«Нижегородский
государственный университет им.Н.И.
Лобачевского»
Факультет
социальных наук
Специальность
«Психология»
Эссе
Дисциплина: Культурология
Тема: «Сикстинская Мадонна»
Выполнил
студент
2 курса,
14-23 группы
Флейш Татьяна
Андреевна
Преподаватель:
Нижний Новгород 2011
Темой
для своей работы я выбрала
картину великого Рафаэля - «Сикстинская
Мадонна». Порядка нескольких лет назад
мои родители ездили на отдых в город
Дрезден , там они посетили известную во
всем мире Дрезденскую галерею
старых мастеров и увидели эту поражающую
и интригующую с первого взгляда картину.
После их завораживающих рассказов, я
заинтересовалась не только этой картиной
,но и тайной и смыслом которые она в себе
несет. Сикстинская Мадонна была написала
в 1512-1513 годах в Италии, в эпоху Ренессанса(Возрождения),Рафаэлем.
Ей предназначалось украсить алтарь церкви
Св.Сикста в городе Пьяченцев честь победы
над французами. Так и получилось, пройдя
века лет эта картина добралась и до
Дрездена , где находится и по сей день.
Смысл произведения до конца так и не смогли
разгадать. На картине изображено небо
,с которого по облакам спускается Мадонна
с младенцем на руках, слева от нее римский
папа Сикст второй, справа Св.Варвара,
а в саамом низу сидят два маленьких ангела.
Разные поколения и разные люди видят
в Сикстинской Мадонне каждый свое. Кто
то видит в ней только религиозное содержание:
Мария-Богоматерь с нежностью прижимает
к себе дитя. Они единое целое , и кажутся
неразлучными. Взгляд мари печален и жертвенен,
но в тоже время озарен внутренним светом
. Она понимает , что отдает своего сына
в жертву для спасения людских душ, это
благое жертвоприношение , заставляет
разглядеть все страдание и глубину в
этом персонаже. Некоторые люди видят
в этой картине нравственную философию
:Образ матери и ребенка всегда был ярким
нравственным образом и олицетворял любовь,
привязанность и благоденствие. В этой
картине он очень ярко прослеживается.
Другие ценители кроме всех вышеперечисленных
аспектов оценили по достоинству художественные
свойства этой картины: Если внимательно
вглядеться в картину, видно как виртуозно
нанесена краска на холст, как реалистична
и по-людски проста Богоматерь с Иисусом
на руках. Как проникновенен взгляд Мадонны
, буквально залезающий в душу и раскрывающий
всю трагичность картины. Философия этой
картины предполагает использование культурологических
знаков для раскрытия смысла. Знак
в культурологи - это материальный
предмет(явление, событие), выступающий
в качестве объективного заместителя
некоторого другого предмета , свойства
или отношения , и используемый для приобретения,
хранения ,переработки , или передачи информации.
Изучая эту картину вблизи можно заметить
, ряд знаков которые вносят еще большую
интригу картине. Например можно увидеть
, что фон в верху картины не просто выполнен
из светлых облаков , а состоит полностью
из голов ангелов и их ликов. Рафаэль
тем самым хотел донести до людей всю святость
Мадонны, что это не просто женщина ,а Богоматерь.
Хоть на картине он и изобразил ее без
нимба на голове, ангелы которые являются
фоном этой картины указывают на ее святость.
Так же приглядевшись к образу Св.Сикста
можно заметить что на руке поднятой вверх
у него не пять пальцев , а шесть. Тем самым
художник хотел подчеркнуть перевод его
имени: Сикст в переводе с латыни «шестой»,
поэтому изобразил его с шестью пальцами,
хотя некоторые искусствоведы утверждают
что это только обман зрения. Все действие
картины происходит как будто под занавесом,
который изображен на картине, это вносит
дополнительный колорит в нее. Я считаю
, что Сикстинская Мадонна – это великое
творение той эпохи , которое никогда не
потеряет своей значимости. Образ Мадонны
настолько проникновенно донесен до нас,
что не устаешь наслаждаться этим произведением,
снова и снова. И я бы очень хотела полюбоваться
на оригинал этой картины, а не на репродукции.
Надеюсь в жизни у меня будет такая возможность.