Орнамент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:45, доклад

Описание

Существует множество методов определения готовности детей к школьному обучению. Но, как известно, ещё не существует совершенных диагностических программ. Каждому исследователю должно быть известно, что обследование ребёнка 6 – 7 лет не должно быть слишком длительным, т.е. не должно продолжаться более сорока минут, иначе ребёнок быстро утомляется и его работа становится непродуктивной. Также методики должны давать сведения о мотивационной готовности детей к школе и программа обследования должна содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о готовности ребёнка к школе.

Работа состоит из  1 файл

анализ методик.doc

— 28.00 Кб (Скачать документ)

        

         Существует множество методов  определения готовности детей  к школьному обучению. Но, как  известно, ещё не существует совершенных  диагностических программ. Каждому  исследователю должно быть известно, что обследование ребёнка 6 –  7 лет не должно быть слишком длительным, т.е. не должно продолжаться более сорока минут, иначе ребёнок быстро утомляется и его работа становится непродуктивной. Также методики должны давать сведения о мотивационной готовности детей к школе и программа обследования должна содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о готовности ребёнка к школе.

         Учебная мотивация должна стать  доминирующей, так как она определяет  ведущий тип деятельности ребёнка.  До этого ведущим типом деятельности  являлась игра, в этом типе деятельности преимущественно формировалась психика ребёнка. К концу дошкольного детства игра исчерпывает свои возможности по образованию зон ближайшего развития при условии, что ребёнок прошёл все ступени развития детской игры от манипулятивной до игры по правилам. Объясняется это, вероятно, тем, что как ещё отмечал Л.С.Выготский, процесс развития игры характеризуется постепенным уменьшением значения в ней воображаемой ситуации и существенным возрастанием роли правила. В 6 - 7  лет игры с правилами становятся наиболее предпочитаемыми, а выполнения действия по правилу становится основным содержанием игры. Таким образом, подготавливается почва  для смены ведущего типа мотивации с игровой на учебную, стимулирующую ребёнка в роли ученика к постоянному выполнению действий по разнообразным правилам.

         Если же ребёнок не прошёл  все стадии развития игры, то  с большой долей вероятности  можно сказать, что к моменту  поступления в школу в его  психическом развитии не наблюдается  кризис семи лет, знаменующийся  появлением учебной мотивации и, как следствие, психологической готовностью к школе.

         Очень интересен ориентировочный  тест школьной зрелости Керна-Йирасека. Он состоит из трёх заданий. Первое задание – рисование мужской фигуры по памяти, второе – срисовывание письменных букв, третье – срисовывание группы точек. Результат  каждого задания оценивается по пятибалльной  системе, где 1 – высший балл.  Затем вычисляется суммарный итог по трём заданиям. Все три задания данного графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет определить в общих чертах интеллектуальное  развитие ребёнка ( рисунок мужской фигуры по памяти ). Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляют умение ребёнка  воспроизводить образец. Эти задания также позволяют определить, может ли ребёнок  сосредоточенно, не отвлекаясь, работать некоторое время над не очень привлекательным для него заданием.

         Методика «Домик» представляет  собой задание на срисовывание  картинки, изображающей домик, отдельные  детали которого составлены из  элементов прописных букв. Задание  позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Данная методика имеет клинический характер и не предполагает получение нормативных показателей. При анализе детского рисунка необходимо обращать внимание на характер линий: очень жирные или «лохматые» линии могут свидетельствовать согласно имеющейся по этому вопросу литературе о тревожности ребёнка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение  необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности.

         Методика «Сапожки» позволяет исследовать  обучаемость ребёнка, т.е. проследить, как он пользуется для решения задач правилом, с которым раньше никогда не встречался. Трудность предлагаемых задач  постепенно возрастает за счёт введения в них объектов, по отношению к которым можно применить усвоенное правило, только после  осуществления  необходимого процесса обобщения. Используемые в методике задачи построены таким образом, что для их решения требуется осуществить эмпирическое  или теоретическое обобщение.

         В качестве  экспериментального задания используется обучение испытуемого  цифровому кодированию цветных картинок ( лошадка, девочка, аист ) по наличию или отсутствию у них одного признака – сапожек на ногах.

Информация о работе Орнамент