Рисование на темы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:52, доклад

Описание

Рисование на темы расширяет круг наблюдений ребенка, что имеет большое значение в плане общего его развития. Рассматривая предмет, анализируя его с помощью учителя на уроках рисования с натуры, ребенок далеко не всегда умеет перенести полученные им навыки и умения в другие условия и применить их при других обстоятельствах. В этом легко убедиться, сравнивая рисунки детей, сделанные в классе с натуры, с рисунками, сделанными вне класса по представлению. В то время как изображение отдельных предметов, нарисованных с натуры учащимися в процессе их обучения, постепенно приобретает новое качество, их рисунки по представлению продолжают по-прежнему повторять все те же, часто уже не удовлетворяющие самих детей, но привычные им приемы изображения. Часто здесь получается разрыв, который тормозит творческое и художественное развитие ребенка.

Работа состоит из  1 файл

Рисование на темы.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)

После этого один из учеников был вызван к доске. Ему были даны четыре нарисованных, раскрашенных и  вырезанных из бумаги дерева соответствующих  размеров (береза, две ели и рябина). Мальчику было предложено «посадить» деревья так, чтобы береза и большая ель были сзади, а рябина и маленькая ель впереди, и накрепить их к схеме, изображающей землю и небо (накреплялись деревья с помощью кусочка пластилина. При легком нажиме деревья приклеивались к бумаге). Такие «посадки» были проведены у доски по вызову учителя несколькими детьми по очереди. Указания, как располагать деревья, менялись. Верно или неверно размещались деревья, определяли остальные учащиеся, внимательно следившие за «посадкой». Ошибки исправлялись детьми, поднявшими руку на предложение учителя: «Кто правильно «посадит» дерево»?

Подобные упражнения проходят очень оживленно и активно, так как дети в поисках правильного расположения деревьев получают возможность действовать в заданном пространстве, учитывая плоскость земли на схеме как горизонтальную, на которой должны быть размещены деревья (одни ближе от нас, а другие дальше, одни впереди, а другие сзади), и плоскость неба как вертикальную, на фоне которой мы видим деревья.

Основные ошибки, допускаемые  детьми, следующие: 1) дальние деревья  располагались не на земле, а на небе (потеря горизонтальной плоскости земли); 2) ближние деревья из опасения, что они могут закрыть задние, размещались в край листа, с опорой на нижнюю линию земли; 3) все деревья, те, которые должны быть «посажены» ближе или дальше, размещались на одной линии, обычно на линии горизонта. Но все эти ошибки очень легко исправлялись классом. После таких подготовительных упражнений дети рисовали на тему «Осень». Им было дано задание нарисовать ель, березу и рябину, притом так, чтобы рябина была расположена впереди, а другие деревья сзади. В процессе рисования детям несколько раз пришлось напоминать правило, как следует в рисунке размещать предметы на первом и втором плане (впереди, сзади). В результате 22 учащимися из 38 задача была решена верно, хотя рябина у большинства и была нарисована вплотную к нижнему краю листа.

Для закрепления понимания  элементарного пространственного  размещения предметов в рисунке  необходимо, чтобы рисование на тему, связанную с изображением открытого  пространства (земля, небо), всегда начиналось с нанесения линии, обозначающей плоскость земли. В середине года на вопрос, с чего мы начнем рисунок на тему «Зима», дети уже уверенно отвечали: «Проведем линию земли», а в конце года, не дожидаясь указания, проводили ее сами.

Вторым тематическим заданием, посвященным временам года, было рисование на тему «Зима». Задание выполнялось детьми не в обычных тетрадях для рисования, а на листочках серо-синей бумаги (обложки школьных тетрадей). Это давало возможность детям снег на земле и на деревьях изобразить мелом, что обогащало рисунок и нравилось им.

Среди бытующих у детей 7–8 лет изобразительных схем особенно широко распространено и крепко держится стереотипное изображение дома с  забором. Одноэтажный домик с  треугольной крышей, с большой  трубой, из которой идет спиралевидный  черный дым, и забор, непременно в виде частокола, – так сплошь и рядом рисуют московские дети, хотя с уверенностью можно сказать, что они гораздо чаще видят многоэтажные дома и каменные или металлические ограды в виде решеток. Рисуют при этом без всякого увлечения, пассивно, повторяя, по-видимому, им самим надоевшую заученную схему, которую они не знают, как и чем заменить.

Перед рисованием на тему «Деревья зимой на бульваре или на сквере» детям было объявлено, что  они должны будут нарисовать деревья  так, как мы их видим, стоя на тротуаре напротив ограды бульвара. Основными объектами изображения, таким образом, являлись ограда бульвара или сквера и деревья, расположенные за оградой. С детьми была проведена беседа о том, что Москва – столица нашей родины. Советский народ заботится об ее украшении. В ней много очень красивых, больших, многоэтажных зданий, бульвары и скверы окружены оградами из камня и металла. Ограды бывают очень красивые, узорные, нарядные. Детям было предложено хорошенько рассмотреть ограду ближайшего дома, сквера или бульвара и запомнить ее, так как придется ее рисовать.

