Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 21:55, реферат
Одним из важнейших очагов средневековой художественной культуры Европы и Ближнего Востока было византийское искусство, то есть искусство народов, объединенных в период с конца 4 до середины 15в.
Византия выступила хранительницей некоторых сторон античного наследия. Византийское искусство в период раннего средневековья прочно занимало ведущее место в художественной жизни Европы и Ближнего Востока: византийские зодчие и художники были носителями высоких традиции и развитого творческого опыта.
Министерство образования Р.Ф.
Уральская
государственная архитектурно –
художественная академия.
Реферат
по истории искусств.
Особенности византийской изобразительной системы и живопись в
интерьере
византийского храма.
Екатеринбург 2006 г.
Одним из важнейших очагов средневековой художественной культуры Европы и Ближнего Востока было византийское искусство, то есть искусство народов, объединенных в период с конца 4 до середины 15в.
Византия выступила хранительницей некоторых сторон античного наследия. Византийское искусство в период раннего средневековья прочно занимало ведущее место в художественной жизни Европы и Ближнего Востока: византийские зодчие и художники были носителями высоких традиции и развитого творческого опыта.
Очень отчетливо черты византинизма прослеживаются в живописи, не менее отчетливо они ощутимы и в архитектуре, например в преобладании в монументальном культовом зодчестве купола, центрических архитектурных типов и центрического композиционного принципа.
Что касается интерьеров византийских культовых здании, то, несмотря на большие проемы, даже в тех случаях, когда они хорошо связаны с наружным пространством, они всегда трактованы как особый мир, отличающийся от мира природы и построенный на основе представлении о человеке и вселенной, характерных для церковной легенды. В архитектуре, разрабатывались внимательно сложные интерьеры, как бы вовлекавшие человека изолировавшие его от остального мира. Объемная форма, пластика, реальное пространство не являются главными средствами художественной выразительности.
Церковный интерьер
- символическое изображение вселенной,
такая интерпретация получила дополнительное
наглядное выражения в живописи. Характер
изображенных фигур и сцен влиял и на пространство
интерьера, придавая ему облик, отличный
от реального пространства природы. Идей
централизации, божественного происхождения
пронизывали собой как архитектурное,
так и живописные образы. Синтез архитектуры
и живописи носил в Византии в высшей степени
единый и цельный характер.
Живопись, занявшая в изобразительном искусстве Византии главное место, находилась под строгой церковно - государственной опёкой. Она развивалась по трем основным руслам: церковная мозаика и фреска, иконопись книжная миниатюра. Здесь господствовали строгие правила изображения святых или событий из «священной истории». Художник должен был следовать канону -правелом иконографии, диктовавшим композицию, тип фигуры и лиц, основы цветового решения. Канон в известной мере обусловливал образный строй изображения.
Иконография, складывавшаяся в процессе поисков композиции, наиболее отвечавшей той или иной теме, имела в начале своей историй живой, образный характер. Со временем эти иконографические типы превратились в утвержденные церковью окостеневшие схемы решения того или иного сюжета. Византийский художник потерял возможность работать с натуры исходить непосредственно из наблюдении жизни.
Изображения византийском искусстве, как правило, плоскостные.
В эмоциональной выразительности силуэта, в ритме линий и тонов цвета искал византиец возможности передать важное для него духовное содержание, экспрессию, внутреннюю динамику образа. Поэтому так глубоко осмысливал византийский живописец эмоциональное звучание цвета и линии и доводил до изощрениейшей виртуозности умение наполнить точно и точно найденным духовным содержанием любой, казалось бы, внешне декоративный эффект, изгиб линий, оттенок цвета. Наиболее значительными из памятников монументальной живописи 6 -го в.. Является мозаики церкви Сан Витале, эти мозаики заполняют стены и своды апсиды, составляют сложные и художественно целостный комплекс. В цветовой гамме господствуют ярко-зеленый и золотые тона, сообщающие всему убранству праздничную торжественность. Тяжеловесные объемы лиц, плотные складки одежды создают конкретно-образный строй мозаики. Живые мотивы пейзажа со скрупулезно переданными веточками цветов сочетаются с чисто орнаментальной разделкой почвы и потоков 4-x рек, композиция воспринимается фронтально. В мозаике условно передана среда, в которой находятся фигуры. Художник обладал определенным ощущением пространства. Создаются впечатление, что он хотел передать расстояние между фигурами. Но абстрактный фон и понимание образа человека как зримого знака отвлеченной идей направили его на путь условности. Люди в мозаике трактованы плоскостью; пропорции их тел вытянуты; ниспадающие плотными массами одежды делают фигуры бестелесными. Силуэты одеяний, ритмично расчерченные ровными и линиями складок, сочетание больших цветовых плоскостей и яркого золота деталей определяют торжественный и сурово-внушительный художественный образ мозаики. В мозаике передается не индивидуальный мир, а сверхчеловеческая духовная сила наиболее непосредственно она передана во взгляде широко раскрытых, пристально смотрящих глаз - одинаково у всех персонажей мозаики. Основным оказывается передача духовного начала, подчиняющего себе пластическую трактовку: здесь преобладают плоское цветовое пятно и жесткая графика линии. Творчество иконописцев не было сковано строгой иконографической системой. В дальнейшем развитии в художественном образе иконы завоевано себе место живое человеческое чувство, а изобразительные приемы, напротив, приобретали большую строгость каноничность.
Византиец знал о том, что многое в мире неведомо и не подвластно ни его чувствам, ни его разуму; он полагал, что не все являющиеся сокровенным может быть ему открыто, поскольку миром правит сверхчеловеческая божественная сила. Но само это представление о сложности мира, выраженное в художественных образах, было важным новым явлением, которое определило его относительные достижения по сравнению с античностью. Особенности византийского искусства были вызваны новыми общественными условиями, в которых оно существовало.
В церковном зодчестве, где работали крупнейшие мастера разрешались наиболее существенные строительственные и художественные проблемы поскольку храм был основным типом общественного здания, выполнявшим идейно, воспитательную роль.
В Византии
было создано мощное и
Список
литературы.