Принцип природной гармонии в живописи, музыке и архитектуре Ренессанса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:58, курсовая работа

Описание

Гуманистическая эстетика эпохи Ренессанса выдвигает совершенно новую трактовку эстетических категорий, которая вырастала на основе нового понимания мира. Одной из центральных категорий было понятие «гармония». Эстетика Возрождения вырабатывает принципиально новое представление о гармонии, основанное на новом понимании природы, бытия и человека. Человек меняет точку зрения на себя и на мир. Теперь он homo deus – «человек божественный», созданный по образу и подобию Бога.

Содержание

Введение…………………………………3
Природная гармония в искусстве Ренессанса
1. Живопись……………………..4
2. Музыка………………………...7
3. Архитектура…………………..12
Заключение………………………………15
Список литературы……………………...16

Работа состоит из  1 файл

3587695_zagotovka2s_vuyrezami.doc

— 74.00 Кб (Скачать документ)

контрапункт

Одним из обязательных видов имитационной техники в эпоху Возрождения был контрапункт. Это название происходит от латинского punctus contra punctum — нота против ноты. Под контрапунктом понимают одновременное сочетание двух или нескольких мелодий, и таким образом искусство контрапункта или искусство полифонии — это одно и то же. Можно сказать, что контрапунктическая техника — еще один вариант музыкального проявления закона Единства и Многообразия — одни и те же мелодии в новых сочетаниях.

Полифоническое  произведение вызывает у слушателя ассоциацию с построением какого–то удивительного здания, а наличие различных по своей высотности голосов создает ощущение воздуха и легкости. Все это сродни восприятию купола в возрожденческом храме. Тем самым, мы еще раз убеждаемся в неразрывной связи архитектуры и музыки.

Строгое письмо превратило музыку в эквивалент божественной антологии. Теперь в ней звучало  само гармоничное и единое бытие. Все это как нельзя лучше иллюстрировало восприятие композиторами того времени  гармонии как основополагающего фактора. И именно поэтому главным жанром теперь стала месса – музыка центрального обряда ежесуточных богослужений. 

Месса. 

При построении мессы композиторами принималась  за основу идея гармонии всех частей произведения.

Месса, казалось, стремилась заключить в себя пространство храма, повторить в воздушном музыкальном материале его своды, его горизонтальные и вертикальные опоры.

Так же как и  в средневековой мессе, в мессе  Ренессанса те же пять частей; но теперь мир уже не кажется человеку столь  малым и обозримым, и месса тоже расширяется, становится величественной, масштабной. 
Приступая к исполнению гигантского замысла, композитор не чувствовал никакой неуверенности в себе или робости. Ведь он был создан по образу и подобию самого Господа. «Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр Земли слишком глубоким. А так как человек познал строи светил и как они движутся... то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого Творца небесных светил, и что он мог бы некоторым образом создать эти светила, если бы имел орудие и небесный материал,» — писал философ XVI века Дольче. Желая быть музыкальными зодчими, подобными Богу, композиторы задумали построить свой звуковой храм по самым совершенным законам, созданным самим Творцом, — по законам Природы.
 

После знакомства с законами имитации и контрапункта становится ясно, что столь безмятежная  и прекрасная музыка не появится в  порыве вдохновения, так же как не может быть воздвигнут в один день собор Святого Петра. Сочинение  мессы подобно строительству огромного храма — это гигантский труд. Сначала придется сочинить мелодии, не забывая о необходимых ограничениях, затем нужно создать мелодическое развитие, пользуясь техникой varietas, «растворяя» главные ноты, мелодические опоры cantus ftrmus среди множества украшающих звуков; кроме того, придется сочинить красивые и разнообразные имитации, а также замысловатые контрапункты. И все это для того, чтобы звучание было наполнено божественной Гармонией, а развитие соответствовало природному закону Единства и Многообразия во всех пяти частях мессы.  

Уникальность  строгого письма.

Строгое письмо»  по своему значению в истории музыкальной  культуры уникально, потому что оно  не воспроизводимо. Студенты-музыканты  с немалым трудом изучают лишь некоторые основные элементы «строгого письма», но свободно овладеть его секретами никому не дано. Причина здесь в том, что «строгое письмо» — не просто композиционная техника, а система музыкального мышления, построенная на особом понимании свободы творчества как добровольного подчинения определенным и весьма жестким ограничениям. Современному человеку, которому чуждо пантеистическое мироощущение Возрождения, трудно совместить в своем сознании творческую раскрепощенность и Закон. Ведь пантеизм — это радостное слияние с Богом и Природой, соблюдение своих обязанностей по отношению к ним. Закон не сковывает воображение композиторов Возрождения, а лишь служит ему естественным основанием.  
 