Ограды, решетки рисовались детьми с большим увлечением. В  стремлении сделать красивую решетку, отличающуюся от решетки, нарисованной соседом, некоторые дети в узор решетки  вносили много от себя.

То старание, с которым  дети вырисовывали решетки, стремясь как  можно точнее и аккуратнее передать их строение и ритмический повтор узора, свидетельствовало об активном, творческом подходе к выполнению задания, где эстетическая оценка занимала немаловажное место. («У меня на решетке звездочки, я такую видела, очень красивая», «У меня с кружками, совсем другая, чем у него, красивая…»).

Так наблюдение, толкнувшее детей на открытие, что даже такой  объект изображения, как ограда, может  быть дан по-разному, по-своему, что ее можно в рисунке сделать красивой, пробудило в них творческие искания, опиравшиеся на эстетическое отношение к изображаемому, что, в свою очередь, отразилось и на технике выполнения рисунков.

Последнее задание из этого цикла являлось одновременно и контрольным. Оно как бы объединяло в себе две темы: «Весна» и «1 Мая».

Перед выполнением этого  задания детям было дано поручение  в праздничные дни 1 Мая понаблюдать  какой-нибудь дом, красиво украшенный к празднику флагами, флажками, звездами и гирляндами. Общее расположение предметов в рисунке было указано детям словесно. Без этого выполнение рисунка не обеспечило бы решения тех задач, которые определяли учебное содержание этого задания.

Рисунок, как всегда, был  начат с нанесения легкой линии, обозначающей землю. Затем детям было предложено нарисовать красивый московский дом, многоэтажный, с широким входом, припомнив тот дом, который они наблюдали; с обеих сторон дома нарисовать ограду, за ней – деревья; перед домом нарисовать грузовик, троллейбус или легковую машину, кому что больше нравится. А над домом изобразить самолеты, какие мы видим в день 1 Мая, когда они летят на парад.

Таким образом, это задание  должно было показать умение детей  расставить предметы в рисунке с  учетом ближе–дальше и дать хотя и элементарный, но живой образ городского дома, ограды, деревьев, с их характерными особенностями и деталями.

Наконец, это задание  требовало правильного проведения вертикальных и горизонтальных линий, правильного расположения окон, то есть умений, которые опираются на глазомер и технические навыки.

Для уточнения зрительных представлений детей о конструкции  и форме различного рода транспортных машин и самолетов, которые до сих пор на уроках рисования ими  не рисовались, детям были показаны их изображения. Таблицы не снимались, поэтому дети могли не только посмотреть, но и срисовать ту машину, которую им хотелось изобразить.

Анализ рисунков показал  следующие результаты: а) по линии  передачи пространственных соотношений  из 57 учащихся двух первых классов плохо справилось с заданием только 9 человек. В их рисунках – ограда прозрачная, а стволов деревьев не видно или, наоборот, ограда сплошная, а стволы деревьев видны насквозь; б) по линии передачи образа (дом, дерево, ограда) из 57 детей 13 дали бедные, схематичные, мало отличающиеся от стереотипного изображения образы; в) технически неудовлетворительно выполнено 16 рисунков (кривые линии, небрежная и неровная раскраска, грязные рисунки – таких 8).

Таким образом мы видим, что продвижение учащихся по всем трем основным направлениям, определяющим содержание обучения рисованию в I классе, – образ, пространство, технические навыки – идет, по существу, равномерно.

Опыт работы показывает, что в I классе большое положительное  значение для развития тематического  рисунка детей имеет одновременное наблюдение ими предметов и явлений действительности под руководством учителя и показ им соответствующего иллюстративного материала. Наблюдение помогает уяснить детям, как мы видим предметы в пространстве и какие они на самом деле, показ учит, как их изображать.

Все перечисленные темы мы относим к первому циклу  как объединенные общей целью  обогащения и уточнения зрительных представлений и изобразительных  средств передачи в рисунке таких  предметов, как дерево, здание, ограда, автомобиль и пр., и подведения детей к сознательному овладению простейшими приемами изображения пространственных соотношений предметов в рисунке, определяемых пространственными понятиями: ближе, дальше, впереди, сзади.

Наряду с такого рода темами, где основными методами уточнения и обогащения образов предметов в рисунках детей является наблюдение действительности и рассматривание картины под руководством учителя, большое значение имеет рисование на темы, связанные с изображением по представлению предметов, ранее рисованных с натуры. Рисование на такие темы развивает у детей способность переносить знания и умения, полученные в процессе рисования с натуры, на рисование по представлению.

В связи с тем, что  ассортимент моделей, рисуемых с  натуры в I классе, очень ограничен, такие темы, интересные детям по своим образам и содержанию, подобрать довольно трудно. В нашей опытной работе прекрасный результат всегда давали две темы: «Новогодняя елка» и «Рыбка среди водорослей».

