Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 11:54, научная работа
Жизнь и творчество фотохудожника Августа Зандера
Биография_______________________________________________________ 4
Творчество_______________________________________________________ 8
Список использованной литературы _________________________________17
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ
И ИСКУССТВ»
ФАКУЛЬТЕТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА
«ДИЗАЙНА»
Руководитель:
Старший преподаватель кафедры дизайна
В.Е.Хмель
Выполнила:
студентка 5 курса,
группы ДГ-2/07
Безродняя
Я. Н.
Краснодар
2012 г.
Немецкий
фотограф Август Зандер(AugustSander) совершил
больше, чем просто вошел в историю мировой
фотографии. Он провел масштабную уникальную
работу, которую исследователи называют
фотографическим и социологическим шедевром,
историческим документом, всеобъемлющим
социально-документальным проектом. Доказал,
что фотография и живопись должны следовать
независимыми курсами, привнес новый объективный
реализм в фотографию, серьезно развил
портретный жанр. Кульминацией его таланта
стал грандиозный и весьма амбициозный
проект «Люди 20 столетия» «Menschendes 20 Jahrhunderts»,
главной целью которого было создание
собирательного всестороннего фотографического
портрета немецкого общества — портрета
нации. При жизни автора проект так и не
был завершен… (http://club.foto.ru/classics/
«Я не ставлю перед собой задачу создать идеальный портрет. Моя задача показать личность в естественных условиях, со всеми ее достоинствами и недостатками». Август Зандер
Август
Зандер родился 17 ноября 1876 года в местечке
Хердорф, неподалеку от Кельна (Германия),
в семье плотника и крестьянки.
Отец Зандера работал на железорудной
шахте, куда в возрасте тринадцати лет
учеником шахтера поступил и Август.
Однако интересы молодого человека отнюдь
не ограничивались повседневной рутиной.
В 1882 году дядя подарил ему фотокамеру
форматом 13х18 см, и этот подарок перевернул
всю жизнь молодого человека. Отец
и мать, несмотря на свое простое
происхождение, всячески поддерживали
увлечение своего сына и даже помогли
ему обустроить «темную комнату»
для занятий фотографией. Увлечение
переросло в профессию –
Путешествуя по немецким и австрийским землям, в 1901 году молодой фотограф оказался в городке Линц. Тогда он впервые начал работать в местной фотостудии Photographic Studio Graf, а спустя год, окончив учебу в Дрездене, вместе с партнером по бизнесу выкупил студию. Студия стала называться Studio Sander and Stuckenberg, а через два года вновь поменяла название на August Sander Studio for Pictorial Arts of Photography and Painting – Август Зандер приобрел совместное предприятие в собственное владение и стал работать самостоятельно. Дела фотографа шли в гору. Он женился, его студия процветала, а в 1904 году его работы удостоились первой, и весьма престижной, награды – Золотой медали Парижской фотовыставки. В это же время Август Зандер начал эксперименты с цветной фотографией, которые также были очень успешны – ряд работ немедленно приобрел в свое собрание Лейпцигский музей. В 1906 году в выставочном зале «Ландхаус» города Линц состоялась первая персональная выставка Августа Зандера.
В конце 1909 года фотограф продал студию в Линце и переехал сначала в Трир, а затем – в пригород Кельна, где и создал свою новую студию. Фотограф продолжал заниматься архитектурной и промышленной фотографией, а также выполнял портретную съемку как рабочих и крестьян, так и «чистой», буржуазной публики. Именно в это время он впервые задумался о создании обширной серии работ, которые стали бы отражением современного ему немецкого общества. Новый проект, который был назван «Люди 20 столетия», стал делом всей жизни Августа Зандера. Съемка серии продолжалась более тридцати лет, не прерываясь ни на Первую мировую войну (которую Зандер прошел в качестве военного фотографа), ни на единственное путешествие фотографа за пределы Германии – в Сардинию (1927 г.), где он фотографировал пейзажи и, конечно, местных жителей. Результатом этой поразительной работы явилась своего рода социальная энциклопедия, настоящий срез немецкого общества первой половины двадцатого века.
Первые 60 фотографий из серии «Люди 20 столетия» были представлены публике в 1927 году на выставке, которая состоялась в Кельне. Эти же работы вошли в фотоальбом «Лица нашего времени», который был издан в 1929 году с предисловием знаменитого романиста Альфреда Деблина, а впоследствии был продолжен изданиями с новыми работами серии. Однако портретная съемка, как бы ни увлекала она фотографа, отнюдь не была его единственным занятием. Зандер, ставший уже признанным мастером, отдавал немало времени обучению молодых фотографов и популяризации фотографии как искусства. Уже с 1919 года в его фотоателье появились не только подмастерья, но и стажеры. А в 1931 году Зандер выступил на радио с серией лекций под общим названием «Природа и развитие фотографии», которые приобрели огромную популярность. Книга фотографий Августа Зандера «Люди 20 столетия» - один из любимых фотоальбомов дизайнера одежды ЙоджиЯмамото: «На этих фотографиях меня интересуют в первую очередь лица. По ним зачастую понятно, как человек жил, какая у него профессия. Говорящие лица. Я любуюсь этими лицами и этой одеждой».«А сегодня, глядя на прохожих в городе, я редко могу угадать их профессию – все выглядят одинаково. В те времена по человеку было видно, какая у него деятельность и происхождение. Их лица были их визитными карточками. Одежда четко указывает на профессию и образ жизни человека. Я получаю удовольствие – сначала смотрю на лицо и одежду и представляю, кем бы мог быть этот человек. Затем читаю подписи, чтобы проверить свою догадку. Иногда угадываю, иногда нет. В любом случае мне нравится вот так гадать. Мне нравятся эти фотографии».
