Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 09:18, контрольная работа
Исторические события в Месопотамии, Малой и Передней Азии во втором тысячелетии до нашей эры. Нашествие аморейских скотоводческих племен и старовавилонский период истории и культуры Месопотамии. Хаммурапи и его законы. Нашествие хурритов и создание государства Митанни. Хеттское государство. Финикийские города-государства. Ассирийское царство и превращение Ассирии в могучую державу. Нововавилонское и персидское государства первого тысячелетия до нашей эры.
Введение
Возникновение
городов-государств. Этнический состав
населения Двуречья в это время. Природные
условия региона Нижней Месопотамии. Создание
ирригационной системы землепользования.
Централизованно-деспотический
характер социальной организации жизни
("азиатский" способ производства).
Крах шумеро-аккадской
Религиозное мировоззрение
населения древней Месопотамии.
Религиозные сооружения
- зиккураты. Художественная культура
- скульптура, рельеф, прикладное искусство
(глиптика).
Возникновение
письменности (клинопись). Шумерская
литература. Эпос о Гильгамеше - древнейший
литературный памятник. Первые школы
и библиотеки.
Материальная
культура - распространение медных
орудий, первое появление бронзовых
изделий, характер дворцовых построек
и жилых домов. Выведение новых
сортов растений.
История открытия
памятников шумерской культуры.
Исторические
события в Месопотамии, Малой
и Передней Азии во втором тысячелетии
до нашей эры. Нашествие аморейских
скотоводческих племен и старовавилонский
период истории и культуры Месопотамии.
Хаммурапи и его законы. Нашествие хурритов
и создание государства Митанни. Хеттское
государство. Финикийские города-государства.
Ассирийское царство и превращение Ассирии
в могучую державу. Нововавилонское и
персидское государства первого тысячелетия
до нашей эры.
Ассирийская и
вавилонская культуры. Монументальный
характер архитектуры и скульптуры.
Изобретение алфавитного письма
в Финикии.
Шумеро-Аккадская
скульптура.
Черты раннединастического
периода проникают на юг и получают
свое развитие в аккадское время,
период первого объединения Двуречья
под властью аккадца Саргона Древнего
(около 2400 г. до н. э.). Однако никоим образом
нельзя объяснить одним только местным
северным влиянием перемены, которые происходят
в искусстве этого времени: ни шумеры,
ни шумерские традиции подавлены не были.
А памятники искусства носят совершенно
новый характер. Достаточно сравнить рельеф
аккадского времени - стелу Нарам-Суэна
со «Стелой коршунов», чтобы убедиться
в этом.
Стела царя Нарам-Суэна
из желтого песчаника также посвящена
теме военной победы над горными племенами
- луллубеями. Удачно выбранная форма памятника
- в виде возвышающейся горы - как нельзя
более соответствует идее и сюжету произведения
- победоносного похода в горы. Также соответствует
теме горного похода ритмичная, четко
динамичная композиция, сменившая повествовательные
регистры на рельефах более раннего времени.
Мы видим воинов аккадского войска, карабкающихся
цепочкой по крутым склонам. Мускулистые
стройные тела воинов пластичны, прекрасно
моделированы (но рельеф не такой высокий,
как в периоды культур Урук-Джемдет-Наср).
Совершенно неожиданным и новым приемом
(до ассирийских рельефов Синаххериба
более не использовавшимся) является введение
в композицию элементов пейзажа: кривые,
изогнутые деревья лепятся по краям горных
склонов.
Фигура правителя
несколько увеличена по сравнению
с фигурами воинов, как и в шумерских
рельефах. Однако сделано это гораздо
более умело и не бросается
в глаза: центральная сцена композиции
с изображением Нарам-Суэна и двух луллубеев
просто как бы выделена первым планом.
