Русское изразцовое искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:03, реферат

Описание

В декоративном искусстве, в отличие от живописи и скульптуры воплощение эмоций и настроений осуществляется не путём воспроизведения видимого мира, а посредством создания новых предметов, не имеющих прямого прообраза в натуре. В этом специфика художественного образа в декоративном искусстве. Поскольку изразцовое искусство является декоративным, то и в нем изобразительное начало играет подчинённую роль.

Содержание

1. Вступление. . . . . . . . . . 3
2. О керамике и израцзе. . . . . . . . . 5
3. Символика печи. Эволюция форм. . . . . . . 7
4. Из истории изразца. . . . . . . . . 11
5. Уральский изразец. Керамика сегодня. . . . . . . 20
6. Заключение. . . . . . . . . . 24
7. Список литературы. . . . . . . . . 25

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ИЗРАЗЦОВОЕ ИСКУССТВО.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

Пути петербургских и московских гончаров довольно быстро разошлись. Одноцветная синяя роспись, видимо не отвечала вкусам древней столицы, и её мастера вновь перешли на полихромию. Приблизительно в 40-х годах XVIII века в Москве складывался новый тип многоцветных изразцов с сюжетной росписью. В середине и во второй половине XVIII столетия они вырабатывались по всей центральной части России. Эти новые многоцветные расписные изразцы имели прямоугольную форму лицевой пластины (16-18х21-23 см.) и отступающую от краев румпу. Изразцы расписывались глазурями 5 цветов: белого, желтого, коричневого, зелёного и синего. Белым покрывался, как правило, фон изразца. Большинство изразцов имело 3-х цветную роспись. Во второй половине XVIII века одновременно изготовлялись два варианта многоцветных изразцов с сюжетной росписью: с пояснительными подписями и без них.

Роспись этих изделий не выходила за пределы лицевой пластины изразца. Обрамления были очень разнообразны, начиная от простых узких каёмок и кончая широкими и сложными по рисунку. Исключением были изразцы с изображением цветов, которые, как правило, не имели обрамлений.

Сюжеты росписей на изразцах были разнообразными: мужчины и женщины в костюмах XVIII века и в античных одеждах, ''заморские народы'', всадники, воины, охотники, домашние животные, звери, птицы, разнообразные цвета; много сценок из городской и сельской жизни, а также бытового, нравоучительного, любовного и шуточного характера. Изредка встречались легкомысленные, а иногда и непристойные сценки. Не менее интересны и подписи под сюжетами. Они носят чаще всего пояснительный характер. Много изречений народной мудрости и поговорок. На изразцах с ''заморскими народами'' имеются подписи: ''Апонская госпожа'', ''Китайский купец'', ''Кавалеры испанские''. Под изображениями животных, птиц и цветов: ''Елень дикая'', ''В одном беге смел'', ''Познают мя от кохтей'', ''Пою печально'', ''От гласа погибаю'', ''Дух мой сладок'', и много, много других, не менее интересных и забавных.

Характерной особенностью печей XVIII века была неповторяемость сюжетов настенных изразцах печной облицовки. Повторялись только изразцы с изображением отдельных предметов в виде ваз, плодов, букетов.

В 60-70-х годах XVIII века количество различных изделий печного набора увеличивается. Начинают выделываться печные изразцы раппортного и коврового типов. Сложные по форме изделия изготавливаются для завершения и угольной части печей. Появляются свободно стоящие колонки.

В конце 60-х годов XVIII века появились печи Калужского производства, значительно отличающиеся от предыдущих как своей формой, так и росписью на изразцах. Печи напоминают небольшие архитектурные сооружения с чёткими горизонтальными членениями. Роспись изразцов носит барочный характер, некоторые сюжеты размещаются на нескольких изразцах. В верхнем ярусе находятся карнизные детали ярко выраженного барочного характера.

Во второй половине XVIII века много выделывалось расписных изразцов с изображениями цветов. В отличие от примитивных и стилизованных цветов на рельефных изделиях, изображения цветов на расписных изразцах более реалистичны и красочны.

В середине второй половины XVIII века начали выделываться раппортные изразцы, на которых сюжеты размещались на 2-х, а чаще на 3-х поставленных в ряд изделиях. Они выделывались с пояснительными надписями и без них. На некоторых раппортных изразцах подписи заменялись кавычками. Они предшествовали более поздним изразцам без подписей.

В течение всей второй половины XVIII века почти все керамические производства выделывали в больших количествах расписные изразцы с сюжетами без подписи, рисунки которых не выходили за пределы лицевой пластины изделия. Они отличались от своих предшественников середины века более сложным рисунком декоративных рамок.

В 80-х годах XVIII века повсеместно начинают выделывать расписные изразцы с упрощёнными сюжетами. Опять появляется синяя роспись по белому фону. Этими изразцами облицовывали более простые по своим формам печи. Это был первый этап к переходу изготовления более упрощенных и дешевых изделий для печей следующего столетия.

