Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:45, курсовая работа
Творчество этого художника давно привлекает человечество. Его картины, в самом деле, похожи на сны, скорее даже не осмысленные сновидения, а то состояние, в котором пребывает человек прежде, чем погрузиться в сон: перед глазами проплывают немыслимые образы, странные видения. Именно их Сальвадор Дали запечатлевает на своих картинах. При этом Дали обладает талантом совмещать, казалось бы, несовместимое: точность изображения, присущую фотографии с неумелыми, словно бы детскими мазками, реалистичные пейзажи и нереальные существа. Так и полотна художника заставляют испытывать противоположные эмоции: восторг и порой отвращение, зачарованность и ужас…
Введение…………………………………………………………………... 3-4
1. Сальвадора Дали: начало……………………………………………… 5-7
2. Реальность и сюрреальность Сальвадора Дали……………………… 7-9
3. Безграничная живопись………………………………………………... 9-17
4. «Праздник» в жизни Сальвадора Дали…………………...................... 17-24
5. Гений Дали……………………………………………………………... 24-27
5.1 Общественные связи………………………………………………….. 24-27
6. Сальвадор Дали: жизнь после смерти Гала…………………………... 27-28
7. Россия и Сальвадор Дали: взгляды…………………………………… 28-29
Заключение………………………………………………………………... 30
Список использованных источников……………
Интимная жизнь супругов навсегда осталась тайной. В ней, по всей вероятности, отсутствовало такое понятие, как верность. Для Гала это был свободный брак, и она была вольна выбирать себе любовников. Но это относится к ее молодым и зрелым годам. Позднее ей приходилось платить уже самой. Когда ей было семьдесят, ее любовником стал молодой певец Джефф Фенхольт, один из исполнителей главной роли в рок–опере «Иисус Христос – суперзвезда». Говорили, что именно Гала стала причиной его разрыва с молодой женой, только что родившей ему ребенка. Гала приняла деятельное участие в судьбе Джеффа, создавала ему условия для работы и даже подарила роскошный дом на Лонг–Айленде. Это была последняя ее любовь. Разумеется, любовь к Сальвадору Дали не в счет.
Последние годы Гала были отравлены болезнями и стремительно надвигающейся старческой немощью. Гала прожила 88 лет. Бурных и неповторимых.
5.
ГЕНИЙ ДАЛИ
5.1
Общественные связи
Мало быть талантливым художником, надо еще уметь и подать себя, устроить шум, выгодно продать свои творения. Нужна, как мы говорим сегодня, большая раскрутка. В этом смысле Сальвадор Дали – не без помощи Гала, а может быть, именно благодаря ей – непревзойденный мастер.
Однако не в одном проворстве дело. Сальвадор Дали родился и жил на Западе в обществе потребления, где реклама и деньги творят своих звезд и кумиров. Если обратиться к советскому периоду истории России, то нужно сказать, что многие наши писатели жили словно за железным занавесом, и здесь не имело никакого значения личное проворство. Никто и помыслить не мог о рекламе своих произведений. Государство само определяло рейтинг гениальных и талантливых. Обо всем этом смешно даже говорить.
Художник беспрепятственно проявлял свою манию величия, и не только проявлял, но и успешно реализовывал, к врожденному дару он прибавлял почти гениальную проворность.
Дали – высокопрофессиональный менеджер, рекламный агент самого себя, зазывала на улице и гид на выставке. Он постоянно устраивает «информационные оргии», чтобы привлечь к себе внимание и в очередной раз оповестить мир о существовании гения Дали.
Париж. Дали продефилировал через весь город во главе процессии, несущей батон хлеба пятнадцатиметровой длины. Хлеб был торжественно возложен на сцену театра «Этуаль», где Дали выступил с истерической речью о «космическом клее» Гейзенберга.
Барселона. Дали и Луис Мигель Домингин решили устроить сюрреалистический бой быков, в конце которого вертолет, наряженный Инфантою в платье от кутюр, унесет в небо жертвенного быка, который далее будет сброшен на священной горе Монсеррат и растерзан кровожадными грифами. Тем временем Домингин на импровизированном Парнасе увенчает короною голову Гала, одетой Ледою, а у ног ее выйдет голым из яйца Дали.
