной межпоколенной трансляции в крестьянской культуре сильно разрушены, только мощная социокультурная инициатива, подкрепленная энергией молодых и зрелым фольклористическим знанием, может восстановить утраченные звенья традиции, противостоять деструктивным тенденциям, переломить инерцию угасания.

Работа состоит из  1 файл

Доклад по тимэхо.doc

— 71.00 Кб (Скачать документ)

Логинова Эрика  Рлт-081

Доклад на тему: Организация фольклорных ансамблей  и студий в школах.

   Сегодня необходимо  принципиально новое отношение  к предмету “традиционная народная культура” — бережное и глубокое изучение, сохранение специфики фольклора и механизмов передачи традиций, естественный ввод материала в современную жизнь.

   Задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ — народной философии, мудрости традиционного мировоззрения. Актуальность проблематики очевидна. Доказательством этого является сегодняшняя активизация этнического самосознания нашего народа, повышенное внимание к своему культурному наследию. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального русского характера.

   Сегодня об опасности  глобализации, угрозе исчезновения  культурного разнообразия говорят  во всем мире. Даже в нашей  стране, где, казалось бы, сохранились богатейшие уникальные традиции, есть место для тревоги. Недавно довелось услышать рассказ, как зашли в дом ряженые и прочитали хозяевам... стихотворение: «Гляжу, поднимается медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз...» А то из всего обряда колядования исполнители знают только, что им в торбу должны положить подарки. А между тем обряды, традиции, ремесла должны быть живыми, передаваться из поколения в поколение.

   Фольклор (от англ.  folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, создаваемые народом и бытующие в народных массах, поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство и т.д.

 

                    

                Рекомендации ЮНЕСКО о сохранении фольклора.

    Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшаяся в Париже с 17 октября по 16 ноября 1989 г. на свою двадцать пятую сессию, считала, что фольклор является частью общего наследия человечества и мощным средством сближения различных народов и социальных групп и утверждения их к культурной самобытности. Отмечая его социальное, экономическое, культурное и политическое значение, его роль в истории народа и его место в современной культуре, подчеркивало специфическую сущность, и важность фольклора как неотъемлемой части культурного наследия и живой культуры. Признавая крайне хрупкий характер традиционных форм фольклора, особенно его аспектов, связанных с устными традициями, и риск того, что эти аспекты могут исчезнуть так как они подвергаются воздействию разнообразных факторов. Правительствам следовало бы играть решающую роль в сохранении фольклора и действовать как можно быстрее, постановив в ходе своей двадцать четвертой сессии, что вопросам охраны фольклора должна быть посвящена рекомендация для государств-членов пункта 4 статьи IV Устава, принять данную рекомендацию пятнадцатого ноября тысяча девятьсот восемьдесят девятого года.

Рекомендации: 
 
   Фольклор (или традиционная и народная культура) – есть совокупность основанных на традициях культурного сообщества творений, выраженных группой или индивидуумами, и признан в качестве отражения чаяний сообществ, его культурной и социальной самобытности; фольклорные образцы и ценности передаются устно, путем имитации или другими способами. Его формы включают в себя: язык, литературу, музыку, танцы, игры, мифологию, обряды, обычаи, ремесла, архитектуру и другие виды художественного творчества народа.

   Обеспечение сохранности  касается защиты фольклорных  традиций и их носителей, исходя из того, что каждый народ имеет право на свою собственную культуру и что его приверженность к этой культуре часто оказывается подорванной в результате влияния индустриализованной культуры, распространяемой средствами массовой информации. Необходимо принять меры по гарантированию статуса и экономической поддержки фольклорных традиций как в сообществах их создающих, так и за их пределами.

 

 

С этой целью государствам-членам следует: 
 
1. Разработать и ввести в программы как школьного, так и внешкольного образования соответствующее преподавание и изучение фольклора, уделяя особое внимание уважению фольклора в самом широком смысле этого слова, с учетом не только деревенских или иных сельских культур, но и культур, создаваемых в городской среде различными социальными и профессиональными группами, организациями и т.д., и тем самым содействовать лучшему пониманию культурного разнообразия и различных мировоззрений, особенно тех, которые не представлены в доминирующей культуре; 
 
2. Гарантировать право доступа культурных сообществ к их собственному фольклору путем оказания содействия работе в области документации, архивного дела, исследований и т.д., а также отправления традиций на практике; 
 
3. Создать на междисциплинарной основе национальный совет фольклора или любой другой подобный координационный орган, в котором будут представлены различные группы по соответствующим интересам; 
 
4. Оказать моральную и экономическую поддержку отдельным лицам и учреждениям, изучающим, пропагандирующим, культивирующим или владеющим фольклорными материалами; 
 
5. Поощрять научные исследования, относящиеся к обеспечению сохранности фольклора.

