Парадигма культуры, смена языческой парадигмы на христианскую. Новая гуманистическая высота христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:24, доклад

Описание

В рассматриваемый период времени происходит координальное изменение по отношению к рассматриваемому вопросу. Связано это было с тем, что средневековье выдвигает свою, отличную от предшествующей эпохи мировоззренческую парадигму.

Работа состоит из  1 файл

парадигма.docx

— 14.77 Кб (Скачать документ)

2. Парадигма культуры, смена языческой  парадигмы на христианскую. Новая гуманистическая высота христианства. В рассматриваемый период времени происходит координальное изменение по отношению к рассматриваемому вопросу. Связано это было с тем, что средневековье выдвигает свою, отличную от предшествующей эпохи мировоззренческую парадигму. Вместо античной системы ценностей, для средневековой культуры характерны следующие черты: – монотеизм – духовность – утверждение аскетического идеала – книжное знание (происходит переход от познания через наблюдение и опирающееся на логику в эпоху античности). Библия. На смену античному мировоззрению приходит утверждение, что мир создан единым и вездесущим богом как сверхъестественной личностью, мир и человек имеют свои основания в боге. Признание сотворенности (креационизм) перерастает в концепцию постоянного творения: бог действует на основе собственной воли и люди не могут понять природу его действий и осознать его результатов. Высшие культурные ценности перемещаются в сферу не подвластную человеческому разуму. Нормы и законы античного мира с его рациональным поиском пути к достижению добродетели выступают уже неприемлемыми в эпоху средневековья. Счастья можно достичь лишь при обращении к Высшему Разуму и Высшей справедливости. Эпоха средневековья с ее символизмом особое значение начинает придавать книжному знанию. Культура сознания и самосознания начинает приобретать книжный характер, книжная ученость и начитанность начинает выступать как основные показатели культуры. Главная книга – Библия, заключающая в себе «слово Божие, с помощью которого Господь Всемогущий установил свою власть над миром сим». Новое понимание культуры позволило человеку осознать свою уникальность: Бог создал человека, его бессмертную душу, счастье состоит не в познание себя и себе подобных, а в познании Бога. Счастье и свобода средневекового человека заключается в том родстве, в котором он находится со всевышним. Культура начинает осознаваться не как воспитание меры, гармонии, порядка, а как преодоление ограниченности, как культивирование неисчерпаемости, бездонности личности, как ее постоянное духовное совершенствование. Развернутое христианское представление о культуре принадлежит Августину Блаженному (354–430) По утверждению этого автора, ценность человеческой жизни заключается в том, чтобы жить по Богу. Необходимо отказаться от всех человеческих благ. Добродетель тем выше, чем большим количеством благ пренебрегает человек. Блага делятся на те, которыми следует жить и любить и те, которыми нужно только пользоваться. Первое благо – Бог, вторая группа – материальные вещи, которые нельзя любить. Главная задача культуры – самосовершенствование индивида в диалоге с Богом. Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о мире, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах. Добавим к этому эмоциональную притягательность христианства с его теплотой, общечеловечески значимой проповедью любви и всем понятными нормами социального общежития (Декалог), с романтической приподнятостью и экстатичностью сюжета об искупительной жертве, наконец, с утверждением о равенстве всех без исключения людей в самой высшей инстанции, чтобы хотя бы приблизительно оценить вклад христианства в мировоззрение, в картину мира средневековых европейцев.

Эта картина  мира, целиком определившая менталитет верующих селян и горожан, основывалась главным образом на образах и  толкованиях Библии. Исследователи  отмечают, что в Средние века исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы, Неба и Земли, души и  тела. Средневековый европеец был, безусловно, глубоко религиозным человеком. В его сознании мир виделся как своеобразная арена противоборства сил небесных и адских, добра и зла. При этом сознание людей было глубоко магическим, все были абсолютно уверены в возможности чудес и воспринимали все, о чем сообщала Библия, буквально. По удачному выражению С. Аверинцева, Библию читали и слушали в средние века примерно так, как мы сегодня читаем свежие газеты.

Информация о работе Парадигма культуры, смена языческой парадигмы на христианскую. Новая гуманистическая высота христианства