Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 20:53, контрольная работа
Целью данной работы является изучение направления русской исторической живописи первой половины ХIХ века, а также знакомство с творчеством отдельных выдающихся его представителей.
Введение
1. Орест Адамович Кипренский (1782–1836).
2. Александр Осипович Орловский (1777–1832)
3. Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791–1830)
4. Василий Андреевич Тропинин (1776 – 1857)
5. Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847)
6. Карл Павлович Брюллов (1799–1852)
7. Александр Андреевич Иванов (1806–1858)
8. 40-50-е годы XIX века
9. Заключение
Содержание
Введение
1. Орест Адамович Кипренский (1782–1836).
2. Александр Осипович Орловский (1777–1832)
3. Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791–1830)
4. Василий Андреевич Тропинин (1776 – 1857)
5. Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847)
6. Карл Павлович Брюллов (1799–1852)
7. Александр Андреевич Иванов (1806–1858)
8. 40-50-е годы XIX века
9. Заключение
Введение
Целью данной работы является изучение направления русской исторической живописи первой половины ХIХ века, а также знакомство с творчеством отдельных выдающихся его представителей.
В одном из своих произведений А. И. Герцен писал о русском народе, "мощном и неразгаданном", который "сохранил величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния и на петровский приказ образовываться ответил через сто лет огромным явлением Пушкина". Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Время пушкина, первую треть XIX века, не зря называют "золотым веком" русской культуры.
Начало
XIX века - время культурного и духовного
подъема в России. Если в экономическом
и социально-политическом развитии
Россия отставала от передовых европейских
государств, то в культурных достижениях
она не только шла вровень с ними, но и
часто опережала. Развитие русской культуры
в первой половине XIX века опиралось на
преобразования предшествующего времени.
Проникновение элементов капиталистических
отношений в экономику усилило потребность
в грамотных и образованных людях. Города
стали основными культурными центрами.
Новые социальные слои втягивались в общественные
процессы. Культура развивалась на фоне
все возрастающего национального самосознания
русского народа и в связи с этим имела
ярко выраженный национальный характер.
Существенное влияние на литературу, театр,
музыку, изобразительное искусство оказала
Отечественная война 1812 года, которая
в небывалой степени ускорила рост национального
самосознания русского народа, его консолидацию.
Ведущим направлением архитектуры и скульптуры первой трети XIX столетия был классицизм. В живописи его развивали прежде всего академические художники в историческом жанре (А.Е. Егоров –«Истязание Спасителя», 1814, ГРМ; В.К. Шебуев –«Подвиг купца Иголкина», 1839, ГРМ; Ф.А. Бруни–«Смерть Камиллы, сестры Горация», 1824, ГРМ; «Медный змий», 1826–1841, ГРМ). Но истинные успехи живописи лежали, однако, в другом русле – романтизма. Лучшие стремления человеческой души, взлеты и парения духа выразила романтическая живопись того времени, и прежде всего портрет. В портретном жанре ведущее место должно быть отведено Оресту Кипренскому (1782–1836).
Кипренский
родился в Петербургской
Бесценная
часть творчества Кипренского –
графические портреты, выполненные
в основном мягким итальянским карандашом
с подцветкой пастелью, акварелью, цветными
карандашами. Он изображает генерала Е.И.
Чаплица (ГТГ), А.Р. Томилова (ГРМ), П.А. Оленина
(ГТГ). Появление быстрых карандашных портретов-зарисовок
само по себе знаменательно, характерно
для нового времени: в них легко фиксируется
всякое мимолетное изменение лица, любое
душевное движение.
2. Александр Осипович Орловский (1777–1832)
Последовательным
романтиком можно назвать поляка
А.О. Орловского (1777–1832), 30 лет прожившего
в России и принесшего в русскую
культуру темы, характерные для западных
романтиков (бивуаки, всадники, кораблекрушения.
«Бери свой быстрый карандаш, рисуй, Орловский,
меч и сечу»,–писал Пушкин). Он быстро
ассимилировался на русской почве, что
особенно заметно в графических портретах.
В них сквозь все внешние атрибуты европейского
романтизма с его мятежностью и напряжением
проглядывает нечто глубоко личное, затаенное,
сокровенное (Автопортрет, 1809, ГТГ). Орловскому
же принадлежит определенная роль в «проторивании»
путей к реализму благодаря его жанровым
зарисовкам, рисункам и литографиям, изображающим
петербургские уличные сцены.
3. Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791–1830)
Наконец,
романтизм находит свое выражение
и в пейзаже. Сильвестр Щедрин
(1791–1830) начал творческий путь учеником
своего дяди Семена Щедрина с классицистических
композиций: четкое деление на три плана
(третий план –всегда архитектура), по
бокам кулисы. Но в Италии, куда он уехал
из Петербургской Академии, эти черты
не упрочились, не превратились в схему.
