Русская портретная живопись XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:08, реферат

Описание

Цель данной работы - рассказать о важности портрета, как одним из основных жанров искусства, о его роли в культуре и искусстве того времени, ознакомиться с основными работами художников, узнать о русских портретистах XVIII века, об их жизни и творчестве.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить портреты знаменитых русский живописцев.
Выявить круг художников, работавших в России в XVIII веке.
Рассмотреть особенности портретов, их жанры и стили.
Рассказать о наиболее известных художниках России в XVIII веке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В. 5
1.1 РУССКИЕ ПОРТРЕТИСТЫ И ИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 5
1.2 НИКИТИН ИВАН НИКИТИЧ (1680Г. —1742Г.) 6
1.3 МАТВЕЕВ АНДРЕЙ МАТВЕЕВИЧ (1701Г. — 1739Г.) 9
ГЛАВА 2. ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ СЕРЕДИНЫ 18 В. 12
2.1 ВЫДАЮЩИЕСЯ МАСТЕРА ЖИВОПИСНОГО ПОРТРЕТА СЕРЕДИНЫ 18 ВЕКА. 12
2.2 ВИШНЯКОВ ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ (1699Г — 1761Г.) 13
2.3 АНТРОПОВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1716Г. — 1795Г.) 15
ГЛАВА 3. ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ В РОССИИ В КОНЦЕ 18 В. 24
3.1 РАСЦВЕТ ПОРТРЕТНОГО ИСКУССТВА 24
3.2 РОКОТОВ ФЁДОР СТЕПАНОВИЧ (1735Г. — 1808Г.) 27
3.3 ЛЕВИЦКИЙ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (1735Г.—1822Г.) 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 39

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 576.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию и науке

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

 

Первый факультет дистанционного обучения (г. Бор)

 
 
 
 
 
 

Реферат

на тему: «Русская портретная живопись XVIII века»

     Выполнила: студентка 
1 курса д/о  
группа 1-11 ФК/16 
Петренко Д.О. 
Проверила: К.И.Н, доцент 
Варенцова Л.Ю.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
г. Бор 
2010 год

 

                                 Содержание 

 

                                         Введение

 

    В истории русской художественной культуры XVIII столетию принадлежит особое место. Именно в эту пору бурно и всесторонне развивались в России многие жанры изобразительного искусства, музыки, театра и литературы.

    Уже в первой половине XVIII столетия русское изобразительное искусство сделало огромные успехи. Во всех областях искусства — в живописи, скульптуре, архитектуре и графике — неуклонно росло профессиональное мастерство художников, создававших яркие и оригинальные произведения, в которых отчетливо проявлялись черты самобытности и национального своеобразия.

    Портретная  живопись XVIII века была пронизана идеями гражданственности, патриотическим пафосом, чувством общественного долга. Эти  идеи найдут дальнейшее развитие в  искусстве последующего столетия. Портретное искусство XVIII века склонно было несколько приукрашать образ человека, что отвечало господствовавшим в эту пору эстетическим представлениям.

     Портрет был актуален во многие времена, и не менее актуальным он остается сейчас, так как именно с помощью портрета можно показать индивидуальность человека, духовную историю личности.

    Также стоит отметить, что именно в портрете отчетливее, чем где-либо, прослеживается стойкость реалистических традиций, яснее вырисовывается связь с  предшествующими достижениями. Конечно, в разные эпохи менялся подход к натуре, характер и тип портрета, живописно-пластические приемы, все видоизменялось, где привносилось свое, выходя тем самим за рамки определенного стилистического направления.

    Цель данной работы - рассказать о важности портрета, как одним из основных жанров искусства, о его роли в культуре и искусстве того времени, ознакомиться с основными работами художников, узнать о русских портретистах XVIII века, об их жизни и творчестве.

    Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить портреты знаменитых русский живописцев.
  • Выявить круг художников, работавших в России в XVIII веке.
  • Рассмотреть особенности портретов, их жанры и стили.
  • Рассказать о наиболее известных художниках России в XVIII веке.

    Обзор литературы: В своём реферате я использовала такие книги, учебные пособия и энциклопедии, как:

  • Культурология. История культуры России., Алексеев А.И., Измозик В.С. и др.
  • Портретная живопись в России XVIII в. из собрания Эрмитажа., Государственный Эрмитаж.
  • Краткий очерк истории русской культуры (с древнейших времен до наших дней)., Долгов В.В.
  • История русского и советского искусства., Под ред. Д.В. Сарабьянова., Учебное пособие для вузов.
  • Энциклопедический словарь русского художника. Педагогика.
  • Очерки русской культуры XVIII века., Краснобаев Б.И.
  • Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования., Под ред. Т.В. Алексеевой.
  • Русское искусство XVIII- первой половины XIX века., Под ред. Т.В. Алексеевой.
  • Русское искусство второй половины XVIII - первой половины XIX века. Материалы и исследования., Под ред. Т.В. Алексеевой.
  • История русского искусства. Издание 3-е.И.А.Бартеньев, Р.И.Власова.

    В данной литературе собраны сведения о художниках-портретистах, рассказывается об их жизни и творчестве, также дана характеристика портретной живописи 18 века в России, описаны её особенности и яркие черты.

  Глава 1. Портретная живопись первой половины XVIII в.