 
Освоение языка традиции предполагает разноуровневые задачи. Поскольку народная песня не воспринимается фольклорными группами только как эстетико-стилевое явление, в процессе совместного творчества на первый план выходят коммуникативные, или группообразующие факторы, а именно:

1. Идентификация своего  внутреннего мира с жизнью  и проявлениями какой-либо конкретной  традиции и с теми аутентичными  мастерами, которые являются ее носителями. Включается механизм «предварительной цензуры коллектива» по отношению к собственному исполнению она является одним из основных факторов в работе группы. 
2. В процессе выработки совместного «языка» и формируется так называемая «малая группа», в которой, по-видимому, всегда сохранялись и передавались накопленные знания и навыки. При этом каждый участник получает возможность самораскрытия, обретает свое место внутри живого организма, каковым является малая группа (ансамбль).

Фольклор в качестве явления культуры должен сохраняться в интересах конкретной группы людей и самой группой (семья, профессиональные, национальные, региональные, религиозные, этнические и другие группы), самобытность которой он выражает.

 

Рассмотрим как пример - Кемеровский областной центр народного творчества и досуга

   Более шестидесяти лет  действует в Кузбассе Кемеровский областной центр народного творчества и досуга, объединяющий работу клубных учреждений, творческих коллективов земли Кузнецкой. Сегодня в области работают 730 клубов, Домов и Дворцов культуры, в которых базируются 9317 формирований.

   Кемеровский областной центр  народного творчества и досуга  – это единственное в области  учреждение, осуществляющее государственную  политику сохранения и развития нематериального культурного наследия. Центр является организатором фестивалей, праздников, смотров, конкурсов по различным жанрам самодеятельного творчества. Свою работу Центр народного творчества и досуга строит в соответствии с потребностью населения по следующим жанровым направлениям: самодеятельное художественное творчество, фольклор, декоративно-прикладное и изобразительное искусство, культурно-досуговая, информационно-издательская, организационно-методическая деятельность.

   На протяжении сорока лет в Кузбассе проходит ставший популярным среди любителей танцевального искусства Всероссийский конкурс хореографических коллективов на приз Губернатора Кемеровской области. Ежегодно на этот праздник собирается более двух тысяч участников, приезжают десятки танцевальных коллективов Сибири, Урала, Дальнего Востока. До сих пор Всероссийский конкурс хореографических коллективов является самым значимым и известным в мире танцевальной общественности.

   В 2010 году состоялся XXXX юбилейный конкурс хореографических коллективов на приз Губернатора Кемеровской области, посвященный 65-летию Победы. Исполнительское мастерство юношей и девушек, балетмейстерские работы оценивало профессиональное жюри, в состав которого вошли: председатель – Т.В.Пуртова – директор государственного Российского Дома народного творчества, кандидат искусствоведения, профессор Московской государственной академии хореографии, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Лауреат премии Правительства РФ в области искусства (г.Москва), члены жюри Н.П.Сингач – профессор Алтайской академии культуры и искусств, Заслуженный работник культуры РФ (г.Барнаул), А.В.Бердышев – хореограф, Народный артист РФ (г.Новосибирск), В.И.Щанкин – профессор, директор института хореографии Кемеровского университета культуры и искусств, Заслуженный работник культуры РФ (г.Кемерово), А.А.Калыгина – ведущий методист отдела хореографии Государственного Российского Дома народного творчества (г.Москва).

   Вот  уже второй год Кемеровский  областной центр народного творчества и досуга совместно с Историко-культурным и природным музеем-заповедником «Томская Писаница» проводят фестиваль авторской песни «Спас на Томи» памяти Николая Смольского. На фестиваль приезжают представители бардовского движения Кузбасса и других регионов России (г.г.Томск, Новосибирск, Омск, Красноярск, Барнаул). Целью фестиваля является популяризация авторской песни в Кузбассе, содействие профессиональному росту, творческой активности авторов и исполнителей. В рамках фестиваля мэтры бардовского движения проводят мастер-классы для начинающих исполнителей.