Одновременно выделывались и более сложные изразцы с крупной синей росписью. Из них складывали композиции из больших ваз, корзин с цветами, венков, гирлянд, которые размещались на центральной части печного зеркала. Более богатые печи украшались колонками, нишами и сложными по форме завершениями.

Гибкое, быстро перестраивающееся производство, не прекращающийся спрос на изделия, покровительство сильных мира сего обеспечивала ему органичное существование в этом столетии.

XIX век не внес ничего нового в историю народного изразцового искусства. Чётко прослеживается спад того взлета, который был достигнут в расписных многоцветных изразцах в третьей четверти XVIII века. Сюжеты начинают постепенно упрощаться, тона эмалей теряют прежнюю яркость. В первой четверти XIX века вновь появляются многоцветные изразцы с пояснительными надписями, но они бытуют очень короткое время, уступая место изделиям с упрощенной росписью.

Широкое внедрение изразцовых печей в дома зажиточного городского и сельского населения требовало более дешевых изделий, не чуждых вкусам новых потребителей.

В сюжетах этих изразцов находят отражение события окружающей жизни, исчезают аллегорические сценки, поучительные надписи, идилистические пейзажи в пышном обрамлении. Персонажи больше не облекаются в античные тоги и экзотические одежды: в их костюме обстоятельно передаются характерные бытовые детали. Таково, несколько условное, но в достаточной мере точное изображение уланов и гусаров в формах 10-20-х годов и людей в костюмах 30-х-40-х годов XIX века на изразцах того времени, хранящихся сегодня в музее-заповеднике ''Коломенское''. Печи, облицованные цветными изразцами с несложной росписью, делали дом уютнее, жизнерадостнее. В таких изразцах ещё сохранились традиции непосредственного, самобытного народного творчества. Однако и в этой росписи происходили определённые перемены. Изменился сам тип росписи: сочная живопись уступала место сухому графическому рисунку, стал преобладать холодный голубой цвет в сочетании с желтым и коричневым, наконец, нарядное орнаментальное обрамление сменилось узенькой строгой каймой.

Ту же эволюцию можно наблюдать и в декоре очень широко распространённых в первой трети XIХ века орнаментальных изразцов с вазонами и букетами. Многоцветная роспись сменяется здесь однотонной синей. Отголоски живописного стиля ещё чувствуются в асимметричной композиции с фруктовой веткой в пышных, сочно написанных барочных завитках. С годами рисунок все более упрощается, становится суше. В конце концов вся композиция сводится к двум крайне упрощённым веточкам, расположенным крест на крест в ромбовидной рамке. Подобные изразцы дешевые, несложные в производстве, были особенно распространены во многих провинциальных городах и деревнях России.

В дворянских особняках печи выкладывали сложными по исполнению белыми рельефными изразцами с орнаментом и изображениями, выполненными в стиле классицизма. Они напоминают античную скульптуру и являются образцами высокого мастерства безвестных исполнителей. Но, сплошь покрытая белой эмалью, эта керамика в большей мере теряла свою теплоту, печи становились параднее, официальнее.

На этом этаже и угасает производство изразцов как своеобразное и яркое народное творчество.

Оно возникло в XV веке, достигло своего апогея во второй половине XVII века и перешло в технически оснащённые цеха предприятий керамической промышленности в XIX столетии.

В творениях народных мастеров ярко проявилась их художественная одарённость, высокое мастерство, тонкое понимание материала и свободное владение техникой. В них всегда прослеживаются ясность замысла, чёткость композиции и умение сочетать утилитарные и художественные задачи.

Народные художники на всём протяжении их многовековой деятельности с исключительным мастерством отразили в своём искусстве жизнь, стремления и чаяния своего народа, для которого они творили и частью которого были сами. Всё это даёт право считать изразцовое искусство подлинно народным и глубоко национальным русским искусством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. УРАЛЬСКИЙ ИЗРАЗЕЦ. КЕРАМИКА СЕГОДНЯ.

В каждом районе, городе существовал свой традиционный узор, свои излюбленные сочетания красок. Так и изразцы, выполненные уральскими мастерами, имеют свои характерные особенности.

В Прикамье изразцы появились в последней четверти XVII века. Изделия уральского керамического производства украсили соборы Соликамска и других старых уральских городов. До сих пор они сверкают яркими красками на фасадах Богоявленской церкви, северного крыльца Троицкого собора в Соликамске, церкви в селе Ленва, часовни Спаса – Убруса в Усолье.

Четкие упругие линии рисунка при невысоком рельефе, гармоничная композиция, чистый зеленый цвет с неожиданными всплесками голубого и желтого – всё это характерно для изразцов, производившихся на Урале.

Сюжет рисунка изразцов Богоявленской церкви и Троицкого собора напоминает ''балахинские кафли''. Любопытно, что рисунок часто совпадает полностью, но даётся в зеркальном отражении. Это, видимо, связано с тем, что строители завезли с собой готовые образцы и использовали их при изготовлении новой формы.