Не только рельеф,
но и немногочисленные дошедшие до
нас образцы круглой
Все эти черты,
конечно, не случайны и определенно
связаны с теми серьезными переменами,
которые в аккадское время
происходят буквально во всех сферах
общественной и экономической жизни
Двуречья.
Своеобразие и
новый подход к искусству Сказались
и в глиптике. Аккадские печати поражают
смелостью и законченностью композиции
- без загромождения пространства лишними
деталями, без опасения оставить незаполненной
какую-то часть плоскости.
В аккадский
период решается проблема размещения
на печати надписи. Надпись на печати
изредка появляется и в раннединастическое
время, но часто кажется, что это
лишь средство заполнить пустое пространство.
Надпись же на аккадской печати свободно
вливается в композицию, образуя
большей частью ее центр. Композиция
становится геральдической, что придает
фигурам некоторую
Удивляет новый
выбор тем, разнообразие сюжетов. Мир
мифа, эпоса и сказки, мир мифологии
и фольклора, до тех пор почтп
неведомый (во всяком случае, совсем не
обязательный) в шумерском изобразительном
искусстве, представлен аккадскими резчиками
зримо и образно.
Характерная для
аккадских резчиков повествовательность
изображения часто позволяет
точно определить функцию персонажа.
Так, мы видим бородатого мужчину
в рогатой тиаре (признак божественного
происхождения), который восседает
на троне, а из боков его бьют струн
воды с плавающими в них рыбками;
или другое божество, которое стоит
перед раскрытыми дверями, на горе,
а за спиной его расходятся в разные
стороны пучки лучей. Не надо быть
специалистом, чтобы понять - перед
нами водное и солнечное божества.
Не всегда возможно точно определить,
с каким мифом или литературным
произведением связана сцена, так
как до нас дошло сравнительно
немного литературных памятников. Однако
фольклорное происхождение ряда
сцен несомненно - многие аналогичные
сюжеты можно найти в памятниках мировой
литературы. Таковы сцены боя человека
с многоголовой гидрой, суд над фантастическими
животными - птице-человеком и человеко-львом,
путешествие божества в удивительной
лодке с головой и руками человека. А в
отдельных случаях, когда нам известно
литературное произведение, мы иногда
можем говорить и о почти детальном совпадении
с литературным памятником, то есть об
изображении на печати своего рода иллюстрации.
Такими оказываются сцены с изображением
полета мифического героя Этаны на орле,
рыбака Адапы со связками рыбы, которой
он снабжал своего отца-бога, и, наконец,
целый ряд сцен, иллюстрирующих аккадский
эпос о Гильга-меше, - борьба героев с небесным
быком, борьба измученного скитаниями
Гильгамеша со львом, эпизоды похода за
кедрами. Гильгамеш, герой шумерских и
аккадских эпических поэм, появляется
на печатях только в аккадское время.
Судя по этим
изображениям, несколько меняется отношение
к памятникам глиптики, и печать
с вырезанными на ней сценами
воспринимается жителями Двуречья середины
3 тысячелетия до н. э. как-то иначе, чем,
скажем, шумеров, жившим в начале того
же тысячелетия.
В первой половине
3 тысячелетия до н. э. первостепенное
значение придавалось религиозно-магическому
смыслу изображаемого, что обусловило
совершенно иную тематику и манеру изображения.
В аккадский же период художественные,
эстетические моменты начинают играть
большую роль, индивидуальный вкус заказчика
(а также и резчика) в большей степени принимается
во внимание. К тому же героико-эпические,
народные сказочные сюжеты, проникшие
в глиптику, как нельзя лучше соответствовали
и героическому духу аккадского времени.
Шумерская культура
неоспоримо повлияла на развитие пластики
в Египте; некоторые схожие черты
просматриваются в памятниках, и
той и другой цивилизаций. В Египте,
как и в Шемере преобладали памятники
имеющее культовое значение: сюжеты побед,
бытовых сцен на рельефах; статуи, прославляющие
правителей. Большое значение играл канон
на определенной стадии развития пластики
культур этих двух цивилизаций. Разным
материал из которого изготовляли статуи:
в Месопотамии - мягкий камень (серпентин
и песчаник), а Египет не испытывал не достатка
камня (алебастр и другие твердые породы).