   Областные фестивали национальных фольклорных коллективов «Сибирские самоцветы», «Музыкальный ларец» стали традиционными мероприятиями Центра. На таких праздниках звучат местные легенды, песни, сказки, исполняются обряды, бытующие на территории родного края. Фольклорными мотивами проникнуты и другие национальные праздники и фестивали – конкурс гармонистов «Кузбасские потешки», «Живи, Россия, здравствуй!» и другие. Примечательно то, что к фольклорным традициям приобщаются дети. Яркое тому подтверждение - фестиваль «Рождество в Березовском». Ежегодно в нем принимают участие более 200 юных артистов из городов и районов Кузбасса, а также соседних сибирских регионов.

   Одним  из приоритетных направлений деятельности Кемеровского областного Центра народного творчества и досуга является оказание методической и практической помощи самодеятельным художникам и мастерам декоративно-прикладного творчества и любительских объединений области. Наряду с этим не остаются без внимания и Центры народных промыслов и ремесел, выполняющих важную задачу по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов. Для них Кемеровский областной центр народного творчества и досуга ежегодно организует областные выставки, фестивали, пленэры.

   С 2006 года в рамках  празднования Дня России и  главного праздника Кузбасса  – Дня шахтера - проводится областная выставка изделий декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Кузбасский сувенир». Ежегодно в ней принимают участие более 100 лучших мастеров нашего края. Главным условием участия в выставке-ярмарке является высокое художественное достоинство ремесленных изделий и живописных работ. В рамках выставки проходят открытые мастер-классы по различным видам декоративно-прикладного искусства: береста, кукла-оберег, вязание и вышивка, роспись по дереву, металлу и стеклу. Одним из главных и значимых событий этого мероприятия является конкурс среди мастеров декоративно-прикладного искусства «Кузбасский сувенир». Победители награждаются поездкой на Всероссийскую выставку-ярмарку народно-художественных промыслов.

   На протяжении 30 лет Центр  проводит областной пленэр для художников-любителей «Краски кузбасского лета». В этом мероприятии, не имеющем аналогов по Сибирскому региону, принимают участие все желающие, среди них как опытные мастера своего дела, так и начинающие художники. Участникам пленэра предоставляется уникальная возможность не только передать своеобразие рельефов, пластику холмов и «скульптуру» горных отложений, колорит свето-воздушной атмосферы, но, главное, почувствовать и понять дух, образ суровой, но необычно красивой  природы Кузбасса. За время проведения пленэра проходят теоретические и практические занятия, мастер-классы, а по итогам выставки проводится конкурс, и лучшие работы пополняют передвижную выставку «Краски земли Кузнецкой».

   Отдельно хочется выделить  берестяной промысел в Кемеровской  области. Береста Кузбасса - это  уникальное явление в культурной  жизни нашего края, известное как в России, так и далеко за ее пределами. Оно зародилось в конце 1970-х годов, хотя до этого в Кемеровской области никогда не существовало устойчивой традиции в этом виде народного творчества. Зачинателей было трое: Владимир Дунаев, Юрий Михайлов, Валерий Кривоногов-Томилин. Все трое - из Мариинска – города-музея, что на севере Кемеровской области, который местные поэты называют «цветком деревянным». В дальнейшем, в 1980-е годы, в шахтерском Прокопьевске появилось муниципальное предприятие «Прокопьевская береста» (первоначальное название – «Сонмище»), которое объединило сразу несколько мастеров. Мариинские мастера работают врозь, каждый сам по себе, прокопьевские – коллективно, соборно. Отличаются эти центры и отношением к народной традиции: в Мариинске ее почитают и глубоко совершенствуют, в Прокопьевске – чаще экспериментируют, вводят нетрадиционные формы, расширяют технические возможности обработки бересты.

   Как художественное явление  береста Кузбасса не только  укоренилась, окрепла, она стала  явлением сложным, значение которого трудно переоценить. Это и промысел, плодотворно развивающий традиции народной культуры, и центр профессионального декоративно-прикладного искусства, это и содружество талантливых мастеров, поднявших престиж своей малой родины и ее духовное достояние.

   В последние годы в  регионе сформировалась устойчивая  тенденция к развитию изобразительного  и декоративно-прикладного искусства  среди мастеров и художников  – ветеранов Великой Отечественной  войны и труда. На протяжении  многих лет они являются активными участниками областной выставки декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Кузбасс мастеровой».

Информация о работе Организация фольклорных ансамблей и студий в школах