На балахинских кафлях часто рисовали крупную птицу с открытым клювом – ''оглядыш''. Она оглянулась – повернула голову к летящей крохотной птичке, вестнику. Оглядыш есть и на соликамских памятниках, но вестника на них нет, видно ''потерялся'' в дороге. На других плитках птица неясыть, по легенде выклёвывающая свою грудь, чтобы накормить птенцов. Присутствует на изразцах изображение ворона, несущего в лапе початок, другой лапой опирающегося на какой-то причудливый цветок. Есть здесь заморская диковина – индюк и сказочная жар-птица.- павлин с распущенным хвостом.

Каждая из птиц стоит в центре плитки, в рамке из затейливого растительного орнамента. Рисунок рамки продуман так, что при раскладке изразцов вперемешку все завитки объединяются в общую композицию. По замыслу мастера, отдельные кафли, складываясь вместе составляют непрерывную красочную ленту – ''раппорт''. Ленты опоясывают храм в два, три яруса, и дают при солнечном освещении впечатление нарядности, праздничности.

Уникальный и не имеет себе подобных в русской архитектуре изразцы часовни Спаса –Убруса, построенной во второй половине XVII века. На них изображен излюбленный в народном искусстве мотив – вещая птица Сирин, полудева, полуптица, родная сестра сладкозвучных сирен классической Эллады. На Руси мифологическая Сирена зажила самостоятельной жизнью. Образ ''птицы-души'' – райской птицы Сирин встречается в произведениях древней письменности; на золотых ювелирных изделиях; на расписных деревянных прялках Севера; в керамике многих Строгановских построек XVII –нач. XVIII веков.

Усольская птица Сирин отличается от всех известных русских изображений. Она как бы вновь обретает черты мифической Сирены – это трубящая птица с девичьим лицом, с короной на голове.

Недалеко от часовни, на месте бывшего села Ленва, стоит каменное здание Троицкой церкви. Фасады этой церкви также богато отделаны цветной керамикой.

Абсолютный вкус, чувство формы и цвета делают пермские изразцы настоящими произведениями искусства.

Из изразцов Соликамского производства сохранились также отдельные изразцы и многоизразцовые печные клейма, хранящиеся в местном краеведческом музее. Клейма, близкие по времени их изготовления к началу XVIII века, не имеют росписи, в то время как у более поздних всё свободное от рельефа поле изразцов заполнялось примитивной синей росписью. По своей композиционной структуре они очень близки к аналогичным балахинским и московским печным клеймам.

Соликамских печей первой половины XVIII века не сохранилось. Многоизразцовые клейма в местном музее и несколько фотографий с утраченных печей дали возможность выполнить их реконструкции.

В фондах Екатеринбургского краеведческого музея хранится ряд изразцов, среди них несколько предметов печного набора, привезённые из Соликамска.

Стенные изразцы, изразцы из пояса печи, а также отдельные колонки имеют белый фон, примитивную роспись голубой и синей эмалью.

Хранятся здесь и изразцы, повторяющие широко распространённые на Руси мотивы, о которых говорилось в предыдущей главе. Это рельефные изображения сказочного животного – лютого грифа и воинственного всадника, по видимости, Александра Македонского, так как голову его венчает корона. Изразцы квадратной формы, с внушительными размерами 37х37, имеют пояснительные надписи. Покрыты они разноцветной поливой.

Имеются также изразцы, снятые в самом Екатеринбурге, вероятно, изготовленные здесь же. Они представляют собой гладкие без рель. Скромно украшен незатейливым орнаментом синего цвета изразцы из пояса и козырька печи, а стенной и угловой изразцы имеют лишь узкую рамку. Фон, как и у соликамских изразцов – белый. Вынуты все эти предметы из одной печи, о чем говорит единая цветовая гамма и одинаковое композиционное решение всех кафлей.

О том, что в Екатеринбурге было собственное керамическое производство, свидетельствует запись в каталоге Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки 1887года.

Вот, что говорится в разделе: ''Полуфаянсовая, глиняная посуда и прочие изделия'':

''Фабрика в Екатеринбурге, при реке Исети. Заведует управляющий. 1 мастер, рабочих 15 человек, 3 живут при фабрике, остальные на стороне. Двигатели: 2 конных привода в 4 силы. Исполнительный механизм: 2 глиномялки бегуны, жернова и до 12 кругов ручных и ножных, 1 пресс. Для годового производства требуется: глины огнеупорной до 20 тонн пудов, кварца до 10 тонн пудов, глазури до 200 пудов, гончарной глины до 5 тонн пудов. Глина огнеупорная из Кунгура, гончарная Пермского уезда, глазурь итальянская. Изготавливается изразцов до 10 тыс шт. Средние по 50 коп., угли по 1 руб., кварцевого кирпича т. по 60 руб., огнеупорный обыкновенный по 25 руб., трубы огнеупорные и гончарные от 25 коп., чаши и раковины от 3 руб. и проч. Топливо: дров 4 куб. саж., хвои и пней до 50 куб. саж., каменного угля до 3тыс пуд. Сбыт преимущественно на Урале и в Сибири до Иркутска и часть в европейской России''

Информация о работе Русское изразцовое искусство