Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:08, реферат
Цель данной работы - рассказать о важности портрета, как одним из основных жанров искусства, о его роли в культуре и искусстве того времени, ознакомиться с основными работами художников, узнать о русских портретистах XVIII века, об их жизни и творчестве.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить портреты знаменитых русский живописцев.
Выявить круг художников, работавших в России в XVIII веке.
Рассмотреть особенности портретов, их жанры и стили.
Рассказать о наиболее известных художниках России в XVIII веке.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В. 5
1.1 РУССКИЕ ПОРТРЕТИСТЫ И ИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 5
1.2 НИКИТИН ИВАН НИКИТИЧ (1680Г. —1742Г.) 6
1.3 МАТВЕЕВ АНДРЕЙ МАТВЕЕВИЧ (1701Г. — 1739Г.) 9
ГЛАВА 2. ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ СЕРЕДИНЫ 18 В. 12
2.1 ВЫДАЮЩИЕСЯ МАСТЕРА ЖИВОПИСНОГО ПОРТРЕТА СЕРЕДИНЫ 18 ВЕКА. 12
2.2 ВИШНЯКОВ ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ (1699Г — 1761Г.) 13
2.3 АНТРОПОВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1716Г. — 1795Г.) 15
ГЛАВА 3. ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ В РОССИИ В КОНЦЕ 18 В. 24
3.1 РАСЦВЕТ ПОРТРЕТНОГО ИСКУССТВА 24
3.2 РОКОТОВ ФЁДОР СТЕПАНОВИЧ (1735Г. — 1808Г.) 27
3.3 ЛЕВИЦКИЙ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (1735Г.—1822Г.) 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
Федеральное агентство по образованию и науке
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Нижегородский
государственный университет
Первый факультет дистанционного обучения (г. Бор)
Реферат
на тему: «Русская портретная живопись XVIII века»
Выполнила:
студентка
1 курса д/о
группа 1-11 ФК/16
Петренко Д.О.
Проверила: К.И.Н, доцент
Варенцова Л.Ю.
г.
Бор
2010 год
В истории русской художественной культуры XVIII столетию принадлежит особое место. Именно в эту пору бурно и всесторонне развивались в России многие жанры изобразительного искусства, музыки, театра и литературы.
Уже в первой половине XVIII столетия русское изобразительное искусство сделало огромные успехи. Во всех областях искусства — в живописи, скульптуре, архитектуре и графике — неуклонно росло профессиональное мастерство художников, создававших яркие и оригинальные произведения, в которых отчетливо проявлялись черты самобытности и национального своеобразия.
Портретная живопись XVIII века была пронизана идеями гражданственности, патриотическим пафосом, чувством общественного долга. Эти идеи найдут дальнейшее развитие в искусстве последующего столетия. Портретное искусство XVIII века склонно было несколько приукрашать образ человека, что отвечало господствовавшим в эту пору эстетическим представлениям.
Портрет был актуален во многие времена, и не менее актуальным он остается сейчас, так как именно с помощью портрета можно показать индивидуальность человека, духовную историю личности.
Также стоит отметить, что именно в портрете отчетливее, чем где-либо, прослеживается стойкость реалистических традиций, яснее вырисовывается связь с предшествующими достижениями. Конечно, в разные эпохи менялся подход к натуре, характер и тип портрета, живописно-пластические приемы, все видоизменялось, где привносилось свое, выходя тем самим за рамки определенного стилистического направления.
Цель данной работы - рассказать о важности портрета, как одним из основных жанров искусства, о его роли в культуре и искусстве того времени, ознакомиться с основными работами художников, узнать о русских портретистах XVIII века, об их жизни и творчестве.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Обзор литературы: В своём реферате я использовала такие книги, учебные пособия и энциклопедии, как:
В данной литературе собраны сведения о художниках-портретистах, рассказывается об их жизни и творчестве, также дана характеристика портретной живописи 18 века в России, описаны её особенности и яркие черты.
В ранних произведениях, создававшихся на рубеже столетий, еще сохраняются элементы средневековой портретной живописи - парсуны, с характерной для нее передачей социального положения модели, статичностью поз, плоскостностью трактовки форм, интересом к орнаменту. Постепенно портрет начинал все глубже воссоздавать внутреннее содержание человека. В первой четверти 18 века появлялись портреты, в которых правдиво запечатлены образы многих выдающихся современников. Самыми крупными художниками первой половины 18 века были И.Н.Никитин и А.М.Матвеев. Они быстрее других преодолели иконописные влияния и создали подлинно художественные произведения искусства нового времени.1
Уже ранние портреты Ивана Никитича Никитина отличались большим мастерством исполнения. Петр первый очень гордился Никитиным, и художник неоднократно писал портреты самого императора. Ярко проявилось мастерство художника в портрете Петра на смертном одре. Это неоконченное произведение несет следы быстрого, смелого письма, оно выполнено в эскизной манере уверенной рукой опытного художника. 2
Наиболее
значителен не только в творчестве самого
Никитина, но и вообще в русской портретной
живописи первой половины 18 века так называемый
«Портрет напольного гетмана». 3
Художник изобразил пожилого, как бы уставшего от долгих трудов человека.