Именно в Италии, где Щедрин прожил более
10 лет и умер в расцвете таланта, он раскрылся
как художник-романтик, стал одним из лучших
живописцев Европы наряду с Констеблем
и Коро. Он первым открыл для России пленэрную
живопись. Правда, как и барбизонцы, Щедрин
писал на открытом воздухе только этюды,
а завершал картину («украшал», по его
определению) в мастерской. Однако сам
мотив меняет акценты. Так, Рим в его полотнах
– не величественные развалины античных
времен, а живой современный город простого
люда –рыбаков, торговцев, моряков. Но
эта обыденная жизнь под кистью Щедрина
обрела возвышенное звучание. Гавани Сорренто,
набережные Неаполя, Тибр у замка св. Ангела,
люди, ловящие рыбу, просто беседующие
на террасе или отдыхающие в тени деревьев,
– все передано в сложном взаимодействии
световоздушной среды, в восхитительном
слиянии серебристо-серых тонов, объединенных
обычно ударом красного – в одежде, и головном
уборе, в ржавой листве деревьев, где затерялась
какая-нибудь одна красная ветка. В последних
работах Щедрина все отчетливее проявлялся
интерес к светотеневым эффектам, предвещающий
волну нового романтизма Максима Воробьева
и его учеников (например, «Вид Неаполя
в лунную ночь»). Как портретист Кипренский
и баталист Орловский, пейзажист Щедрин
часто пишет жанровые сценки.
4. Василий Андреевич Тропинин (1776 – 1857)
Определенное преломление бытовой жанр нашел, как это ни странно звучит, в портрете, и прежде всего в портрете Василия Андреевича Тропинина (1776 – 1857), художника, лишь к 45 годам освободившегося от крепостной зависимости. Тропинин прожил долгую жизнь, и ему суждено было узнать истинное признание, даже славу, получить звание академика и стать самым известным художником московской портретной школы 20–30-х годов. Начав с сентиментализма, правда, более дидактически-чувствительного, чем сентиментализм Боровиковского, Тропинин обретает свой собственный стиль изображения. В его моделях нет романтического порыва Кипренского, но в них подкупает простота, безыскусность, искренность выражения, правдивость характеров, достоверность бытовой детали. Лучшие из портретов Тропинина, такие, как портрет сына (ок. 1818, ГТГ), портрет Булахова (1823, ГТГ), отмечены высоким художественным совершенством.
Тропинин
– создатель особого типа портрета-картины,
т. е. портрета, в который привнесены
черты жанра. «Кружевница», «Пряха»,
«Гитарист», «Золотошвейка» –типизированные
образы с определенной сюжетной завязкой,
не потерявшие, однако, конкретных черт.
5. Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847)
Тропинин
только ввел жанровый элемент в портрет.
Настоящим родоначальником бытового
жанра явился Алексей Гаврилович Венецианов
(1780–1847). Землемер по образованию, Венецианов
оставил службу ради живописи, переехал
из Москвы в Петербург и стал учеником
Боровиковского. Первые шаги в «художествах»
он сделал в жанре портрета, создавая пастелью,
карандашом, маслом удивительно поэтичные,
лирические, иногда овеянные романтическим
настроением образы (портрет B.C. Путятиной,
ГТГ). Но вскоре художник оставляет портретопись
ради карикатуры, и за одну остросюжетную
карикатуру «Вельможа» первый же номер
задуманного им «Журнала карикатур на
1808 год в лицах» был закрыт. На рубеже 10–20-х
годов Венецианов уехал из Петербурга
в Тверскую губернию, где купил небольшое
имение. Здесь он и обрел свою основную
тему, посвятив себя изображению крестьянской
жизни. В картине «Гумно» (1821– 1822, ГРМ)
он показал трудовую сцену в интерьере.
Стремясь точно воспроизвести не только
позы работающих, но и освещение, он даже
велел выпилить одну стену гумна. Жизнь,
как она есть, – вот что хотел изобразить
Венецианов, рисуя крестьян за чисткой
свеклы; помещицу, дающую задание дворовой
девушке; спящего пастушка; девушку с бурачком
в руке; любующихся бабочкой крестьянских
детей; сцены жатвы, сенокоса и пр. Конечно,
Венецианов не вскрывал острейших коллизий
жизни русского крестьянина, не поднимал
«больных вопросов» современности. Это
патриархальный, идиллический быт. Но
художник не вносил в него поэтичность
извне, не придумывал ее, а черпал ее в
самой изображаемой им с такой любовью
народной жизни. Творчество Венецианова
–это определенный этап на пути сложения
русского критического реализма XIX в.,
и в этом также непреходящее значение
его живописи. Это определяет и его место
в русском искусстве в целом.
