Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:01, реферат
Скульптура (лат. sculpture, от sculpo - высекать, вырезать) - это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых (дерево, камень, металл) или пластических материалов (глина, пластилин). Средствами художественной выразительности скульптуры являются пластичность объема, фактура его поверхности, насыщенность массы – ощущение ее тяжести или легкости, взаимосвязь трехмерной формы и пространства. Объектами скульптурного изображения являются люди и животные.
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
Факультет
педагогики и методики дошкольного
образования
Контрольная работа по дисциплине
«Теория
и методика развития детского изобразительного
творчества дошкольников»
Тема:
«Ознакомление дошкольников
со скульптурой»
Преподаватель: Осокина С. А., доцент
Выполнила:
ст. Арсеньева А.Ю., гр. 08/II-472 зд
Москва
2010
Определение и виды скульптуры
Скульптура (лат. sculpture, от sculpo - высекать, вырезать) - это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых (дерево, камень, металл) или пластических материалов (глина, пластилин). Средствами художественной выразительности скульптуры являются пластичность объема, фактура его поверхности, насыщенность массы – ощущение ее тяжести или легкости, взаимосвязь трехмерной формы и пространства. Объектами скульптурного изображения являются люди и животные.
Скульптура по своему назначению подразделяется на монументальную, станковую и декоративную. В каждой из этих областей применяются круглая скульптура и рельеф. Круглая скульптура – это полнообъемное изображение, которое может быть обозреваемо со всех сторон. Рельеф – это неполна объемная форма, частично выступающая над плоскостью. Рельеф имеет разновидности: барельеф - фигуры и предметы выступают над плоскостью не более чем на половину своего объема; горельеф - изображение значительно выступает над плоскостью, а иногда лишь касается ее.
Монументальная
скульптура создается для конкретного
архитектурно-
Станковая скульптура не связана с предметным окружением и архитектурой конкретного интерьера, предназначена для выставок, музеев, общественных и жилых интерьеров; рассчитана на восприятие с близкого расстояния, предполагает продолжительный контакт со зрителем и побуждает его к сопереживанию. Распространены жанры анималистический, бытовой, портрет.
Декоративная
скульптура объединяет многообразные
средства пластического украшения городов,
зданий и сооружений, садов и парков, общественных
и частных интерьеров. Включает монументально-декоративную
скульптуру (оформление архитектурных
построек, садово-парковая скульптура,
пластические детали оград, фонтанов),
городскую скульптуру (декоративные статуи,
группы, рельефы, орнаментальные композиции),мелкую
пластику (украшение общественного и частного
быта).
Особенности восприятия скульптуры детьми
Придавая
большое значение скульптуре в становлении
нравственно-эстетического
Существуют
различия между восприятием скульптуры
у младших и старших
У
детей старшего дошкольного возраста
характерны самостоятельность выводов,
интересные ассоциативные сопоставления,
меткие названия образа. В их суждениях
ясно прослеживается собственное отношение
к авторскому замыслу. Такие эмоциональные
проявления можно отнести к зарождающемуся
чувству «наслаждения красотой» созданному
скульптурой образа.
Особенности ознакомления детей со скульптурой
В окружающей действительности дети встречаются с разными видами произведений скульптуры и их необходимо научить понимать специфику «языка» скульптуры. И начинать знакомство следует со скульптуры малой формы, с декоративной народной игрушки. Данный вид скульптуры знакомит детей с образами животных и фигурами людей в действии. Знакомство со скульптурой может быть организовано: на занятиях, на выставке в группе, в музее.
Во время занятий детей знакомят с произведениями искусства посредством фотографий, слайдов, фильмов. Рассказы о том, как скульптор по-разному передаёт образ животных, помогают детям воспринимать необычность позы, изменение пропорций, на объединение нескольких фигур в одну группу на подставке, условность цветовой окраски. Воспитатели в доступной форме может разъяснить детям содержание того или иного произведения, рассказать о его художественных достоинствах.
Также
во время занятий дети могут зрительно
и тактильно обследовать
С целью знакомства детей со скульптурой рекомендуется устраивать выставки скульптур в группе. Дети сначала под руководством воспитателя организованно рассматривают выставку, а затем самостоятельно рассматривают то, что им особенно понравилось. Систематически рассматривая скульптуру с детьми, воспитатель обогатит их восприятие. Для таких выставок детскому дошкольному учреждению необходимо иметь скульптуры разных жанров, например «Девочка кормит кур», «Девочка с куклой», «Лыжник»; сказочные образы: «Снегурочка», «Аленушка», «Иванушка на гусе». Важно иметь набор скульптур, изображающих животных, птиц.
Большое значение в ознакомлении со скульптурой имеет посещение музеев, где дошкольники могут непосредственно увидеть произведения искусства.
Итак,
обучение детей способам эстетического
восприятия скульптуры малых форм представляет
собой последовательный процесс: на
основе получения знаний о скульптуре
дети подходят к овладению «языком»
пластического искусства. Освоение
отдельных выразительных
Ознакомление
дошкольников со скульптурой способствует
гармоничному развитию личности ребенка,
его эстетического восприятия, художественных
способностей в творчестве.
Информация о работе Ознакомление дошкольников со скульптурой