Архитектура 

Зодчий древности  и средневековья видел себя творческим орудием Бога, призванным донести до человека всю красоту божьего мира. Зодчий Ренессанса видел себя творцом, обязанным донести до людей специфически понимаемую им гармонию архитектуры, возможно, именно в эту эпоху зародилось типичное для архитекторов нашего времени стремление к самовыражению.  

Стремление  к гармонии.  

Характерной особенностью архитектуры той эпохи является попытка достижения гармонии между внутренним и внешним миром.

Так, колоннада была вынесена наружу, в подражание традиционной греческой архитектуре эпохи античности. Архитектура античности и Возрождения – это прежде всего гармоничная организация пространства. Вы попадаете сначала во дворик, потом в пространство, осененное колоннадой, а потом - в дом. Выйдя из дома, вы окажетесь в тени колоннады - вы дома, но как бы и на улице. То есть можно говорить о том, что использование античных ордеров дает ощущение растворения здания в пространстве, единения его (здания) с окружающим миром. Романская архитектура - это замок, толстая стена, отделяющая пространство дома от пространства враждебной улицы. Архитектура возрождения открыта миру, а человек ведет с миром прямой диалог. Об этом свидетельствует и появление больших окон, многочисленных двориков.  Становится ясно, что изменение мировоззрения людей  напрямую отразилось в искусстве, а особенно в архитектуре.  

Необходимо отметить, что тенденции активного взаимодействия с миром типичны для того времени  вцелом. Так, готическая архитектура  тоже активно взаимодействует с  пространством. Ведь для нее характерен мотив пламени. А пламя находится в постоянном движении, постоянном контакте с воздухом и пространством.

структура пространства. 

Еще одной особенностью можно считать то, что видно  всю структуру пространства. Это  явилось следствием того, что архитекторы видели главную свою цель в передаче картины мира. Здание переставало быть символом чего-либо, но становилось иллюстрацией и картиной, причем картиной многообразной, о чем свидетельствует появление разнообразного, тщательно продуманного декора. Здесь можно соотнести архитектуру с музыкой, а точнее с возникновением полифонии, когда вся конструкция музыкального произведения видна, а точнее слышна, при этом произведение богато украшено, для услаждения слуха человека и Бога. 

Для творцов  эпохи  возрождения характерно восприятие мира единым, неделимым организмом. Если в средневековье божественное четко отделялось от земного, а вся архитектура символизировала именно дуалистичность мира, то в эпоху Ренессанса они неразрывно связанны. Как пример – совмещение донжона и звоннице в одной конструкции. 

Перспектива. 

Архитектор, и  вообще творец эпохи возрождения  отсчитывал мир от себя, а следовательно  это и стало причиной появления  прямой перспективы.  

Время 

Люди эпохи  Ренессанса впервые стали пытаться управлять временем посредством организации пространства. Подтверждением этому служит появление ритмометрической структуры здания, например расположение окон с определенным интервалом. Такие окна уже задают определенный ритм жизни.

Для человека эпохи  средневековья естественным считалось то, что управление временем – удел Бога, в эпоху возрождения человек берет эти функции на себя. Можно говорить о том, что возникает так же и попытка увидеть природную гармонию, выраженную во взаимосвязи времени и пространства. 

Город. 

Размышляя об архитектуре возрождения нельзя не упомянуть о средневековом городе. Необходимо помнить, что город тогда мыслился отдельными единицами – домами, а не комплексами, как в наше время. Каждое здание было уникально, и часто они совсем не согласовывались друг с другом. Также известно, что улицы скорее напоминали тропинки, никто не заботился тогда о создании просторных дорог. Путник мог совершенно неожиданно для себя вдруг оказаться на площади. Все это создавало необъяснимое ощущение «живого» города, который воспринимался как органичная часть природы. При этом сердцем его долгие века оставалась площадь. Все это построение городского пространства как нельзя лучше соответствовало мировосприятию человека эпохи возрождения. Но, говоря о городе, нельзя не сказать о том, что, несмотря на попытки моделировать и организовывать пространство, видимо люди еще не очень хорошо владели им. Городской перспективы не было еще в принципе. Хотя, конечно, нельзя не вспомнить о так называемой «бумажной архитектуре». Это значит, что попытки моделировать пространство города все же существовали, но так и не были воплощены в жизнь. 

III.Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

1.Кирнарская Д.К . Классическая музыка для всех : Западноевропейская музыка от григорианского пения до Моцарта: Учеб. пособие для муз. шк. и училищ / Кирнарская Д.К . - М. : Слово,1997

2.Э. Панофски  «Ренессанс и «ренессансы» в  искусстве Запада» - СПб : азбука-классика, 2006 

Информация о работе Принцип природной гармонии в живописи, музыке и архитектуре Ренессанса