6. Карл Павлович Брюллов (1799–1852)
«Гением компромисса» между идеалами классицизма и нововведениями романтизма назвал один исследователь (М.М. Алленов) Карла Павловича Брюллова (1799–1852). Слава к Брюллову пришла еще в Академии: уже тогда обыкновенные этюды превращались у Брюллова в законченные картины, как было, например, с его «Нарциссом» (1819, ГРМ). Окончив курс с золотой медалью, художник уехал в Италию. В доитальянских работах Брюллов обращается к сюжетам библейским («Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского», 1821, ГРМ) и античным («Эдип и Антигона», 1821, Тюменский областной краеведческий музей), занимается литографией, скульптурой, пишет театральные декорации, рисует костюмы к постановкам.
С 1828 г., после поездки в Помпеи, Брюллов работает над своим равным произведением – «Последний день Помпеи» (1830– 1833). Реальное событие античной истории – гибель города при извержении Везувия в 79 г. н. э. – дало возможность художнику показать величие и достоинство человека перед лицом смерти. В картине Брюллова отчетливо проявилась одна из существенных особенностей его живописи: связь классицистической стилистики его произведений с чертами романтизма, с которым брюлловский классицизм объединяет вера в благородство и красоту человеческой натуры. Отсюда удивительная «уживчивость» сохраняющей четкость пластической формы, рисунка высочайшего профессионализма, превалирующего над другими выразительными средствами, с романтическими эффектами живописного освещения.
Нужно признать, что Брюллов стремился к исторической правде, стараясь как можно точнее воспроизвести конкретные памятники, открытые археологами и изумившие весь мир, восполнить зрительно сцены.
Экспонировавшаяся
сначала в Милане, затем в Париже,
картина была привезена в Россию
в 1834 г. и имела шумный успех. О
ней восторженно отзывался
В 1835 г. Брюллов возвратился в Россию, где был встречен как триумфатор. Но собственно историческим жанром более уже не занимался, ибо «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» завершена не была. Интересы его лежали в ином направлении – портретописи, к которой он обратился, уйдя от исторической живописи, как и его великий современник Кипренский, и в которой проявил весь свой творческий темперамент и блеск мастерства. Можно проследить определенную эволюцию Брюллова в этом жанре: от парадного портрета 30-х годов, образцом которого может служить даже не столько портрет, сколько обобщенный образ, например, блестящее декоративное полотно «Всадница» (1832, ГТГ).
Усталостью
и горечью разочарований веет
от облика художника на автопортрете.
Печально худое лицо с проницательными
глазами, бессильно повисла
После
смерти Брюллова его ученики часто использовали
лишь тщательно им разработанные формальные,
чисто академические принципы письма,
и имени Брюллова предстояло вынести немало
хулы со стороны критиков демократической,
реалистической школы второй половины
XIX столетия, прежде всего В.В. Стасова.
7. Александр Андреевич Иванов (1806–1858)
Центральной фигурой в живописи середины века был несомненно Александр Андреевич Иванов (1806–1858). Иванов окончил Петербургскую Академию с двумя медалями. Малую золотую медаль он получил за картину «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824, ГТГ), в связи с которой критика отмечала внимательное прочтение художником Гомера, а Большую золотую медаль – за произведение «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару» (1827, ГРМ), полное экспрессии, выраженной, однако, просто и ясно. В 1830 г. Иванов уезжает через Дрезден и Вену в Италию, в 1831 г. попадает в Рим и лишь за полтора месяца до кончины (он умер от холеры) возвращается на родину.
Путь А. Иванова никогда не был легким, за ним не летела крылатая слава, как за «великим Карлом». При жизни его талант ценили Гоголь, Герцен, Сеченов, но среди них не было живописцев. Увлечение историей религии повлекло за собой почти научное изучение священных текстов, следствием которого явилось создание знаменитых библейских эскизов и обращение к образу Мессии. Исследователи творчества Иванова (Д.В. Сарабьянов) справедливо называют его принцип «принципом этического романтизма». Страстная вера художника в нравственное преобразование людей, в совершенствование человека, ищущего свободы и правды, привела Иванова к основной теме его творчества – к картине, которой он посвятил 20 лет (1837 – 1857), «Явление Христа народу» (ГТГ, авторский вариант – ГРМ).
Иванов долго шел к этому произведению. Изучал живопись Джотто, венецианцев, особенно Тициана, Веронезе и Тинторетто, написал двухфигурную композицию «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (1835, ГРМ), за которую Петербургская Академия дала ему звание академика и продлила срок пенсионерства в Италии на три года.
Информация о работе Русская живопись первой половины 19 века