Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 00:14, реферат
Пуантилизм является одним из интереснейших и необычных направлений живописи.
Пуанты – такое красивое слово, по-настоящему французское. Когда слышишь его, почему-то сразу перед глазами возникает образ воздушной балерины, которая парит над сценой в очередном художественном образе, заставляя зрителя в немом восторге восхищаться грацией, гибкостью тела, стройностью ножек, едва касаясь, пола носками балетных туфелек – пуантами.
Пуантилизм является одним из интереснейших и необычных направлений живописи. Пуанты – такое красивое
слово, по-настоящему французское. Когда
слышишь его, почему-то сразу перед
глазами возникает образ Именно поэтому слово «пуанты» в первую очередь ассоциируется с балетом. И если человек впервые сталкивается с таким понятием как «художник-пуантилист», то совершенно естественно, что оно вызывает у него улыбку и легкое недоумение: неужели эти художники ходили на пуантах?! На самом деле художники в балетках не ходили, а рисовали картины в стиле пуантилизма (от французского pointiller – «писать точками», пуантилизм – от французского pointel – «письмо точками»).
Это такая манера письма
картин раздельными мазками
Жорж-Пьер Сера (1859-1891) разработал оригинальную живописную технику письма мелкими точечными мазками с включением контрастных (дополнительных) цветов, что предполагало их слияние на сетчатке глаза – то есть так, как происходит это при восприятии солнечного света и цвета в природе. В картинах пуантилистов синий цвет находится по соседству с желтым, красный – рядом с зеленым, желтый цвет – возле синего. Целью всех живописных экспериментов было создание живописного аналога световоздушной среды. При небольшом отходе от картины цвета смешиваются у зрителя на сетчатке глаза, вызывая ощущения вибрирующего воздуха и изменчивого света. В одном из главных произведений Сера – картине «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» изображены парижане, отдыхающие на берегу Сены в воскресный день. Художник создал живое, словно колеблющееся от движения теплого воздуха пространство, в котором обобщенные силуэты не кажутся плоскими, а резкая грань между пространственными зонами, созданная густой тенью на переднем плане, не позволяет изображению стать обыкновенным узором на плоскости.
А вот на картинах пуантилиста Поля Синьяка (1863-1935) мозаика точечных мазков приобретает энергию, отличную от замедленного ритма живописных изображений Сера. Мазки то сближены, то чуть удалены друг от друга, создавая эффект цветовой массы, которая словно рождается на глазах у зрителя. И картины просто завораживают своей красотой и необыкновенностью. Многие критики того времени считали, что новый метод письма сводил на нет творческую индивидуальность художника и превращал его работу в скучное механическое нанесение мазков. Но как видно из этих картин, это было совершенно не так. Пуантилистическая техника помогла создать яркие, контрастные и очень красивые картины.
Картины художников-пуантилистов привлекают своей необычностью, заставляют зрителя восхищаться ими уже только потому, что они «написаны точками». |
Французский писатель Гюйсманс говорил о картинах Сёра: «Снимите с его картин всех этих разноцветных блох, и вы не увидите ничего — ни тела, ни души, только пустоту».
Мексиканский же художник Альберто Грильяска отдал должное незаслуженно забытой технике и создал серию женских портретов, образованных цветными точками.