                1.1 Русские портретисты и их произведения

 
 

    В ранних произведениях, создававшихся  на рубеже столетий, еще сохраняются  элементы средневековой портретной живописи - парсуны, с характерной для нее передачей социального положения модели, статичностью поз, плоскостностью трактовки форм, интересом к орнаменту. Постепенно портрет начинал все глубже воссоздавать внутреннее содержание человека. В первой четверти 18 века появлялись портреты, в которых правдиво запечатлены образы многих выдающихся современников. Самыми крупными художниками первой половины 18 века были И.Н.Никитин и А.М.Матвеев. Они быстрее других преодолели иконописные влияния и создали подлинно художественные произведения искусства нового времени.1

    Уже ранние портреты Ивана Никитича Никитина отличались большим мастерством исполнения. Петр первый очень гордился Никитиным, и художник неоднократно писал портреты самого императора. Ярко проявилось мастерство художника в портрете Петра на смертном одре. Это неоконченное произведение несет следы быстрого, смелого письма, оно выполнено в эскизной манере уверенной рукой опытного художника. 2

    Наиболее  значителен не только в творчестве самого Никитина, но и вообще в русской портретной живописи первой половины 18 века так называемый «Портрет напольного гетмана». 3 
 

    Художник  изобразил пожилого, как бы уставшего от долгих трудов человека.

    Это один из немногих портретов, в которых  человек не позирует, не представлен перед зрителем в «наиприятнейшем свете», а полон глубокой внутренней жизни. Великолепно удалось художнику и колористическое решение полотна.

    Портретное  искусство Никитина - вершина в истории развития русской живописи первой половины 18 века. Никому из его современников - художников не удалось достичь такого глубокого проникновения в существо человеческой психологии, такого артистизма и профессионального мастерства.4

    В начале 18 века в области портретного  жанра работал целый ряд талантливых  мастеров. Многообразие форм портретного жанра проявилось в произведениях миниатюристов - Г.С.Мусикийского и А.Г.Овсова, создавших серию портретов Петра 1 и его ближайшего окружения.5

                 1.2 Никитин Иван Никитич (1680г. —1742г.)

 

    И.Н. Никитин - русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века.6

    Иван  Никитич Никитин — «Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.

      И.Н.Никитин происходил из семьи  московских священнослужителей. Первоначальное  художественное образование получил,  вероятно, в Московской Оружейной палате и гравировальной мастерской при ней под руководством голландского гравера А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Писать портреты, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Благодаря своему таланту (а может быть, и родственникам, служившим в придворных церквях), Никитин быстро занял прочное положение при дворе. Петр Великий заметил его способности и отдал в учение к И.Г. Дангауеру.7

    В ранних (до 1716 г.) работах художника  ощутима связь с парсунами  — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство, и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна. Но главное — от этих портретов остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности. Никитину совершенно чужда лесть, обычная для парадных портретов. 8

    В 1716-20 гг. И.Н.Никитин вместе с младшим  братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера. Из Италии И.Н.Никитин действительно вернулся мастером. Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, довольно темный и насыщенный колорит, в котором преобладают теплые оттенки.9  

    К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям.

    Он  писал портреты самого императора (несколько  раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и  многих других высокопоставленных лиц.  Художник был знаком с приемами главенствующего  стиля эпохи — рококо, легкого  и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С.Г.Строганова (1726).  Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). 10

    В 1725 г. Никитин в последний раз  пишет с натуры царя. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)—  в сущности, большой этюд, исполненный  свободно, однако цельный, продуманный  и монументальный.

    В царствование Екатерины I он поселился  в Москве, где его брат, вернувшийся  из-за границы несколько позже, занимался, главным образом, церковной живописью.

    В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. 11 

    Да  его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток братьев отправляют в ссылку.

    Иван  и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г.12

                1.3 Матвеев Андрей Матвеевич (1701г. — 1739г.)

 

    Замечательный художник, один из основоположников русского живописного портрета Андрей Матвеевич  Матвеев родился в 1701 году, место  его рождения, а также сведения о его семье неизвестны.

    Согласно  заметке, опубликованной в одном  из печатных изданий середины 19 века, Матвеев прибыл в Петербург после  встречи с российским царем Петром Первым в Софиевском соборе Новгорода. Увидев там талантливого юношу, Пётр решил вырастить из него подлинного мастера и отправил на обучение в Голландию, где Матвеев занимался у знаменитого портретиста А. Схалкена. Андрей был прилежным учеником, делавшим большие успехи в живописи.13

    В декабре 1723 года будущий художник Матвеев  Андрей Матвеевич был отправлен  учиться в Бельгию, в знаменитую художественную академию Антверпена, где его наставником стал живописец Спервер. В стенах академии Матвеев получил отличную подготовку.

    Скорбя  о смерти Петра Первого, художник в знак соболезнования преподнес  царице Екатерине, сменившей Петра на престоле, "Аллегорию живописи", написанную в 1725 году. Картина была выполнена акварелью на дубовой доске.14

    Там же, в Академии, он написал и портрет  самого Петра: самодержец предстал перед  зрителем без отличительных регалий. Портрет был написан на холсте в легкой и свободной манере. Все академические произведения Матвеева говорят о том, что он в совершенстве овладел разнообразными манерами живописи, освоил правила композиционного построения и способы написания разноплановых полотен.15

    Возвратившись в 1927 году в Россию, Матвеев был уже настоящим мастером живописи и занял солидное положение при дворе. Нужно сказать, что обстановка в России в 20-х — 30-х годах 18 столетия совсем не способствовала творчеству — это было время постоянной смены монархов, ссылок, арестов и казней.

    В этот тяжелый для России период творческая деятельность Матвеева был разносторонней: он писал иконы, портреты, расписывал плафоны, создавал орнаменты, реставрировал  декоративно-монументальные произведения.

Информация о работе Русская портретная живопись XVIII века