В Египте больше ценились линия и геометризм,
Шумеры лепили статичные, объемные и одновременно
живописные фигуры. За 5 тысяч лет в Египте
на столько сильно укоренились традиции,
что после завоевания Александром Македонским
египетское искусство ни только не исчезло,
но и слилось с эллинистическим. А пластика
Древнего Египта нашла широкое распространение
не территории всей Римской империи.
ИСКУССТВО
ШУМЕРА И АККАДА
Территория Передней
Азии включает в себя очень разные
природные зоны: Междуречье - долину
рек Евфрата и Тигра, которую
греки называли Месопотамией, полуостров
Малая Азия и примыкающие к
нему горные районы, восточное побережье
Средиземного моря, Иранское и Армянское
нагорья. Народы, населявшие в древности
этот обширный регион, одними из первых
в мире основали города и государства,
изобрели колесо, монеты и письменность,
создали замечательные
Шумеры и аккадцы
- два древних народа, которые
создали неповторимый исторический
и культурный облик Междуречья IV-III
тысячелетий до н. э. О происхождении
шуме ров нет точных сведений. Известно
только, что они появились в Южной Месопотамии
не позднее IV тысячелетия до н. э. Проложив
сеть каналов от реки Евфрат, они оросили
бес плодные земли и построили на них города
Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый шумерский
город был от дельным государством со
своим правителем и армией. Шумеры создали
и уникальную форму письменности - клинопись.
Клиновидные знаки выдавливали острыми
палочками на сырых глиняных табличках,
которые затем высушивали или обжигали
на огне. Письменность Шумера запечатлела
законы, знания, религиозные представления
и мифы. Архитектурных памятников Шумерской
эпохи сохранилось очень мало, так как
в Междуречье не было ни дерева, ни камня,
пригодных для строительства; большинство
зданий возводили из менее долго вечного
материала - необожжённого кирпича. Самыми
значительными из дошедших до наших дней
построек (в небольших фрагментах) считаются
Белый храм и Красное здание в Уруке (3200-
3000 гг. до н. э.). Шумерский храм обычно строили
на утрамбованной глиняной платформе,
которая защищала здание от наводнений.
К ней вели длинные лестницы или пандусы
(пологие наклонные площадки). Стены платформы,
так же как и стены храма, красили, отделы
вали мозаикой, оформляли нишами и вертикальными
прямоугольными выступами - лопатками.
Приподнятый над жилой частью города,
храм напоминал людям о нерасторжимой
связи Неба и Земли. Храм - низкое толстостенное
прямоугольное здание с внутренним двором
- не имел окон. На одной стороне двора
помещалась статуя божества, на другой
- стол для жертвоприношений. Свет проникал
в помещения через проёмы под плоскими
крышами и высокие входы в виде арок. Перекрытия
обычно опирались на балки, но применялись
также своды и купола. По такому же принципу
строились дворцы и обычные жилые дома.
До нашего времени сохранились прекрасные
образцы шумерской скульптуры, созданные
в начале III тысячелетия до н. э. Наиболее
распространённым типом скульптуры был
адорант (or лат. "adore" - "поклоняться"),
который представлял собой статую молящегося
- фигурку сидящего или стоящего со сложенными
на груди руками человека, которую дарили
храму. Особенно тщательно выполняли огромные
глаза адорантов; их часто инкрустировали.