Лондон. В планетарии воспроизвели расположения звезд на небосводе Порт Льигаты в момент рождения Дали. Согласно заявлению его психиатра, доктора Румгэра, Дали возвестил, что они с Гала воплощают космический и величественный миф о Диоскурах (Касторе и Полидевке).
Нью–Йорк. Дали высадился в Нью–Йорке, одетый в золотой космический скафандр и находясь внутри знаменитого «овосипеда» его собственного изобретения – прозрачной сферы, нового средства передвижения, основанного на фантазмах, вызываемых ощущениями внутриутробного рая.
Дали просто обожал золото, оно было его манией. Он носил на шее золотой слиток – расставание с золотом приносило ему страдания. И все его эпатажные выходки помогали ему на расставаться с ним.
Все же, как себя не рекламируй, тебя никто не заметит, если у тебя нет способностей. Но и одних способностей мало. Нужна работа, огромная работа, лишь тогда ты сможешь заработать и оставить след в памяти людей, кем бы ты не был – художником или сантехником. Человек никогда не будет жить хорошо, если все время будет пытаться заработать, что называется, на халяву.
Дали был трудягой, работал с утра до ночи – собственно говоря, работал всегда. Это качество проявилось у него еще с детства и осталось на всю жизнь. Когда Дали учился в Академии, сверстники его считали ретроградом, человеком без темперамента (его приняли «за своего» лишь после того, как случайно увидели его работы, выполненные в стиле кубизма»). На самом же деле он требовал от себя академической выучки, получив которую он мог экспериментировать и выстраивать свой, новый метод (этот метод, напомню, был назван впоследствии «параноидально–критическим»).
Большинство художников поглощено только живописью, и в жизни они молчуны. Они говорят только кистью и красками. А есть художники, которым мало выразиться на своих полотнах, им подавай кафедру. Это учителя по натуре. Проявил себя в этой области и Сальвадор Дали. Надо сказать, очень неплохо проявил – его словам следовало бы внимать многим художникам, да и не только художникам.
Сам Дали всегда действовал в стопроцентном соответствии своими советами. Его книги ему самому служили учебниками.
Сальвадор
Дали и художник, и литератор, и
сценарист. Его книгу «Тайная жизнь
Сальвадора Дали, написанная им самим»
читаешь, словно детективный роман. Все
события переплетаются, реальность неотделима
от вымысла, но не поверить в вымысел очень
трудно, даже в явный – настолько реально
он описан, словно Дали и не придумывал
ничего. А может быть и не придумывал? Он
многое переживал в своих фантазиях, а
потом воплощал это в своих полотнах и
книгах. Одно несомненно: к Дали со стопроцентной
уверенностью можно прикрепить утверждение
– талантливый человек талантлив во всем.
6.
САЛЬВАДОР ДАЛИ: ЖИЗНЬ
ПОСЛЕ СМЕРТИ ГАЛА
Гала скончалась 10 июня 1982 года.
Сальвадор Дали пережил Гала на 7 лет. В своем одиночестве он написал всего одну – и то очень слабую – картину. Она называлась «Мы придем позднее, к пяти часам» (1983). Вместе с Гала от Дали ушло и вдохновение. Психологическое состояние его было ужасным.
Дали навсегда оставил Порт–Льигату и поселился в Пуболе. Испытывая муки сам, Дали мучил и других. Однажды после бессонной ночи он решил больше не вставать с постели и не есть. Его пытались кормить насильно, он вырывался, кричал, разгонял врачей и прислугу. Его вес уменьшился до 46 килограммов. Иногда он пытался брать в руки кисть, но тут же бросал ее. И за все это время ни разу не произнес имя Гала, хотя, по всей вероятности, думал только о ней. Дали сознательно разрушал себя.
30
августа 1984 года таинственным
образом произошел пожар (а
может быть, виной тому всего
лишь короткое замыкание
23
января 1989 года Сальвадор Дали
умер в возрасте 84 лет. Он завещал
похоронить себя не рядом со своей сюрреалистической
Мадонной, в усыпальнице Пуболь, а в городе,
где он появился на свет, в Фигерасе. Набальзамированное
тело Сальвадора Дали, облаченное в белую
тупику, похоронили в музее–театре Фигераса,
под геодезическим куполом.
7.