Но политическая обстановка в Германии стремительно менялась. Набирал обороты национал-социализм, лекции об искусстве на радио уступали место речам Адольфа Гитлера. После прихода к власти нацистов фотоальбом «Лица нашего времени» был запрещен, остатки конфискованы, а все негативы уничтожены. Точная причина такой ненависти нацистов к творчеству Зандера до сих пор неизвестна. Предполагается, что фотографии «низов» германского общества подрывали идеологическую доктрину фашистов о чистоте немецкой расы. Вероятно также, что Август Зандер подозревался в распространении антифашистской литературы и разделял взгляды своего сына. Эрих Зандер участвовал в антинацистском движении и был членом Социалистической Рабочей партии Германии. В 1934 году он был арестован изаключен в тюрьму.
Во
время Второй Мировой войны Август
Зандер оставил Кельн и на некоторое
время обосновался в земле
Рейланд, которая давно восхищала
его своей живописной природой. Но
пейзажи и портреты Зандера в
это время были мало востребованы.
Намного больше времени фотограф
проводил над другими заказами –
печатью довоенных снимков
После
войны к Августу Зандеру
В конце 1963 года у Августа Зандера случился
инсульт. Спустя несколько месяцев фотографа
не стало. После смерти Августа Зандера
его работу продолжил сын Гюнтер, а впоследствии
и внук Герхард.
Фотографический
аппарат необычайно ценен для
истории и культуры человечества
одним своим свойством –
Начав свой профессиональный путь в роли помощника фотографа при шахте, Август Зандер продолжил его в годы военной службы в роли помощника армейского фотографа. Так Август сумел использовать для роста собственного потенциала время, проведенное в рядах Германской имперской армии.После демобилизации из вооруженных сил Зандер профессионально занялся промышленной и архитектурной фотосъемкой. Оттачиванию его мастерства немало способствовало обучение живописи в Дрездене в 1901 – 1902 годах.[1]
Первые годы XX века стали благоприятным периодом для молодого владельца «Студии художественной фотографии и живописи Августа Зандера» в городе Линце. Его дела пошли в гору. О верности принятого в юности решения свидетельствовали: и бурное развитие студии, и получение Золотой медали Парижской фотовыставки 1904 года, и покупка Лейпцигским музеем ряда его работ (в редкой в то время технике цветной фотографии), и проведение в 1906 году персональной фотовыставки в выставочном зале «Ландхаус» в Линце.[2]
Это
его свойство обычно стремятся преодолеть
с помощью постановочных
20-е годы Германия. Расцвет Веймарской республики. Люди после упадка 1 мировой войны ослеплены идеей национал социализма, полны патриотизма, надежд, и веры в новое правительство. В эти же годы в Германии приобретет огромную популярность художественная фотография. Держать в руках фотоаппарат в 20-е было тем же, что держать в руках будущее. «Все, кто не сможет понять фотографию в будущем будут безграмотны» Ласло Мохленош.
Фотография в то время развивается по принципу типологии, как в энциклопедии. Типология растений - Карл Блоссфельд, водоросли – Анна Эткенс, водонапорные башни доменные печи - Хила Бешер, типология людей - Август Зандер. Показать то, что происходит в данное время в данном месте.
Стереотипы поведения навиваемые народу правительством Третьего рейха включали в свой состав черты, свойственные жителям Германии, наследуемые ими от своих предшественников в прошедшие годы, а также вновь приобретённые в годы нацизма. К числу первых из них относятся немецкая аккуратность и педантичность в выполнении любой работы, трудолюбие, а также дисциплинированность, проявляющая себя в беспрекословном подчинении вновь появившемуся авторитету, которое они проявляют с таким же рвением, как к авторитету ушедшему. (ГерхардБиндер. Эпохарешения, История 20 го Века. Шестое издание. Degerloch Штутгарт: Зеевальд Verlag. 1960-е). Этот фактор немалым образом повлиял на творчество фотографа Августа Зандера. Что в свою очередь стало стимулом для создания серии «Люди XX столетия».[4]
В работах Зандера из серии «Люди XX столетия» видна не только общность замысла, идеи. Они выполнены автором в едином стиле: модели запечатлены на фотоснимках в их обычной привычной, жизненной обстановке, без особых изысков в выборе ракурса и «декораций» – оформления заднего плана. Но, несмотря на кажущуюся простоту, эти фотографии притягивают взгляд зрителя, не требуя дополнительных пояснений к изображению. Они заставляю его лишь вновь и вновь пытаться проникнуть в огромный внутренний мир попавших в кадр людей, которые просто смотрят в объектив, не радуясь, не грустя, не выражая каких-либо иных эмоций. Выражение глаз, мимика, положение рук, детали костюма и интерьера, попавшие в кадр, говорят красноречивее любых подписей и пространных комментариев.
Фотографу
удалось отобразить именно человека
– настоящего, живого – без посторонних
объектов в кадре, отвлекающих внимание
зрителя, а через это – многогранную
жизненную историю этого