Шумерской скульптуре в отличие, например,
от древне египетской никогда не придавали
портретного сходства; главная её особенность
- это условность изображения. Стены шумерских
храмов украшались рельефами, повествовавшими
как об исторических событиях в жизни
города (военном походе, закладке храма),
так и о по вседневных делах (доении коров,
сбивании масла из молока и т. д.). Рельеф
состоял из нескольких яру сов. События
разворачивались перед зрителем последовательно
от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового
роста - только царя всегда изображали
крупнее других. Примером шумерского рельефа
может служить стела (вертикальная плита)
правителя города Лагаша Эаннатума (около
2470 г. до н. э.), которая посвящена его победе
над городом Уммой. Особое место в шумерском
изобразительном наследии принадлежит
глиптике - резьбе по драгоценному или
полудрагоценному камню. До нашего времени
сохранилось множество шумерских резных
печатей в форме цилиндра. Печати прокатывали
по глиняной поверхности и получали оттиск
- миниатюрный рельеф с большим числом
персонажей и ясной, тщательно выстроенной
композицией. Большинство изображённых
на печатях сюжетов посвящено противоборству
различных животных или фантастических
существ. Для жителей Междуречья печать
была не просто знаком собственности,
а предметом, обладавшим магической силой.
Печати хранили как талисманы, дарили
храмам, помещали в захоронения.
"Штандарт"
из "царской" гробницы в Уре.
Фрагмент. Около 2600 г. до н. э. Британский
музей, Лондон. 2Во время раскопок, проводившихся
в Уре в 20 х гг. XX в. под руководством английского
археолога Леонарда Вулли, были обнаружены
многочисленные погребения, в которых
оказалось несметное количество ценностей.
Поражали гробницы и обилием человеческих
останков — по видимому, жертвоприношений.
Поэтому захоронения назвали «царскими»,
хотя так и не установили, кто же был погребён
в них в действительности. Здесь были найдены
две доски, образующие как бы двускатную
крышу, с изображениями военного похода
и ритуального пира, выполненными в технике
мозаики, — так называемый «штандарт из
Ура». Точное его назначение неизвестно
Рельеф стелы
царя Аккада Нарамсина рассказывает о
его победоносном походе против горного
племени луллубеев. Мастеру удалось передать
пространство и движение, объём фигур
и показать не только воинов, но и горный
пейзаж. На рельефе представлены знаки
Солнца и Луны, символизирующие божеств
— покровителей царской власти.
Лувр, Париж. После
смерти царя Нарамсина пришедшее в упадок
царство Шумера и Аккада захватили кочевые
племена гутиев. Но некоторым городам
на юге Шумера удалось сохранить самостоятельность,
в том числе и Лагашу. Гудеа, правитель
Лагаша (около 2080— 2060 гг. до н. э.), прославился
строительством и восстановлением храмов.
Его статуя — выдающееся произведение
шумеро аккадской скульптуры.
В конце XXIV в. до
н. э. территорию Южной Месопотамии завоевали
аккадцы. Их предками считаются семитские
племена, поселившиеся в центральной и
Северной Месопотамии в глубокой древности.
Царь аккадцев Саргон Древний, которого
позднее назвали Великим, легко подчинил
себе ослабленные междоусобными войнами
шумерские города и создал первое в этом
регионе единое государство - царство
Шумера и Аккада, которое существовало
до конца III тысячелетия до н. э. Саргон
и его соплеменники бережно отнеслись
к шумерской культуре. Они освоили и приспособили
для своего языка шумерскую клинопись,
сохранили древние тексты и произведения
искусства. Даже религия шумеров была
воспринята аккадцами, только боги получили
новые имена.
В аккадский
период появилась новая форма
храма - зиккурат. Это ступенчатая пирамида,
на вершине которой помещалось небольшое
святилище. Нижние ярусы зиккурата, как
правило, окрашивали в чёрный цвет, средние
- в красный, верхние - в белый. Символика
формы зиккурата - "лестницы в небо"
- проста и понятна во все времена. В XXI
в. до н. э. в Уре был сооружён трёхъярусный
зиккурат, высота которого составляла
двадцать один метр. Позже его перестроили,
увеличив число ярусов до семи.