Русская инженерная школа ХIХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:56, контрольная работа

Описание

В девятнадцатом веке критерием успеха деятельности любого профессора Института корпуса инженеров путей сообщения были проложенные им дороги, построенные мосты, шлюзы, каналы, причалы. Свидетельством авторитета русского инженера того времени, несущего персональную ответственность за реализацию сложного технического проекта, можно считать любимую фразу императора Николая I «Мы инженеры».

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 64.87 Кб (Скачать документ)

О высокой эффективности  советской системы подготовки кадров свидетельствуют и события, произошедшие после распада СССР. Это успехи на мировом рынке труда эмигрировавших в последние 10–15 лет из России и  стран СНГ ученых и высококвалифицированных  специалистов — воспитанников советской  системы образования. Так, по данным Российской академии наук, Комиссии по образованию Совета Европы и Фонда  науки, за последние десять лет в  зарубежных университетах, научно-исследовательских  организациях и компаниях трудоустроены  не менее 250–300 тыс. высокообразованных россиян. Другими словами, образовательная  и научная база, комплекс практических навыков и умений, уровень общей  культуры этих специалистов оказались  вполне достаточными для их востребованности и быстрой трудовой и социальной адаптации в таких странах с рыночной «экономикой знаний», как США, Канада и государства Западной Европы.

Хотя сегодня задачи, которые  ставились перед плановой «экономикой  знаний» в СССР, подвергаются справедливой критике, нельзя не отметить, что они  решались весьма эффективно. Более  того, поскольку львиная доля экономики  СССР была военной, инфраструктура науки  и образования почти целиком  ориентировалась на «экономику знаний». В этой связи весьма показателен  перечень мероприятий по повышению  качества преподавания математики и  точных наук в США. Этот перечень свидетельствует, что Америка сегодня только мечтает о структурах и механизмах федерального стимулирования процессов естественнонаучного образования, которые долгие годы успешно функционировали в системе математического образования СССР и частично продолжают работать в России вопреки сигналам, приходящим с федерального уровня.

Одна из основных причин инновационного спада в СССР к  середине 80-х годов — недооценка властными структурами стратегической роли массовых информационных технологий как инновационного катализатора промышленности, науки и образования. К началу 90-х этот катализатор в США  и странах Западной Европы инициировал  процессы структурной перестройки  триады и формирование крупных компаний, которые по таким показателям, как  контролируемая доля мирового рынка, годовой  оборот и численность персонала, фактически соответствовали уровню отрасли. В России же к моменту  перехода к новым экономическим  условиям аналогичные процессы только начинали разворачиваться и были весьма далеки от завершения.

Чужая «экономика знаний»

Фото: РИА Новости

После 1991 года приоритет  в экономической сфере России был отдан не формированию единой государственной научно-технической  и промышленной политики, а использованию  механизмов мирового рынка и национальных институтов развития для встраивания  отдельных предприятий и учреждений национальной промышленности, науки  и образования в мировую систему  разделения труда, сформированную лидерами рыночной «экономики знаний». В результате к настоящему времени наука, образование и промышленность России представляют собой не единый взаимоувязанный национальный комплекс, а являются множеством независимых друг от друга промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов, учебных заведений, индивидуально встраивающихся в промышленную, научную и образовательную компоненты глобальной мировой инновационной системы.

Борьба за самостоятельное  выживание каждого отдельного коллектива породила интенсивный процесс «рассыпания» и «измельчения» конгломератов  отраслевых и академических институтов и включение их в самостоятельную  конкурентную схватку на мировом  рынке «сырых знаний», нередко с  элементами ценового демпинга и «проедания» научно-технических заделов и основных фондов времен СССР. Так, по данным Центра исследований и статистики науки, экспорт отечественных научных и проектных услуг, в том числе патентов и лицензий, осуществляется по заниженным примерно на 80% демпинговым ценам. «Экономика знаний» обычно отождествляется в России с куплей-продажей «сырых знаний», хотя доходы от их продажи, даже в развитых странах, были и остаются ничтожной долей в подушном ВВП, а экономически значимая в масштабах государства добавленная стоимость возникает не в процессе генерации новых знаний, а в процессе их применения крупными национальными компаниями в серийном и массовом производстве. Миллиарды долларов, затраченные Boeing и Airbus на генерацию знаний при разработке новых лайнеров, открывают для этих компаний рынки объемом в триллионы долларов. Встраивание же относительно небольших российских промышленных и научных предприятий в уже сформировавшуюся международную инновационную систему на основе купли-продажи «сырых знаний» неизбежно должно привести и уже приводит к реализации чужой «экономики знаний», когда основные результаты инновационной деятельности российских предприятий — прибыль от продажи массовых высокотехнологических продуктов и все нематериальные активы — оседают вне России.

Фото: ИТАР-ТАСС

Аналогичная ситуация и в  национальной отечественной системе  образования, где критерием успеха тоже остается конкурентоспособность  на мировом образовательном рынке, то есть гипотетическое встраивание  системы образования России в  глобальную мировую инновационную  систему, а не удовлетворение потребностей национальной промышленности и науки. За последние годы радикально уменьшено число учебных часов школьных программ, отводимых на математику и физику, Россия декретивно включена в Болонский процесс, невзирая на очевидные минусы и издержки, вместо традиционной формы школьного экзамена введен ЕГЭ и т. д. Ключевым элементом предлагаемой трансформации национальной системы образования России является переход от массовой подготовки специалистов широкого профиля, имеющих фундаментальную подготовку, способных самостоятельно и быстро специализироваться в любой требуемой области, к массовой подготовке специалистов узкого профиля, владеющих ограниченной суммой знаний и навыков. Переход к другой узкой области для такого специалиста, очевидно, связан с прохождением в образовательном учреждении новой «образовательной траектории». Чем «уже» траектория обучения, чем больше в ней «точек ветвления», тем чаще обращения к рыночной системе образования и, соответственно, тем больше ее выручка. Достаточно очевидно, что эта «траекторная» образовательная система существенно более затратна, принципиально менее эффективна для национальных промышленности и науки, чем традиционная советская образовательная система.

Однако наиболее разрушительно  для современной российской инновационной  деятельности практически полное вымывание  за последние 17 лет в массовом общественном сознании «культа знаний» в области  точных наук. Обладание фундаментальными знаниями, умение решать сложные научные и технические задачи уже не открывают, как во времена СССР, в современной России путь к государственному и общественному признанию, материальному благополучию, вхождению во властные структуры. В этих условиях карьера, ориентированная на успешную инновационную деятельность, требующая многолетнего, нелегкого, кропотливого труда по приобретению знаний и умений, в глазах подрастающего поколения будет очевидно проигрывать карьерам, нацеленным на быстрый успех без особых интеллектуальных усилий. Например, «фабрике звезд», рекламируемой как карьера, которая всего за два-три месяца может обеспечить молодому человеку и общественное признание, и материальное благополучие.


Информация о работе Русская инженерная школа ХIХ века