Для передачи темы «Новогодняя  елка» детям было предложено нарисовать не целую елку, а только большую ветку, украшенную игрушками. Работе над темой «Новогодняя елка» предшествовало рисованию с натуры веточки елки. Предварительно дети рисовали также с натуры елочные цветные бусы, гирлянду разноцветных флажков и отдельные флажки. Все это можно было использовать для «украшения» новогодней елки. Рисование с натуры веточки елки познакомило детей с особенностями строения елки, с расположением на ней боковых ответвлений, отросточков и хвои. Нарисовать на этой основе большую ветку елки, расположив ее в длину всего листа по диагонали, из угла в угол, не представило особенных трудностей особенно после того, как детям была показана большая ветка елки и было объяснено, что строение большой ветки аналогично строению маленькой. Интересно было проверить, как дети запомнили, насколько прочно усвоили при рисовании с натуры характерные особенности строения елки (в основном расположение на стержневой веточке отростков и хвои) и насколько они сумеют передать эти особенности при рисовании ветки елки по представлению. Следует отметить, что из 38 детей только четверо нарисовали ветку, расположив боковые ее ответвления прямо перпендикулярно по отношению к стержневой ветке, а двое дали неверное расположение хвои.

После того, как ветка была нарисована, детям было предложено украсить ее игрушками. При этом их спросили, что из того, что они рисовали, может служить для украшения новогодней елки. Дети отвечали, что такими украшениями могут быть разноцветные флажки на веревочке и красные флажки на палочке, блестящие бусы и шарики, которые они рисовали с натуры. Учащихся предупредили, что, рисуя игрушки, они должны учитывать их размер по отношению к ветке елки. Крупные и тяжелые игрушки не вешают на елку. Под их тяжестью согнутся и некрасиво опустятся легкие, гибкие веточки. Располагая игрушки на нарисованной ветке, следует помнить, что шарики, гирлянды бус, флажков, прикрепленные к елке за конец нитки, висят вниз, закрывая собой часть веточки, флажки на палочке прикрепляются к елке так, что палочки имеют вертикальное положение, а сам флажок находится наверху и своей плоскостью также закрывает часть елки.

Необходимо обратить на это внимание детей, повесив на прикрепленную на доске ветку  елки, какое-нибудь украшение. Это важно, так как дети часто, располагая на рисунке игрушки, рисуют их с обеих сторон ветки, причем одни игрушки висят вниз, а другие вверх.

Рисованию на тему «Рыбки среди водорослей» предшествовало рисование с натуры маленькой  рыбки – целлулоидной игрушки. Таких  рыбок было двадцать штук, и они были розданы детям на парты. Было второе полугодие и учащиеся, рисуя рыбку, уже явно проявили стремление рассмотреть и изобразить не вообще рыбку, а данную со всеми ее хотя и простыми, но характерными особенностями.

После рисования рыбки с натуры детям было предложено нарисовать рыбок среди водорослей, так, как они их видели в аквариуме, где рыбки плавают между водорослями, то прячась за ними, то вновь появляясь, прикрывая часть водорослей, находящихся за ними. То, что располагается впереди закрывает от нас то, что находится сзади. С этим положением дети встречались и раньше, рисуя на тему «Деревья зимой», где низ деревьев, находящихся за оградой, был ею закрыт. Таким образом, понимание учащимися того, как надо располагать предметы в рисунке с учетом, что один находится впереди, а другой сзади, здесь вновь закреплялось, углублялось и вместе с тем проверялось на другом задании и при изображении других объектов.

На доске был повешен  цветной рисунок, изображающий различных  рыбок и водяные растения. Указывалось на разнообразие формы и окраски рыбок, разбиралось строение водяных растений, их сходство с уже знакомыми детям видами растительных форм. Одни похожи по своему строению на елочку, другие имеют листочки и т.д. Рисунок не снимался с доски весь урок.

Детям было дано объяснение в какой последовательности надо выполнять рисунок «Рыбки среди  водорослей». Прежде всего внизу  страницы надо провести линию, чтобы  наметить где будет дно, песок, на котором должны быть расположены  растения. Затем разместить растения и, наконец, нарисовать рыбок так. чтобы сразу было видно, что одни из них, ближе к нам, плавают перед водорослями, другие дальше, позади водорослей Для решения детьми этой простейшей задачи именно данная тема оказалась чрезвычайно эффективной и вместе с тем очень увлекательной. По-видимому, это обусловливается прежде всего динамичностью образов темы – плавающие взад и вперед рыбки – что помогло детям ясно представить себе пространственность изображаемого и движение рыбок в отношении неподвижных водорослей.

Рисунки детей на данную тему показали, что почти все дети решили задачу, лишь на двух рисунках из 39 не было учтено пространственное взаимоотношение  рыбок и водорослей.

Информация о работе Рисование на темы