Это один из немногих портретов, в которых человек не позирует, не представлен перед зрителем в «наиприятнейшем свете», а полон глубокой внутренней жизни. Великолепно удалось художнику и колористическое решение полотна.
Портретное искусство Никитина - вершина в истории развития русской живописи первой половины 18 века. Никому из его современников - художников не удалось достичь такого глубокого проникновения в существо человеческой психологии, такого артистизма и профессионального мастерства.4
В
начале 18 века в области портретного
жанра работал целый ряд
И.Н. Никитин - русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века.6
Иван Никитич Никитин — «Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.
И.Н.Никитин происходил из
В ранних (до 1716 г.) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство, и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна. Но главное — от этих портретов остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности. Никитину совершенно чужда лесть, обычная для парадных портретов. 8
В
1716-20 гг. И.Н.Никитин вместе с младшим
братом Романом, тоже живописцем, находится
в Италии. Они посетили Флоренцию, где
занимались под руководством Томмазо
Реди, Венецию и Рим. Роман Никитин, сверх
того, работал в Париже, у Н. Ларжильера.
Из Италии И.Н.Никитин действительно вернулся
мастером. Он избавился от недостатков
рисунка и условностей ранних работ, но
сохранил главные свои особенности: общий
реализм живописи и прямоту психологических
характеристик, довольно темный и насыщенный
колорит, в котором преобладают теплые
оттенки.9
К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям.
Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С.Г.Строганова (1726). Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). 10
В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)— в сущности, большой этюд, исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный.
В царствование Екатерины I он поселился в Москве, где его брат, вернувшийся из-за границы несколько позже, занимался, главным образом, церковной живописью.
В
1732 г. Иван Никитин вместе с братьями
Романом и Иродионом (протопопом
Архангельского собора в Москве) был арестован
по обвинению в распространении пасквилей
на вице-президента Святейшего Синода
Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца
и сподвижника Петра. Возможно, этому косвенно
способствовала неудачная женитьба художника
и последовавший затем развод: родственники
бывшей жены стремились всячески навредить
Никитину. 11
Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток братьев отправляют в ссылку.
Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г.12
Замечательный художник, один из основоположников русского живописного портрета Андрей Матвеевич Матвеев родился в 1701 году, место его рождения, а также сведения о его семье неизвестны.
Согласно заметке, опубликованной в одном из печатных изданий середины 19 века, Матвеев прибыл в Петербург после встречи с российским царем Петром Первым в Софиевском соборе Новгорода. Увидев там талантливого юношу, Пётр решил вырастить из него подлинного мастера и отправил на обучение в Голландию, где Матвеев занимался у знаменитого портретиста А. Схалкена. Андрей был прилежным учеником, делавшим большие успехи в живописи.13
В декабре 1723 года будущий художник Матвеев Андрей Матвеевич был отправлен учиться в Бельгию, в знаменитую художественную академию Антверпена, где его наставником стал живописец Спервер. В стенах академии Матвеев получил отличную подготовку.
Скорбя о смерти Петра Первого, художник в знак соболезнования преподнес царице Екатерине, сменившей Петра на престоле, "Аллегорию живописи", написанную в 1725 году. Картина была выполнена акварелью на дубовой доске.14
Там же, в Академии, он написал и портрет самого Петра: самодержец предстал перед зрителем без отличительных регалий. Портрет был написан на холсте в легкой и свободной манере. Все академические произведения Матвеева говорят о том, что он в совершенстве овладел разнообразными манерами живописи, освоил правила композиционного построения и способы написания разноплановых полотен.15
Возвратившись в 1927 году в Россию, Матвеев был уже настоящим мастером живописи и занял солидное положение при дворе. Нужно сказать, что обстановка в России в 20-х — 30-х годах 18 столетия совсем не способствовала творчеству — это было время постоянной смены монархов, ссылок, арестов и казней.
В этот тяжелый для России период творческая деятельность Матвеева был разносторонней: он писал иконы, портреты, расписывал плафоны, создавал орнаменты, реставрировал декоративно-монументальные произведения.