РОССИЯ И САЛЬВАДОР
ДАЛИ: ВЗГЛЯДЫ
В молодые годы Дали привлекала революционная Россия. Она была для него «притягательной и таинственной страной», как и ее лидеры, которых он включил в свою сюрреалистическую иконографию. В 1931 году художник создал картину с характерным для него и непочтительным для коммунистов названием «Видение Ленина на рояле». До этого он носился с идеей написать «лирическую ягодицу Ленина» [6. С. 73].
Дали всегда мечтал побывать в нашей стране.
Летом 1953 года он предложил своим друзьям и домашним совершить путешествие в Россию.
Впервые выставку работ художника (графика и гобелены, но без всяких живописных полотен) в СССР организовал Аржилле – она открылась 15 апреля 1988 года в Музее им. Пушкина. Многие зрители, отравленные многолетним ядом пропаганды, конечно, вздрогнули от ужаса, однако нашлось и немало таких, которые воздали должное художнику – главным образом за его неожиданные фантазии, великолепный артистизм и изысканную технику.
Сальвадора Дали наконец–то заметили и отметили в СССР. Но ведь незадолго до того, в конце 1988 года, умер другой великий каталонец, Хоан Миро. О нем в советской печати ни слова. Судя по всему, в тот период хватило пороху на признание одного Сальвадора Дали. Его одного с трудом переварили, а тут еще какой–то Хоан Миро.
После распада СССР наступили совсем иные времена. Коммунистическая партия перестала играть роль идеологической силы, подавляющей инакомыслие и инаковкусие. Все запреты и табу разом рухнули, и на этих берегах неограниченной свободы Сальвадор Дали предстал уже во всем своем блеске и сумасшедшем великолепии. Стали появляться в печати статьи и исследования о некогда запретном художнике, издаваться его книги и альбомы с картинами.
В конце лета 1994 года в Центральном доме художника прошла выставка–продажа «Dali без границ». У касс выстроились длинные очереди москвичей и гостей столицы, несмотря на высокие цены билетов. Пришедшие на выставку с жадным любопытством и удовольствием взирали на присланные дары. Всем надоело ясное и чистое искусство социалистического реализма, всем вдруг захотелось чего–то остренького, и Сальвадор Дали со своими картинами – безумными снами и видениями – был весьма кстати.
Различные
предметы, не представляющие особой ценности,
но связанные с Дали – оттиски, копии,
афиши, отпечатки на шелке, ковры, «сюрреалистические
объекты», портреты художника и прочее,
– все было раскуплено вчистую. Сальвадор
Дали вошел в массовое сознание россиян.
В конце ХХ века русские интеллигенты
стали бредить Дали, как в 50–60–е годы
упивались Хемингуэем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Последней работой великого Дали была картина «Ласточкин хвост», простая каллиграфическая композиция на белом листе. Простота картины напоминает работы Поля Кли и трогательна, как музыка скрипки.
Был ли это настоящий Дали? Скрывался ли под усами–антеннами, которые один журналист из французского журнала однажды попросил сбрить, чтобы увидеть настоящего Дали, простой деревенский философ с инстинктивной мудростью? Многие так считают и сожалеют о появлении сексуального смокинга, омаров, символизирующих половую зрелость, содомируемых роялей и системы «Kara n mehra» («Гадь и ешь»), при помощи которых он постоянно привлекал к себе внимание.
Вокруг
имени Сальвадора Дали ведутся бесконечные
споры, и всё же этого мэтра
современного искусства невозможно
заключить в какие – либо рамки.
Поочерёдно он был художником, поэтом,
теоретиком и сценаристом. Каталонец
по происхождению, он делал первые шаги
в Мадриде, довольно робкие, по его
тогдашнему представлению. Как художник,
он некоторое время блуждал между
куббизмом и реализмом, и именно
сюрреализм связавший его с Миро,
Танги и Эрнстом, помог ему
найти своё место. За
несколько лет он стал одной из
ключевых фигур движения и занял
важное место в его летописи. На
протяжении всей его творческой жизни
в голове его кипели идеи. Когда
сюрреализм оказался узником возрастающей
политизации, Дали поднял его на более
высокий художественный уровень, продемонстрировав
полотна, расслаивающиеся на реализм и
бред. Роль, которую сыграл Дали в жизни
группы сюрреалистов, была очень существенной,
поскольку он сумел возродить дух скандала
и провокации. Но как бы не был силён в
Дали этот неистовый дух, человек из Фигераса
остаётся величайшим гением, и, несомненно,
более уравновешенное потомство воздаст
ему должное.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