Сюрреализм в искусстве XX столетия. Творчество Сальвадора Дали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:04, реферат

Описание

В формировании сюрреализма важное место занимает предшествовавшее течение дадаизм. Дадаизм или искусство - это дерзкое, эпатирующее "антитворчество", возникшее в обстановке ужаса и разочарования художников перед лицом катастрофы - мировой войны, европейских революций. Это течение в 1916-1918 гг. смущало покой Швейцарии, а затем прокатилось по Австрии, Франции и Германии. Дадаизм в принципе отвергал всякую позитивную эстетическую программу и предлагал "антиэстетику". Для дадаистов все "разумное, доброе, вечное" потерпело крах, мир оказался безумным, подлым, эфемерным.

Содержание

I. Введение.
Из истории сюрреализма
Предпосылки образования сюрреализма
Основные идеи направления
Философия Зигмунда Фрейда в сюрреализме
II. Основная часть.
Сальвадор Дали - король сюрреализма
Становление художника
Сюрреализм и фрейдизм
Дали и ницшеанство
Дали и сюрреализм
III. Заключение.
1. Сюрреализм - тип мышления
IV. Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Сюрреализм в искусстве XX столетияТворчество Дали.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)
  1. Если ты из тех, кто считает, будто современное искусство превзошло Вермеера и Рафаэля, отложи эту книгу в сторону и продолжай пребывать в блаженном идиотизме.
  2. Не плюй на собственную живопись - ведь она сможет плюнуть на тебя, когда ты умрешь.
  3. Шедевр и праздность несовместимы!

8. Живописец,  пиши!

9. Живописец, не бери в рот алкоголя и не кури гашиш более пяти раз в 
жизни.

10. Если живопись тебя не любит, вся твоя любовь к ней ничего не 
даст.

Но суждения Дали об искусстве  приводили в ярость как сторонников радикального авангардизма, так и консерваторов-традиционалистов. С одной стороны он проповедовал "музейный стиль" в живописи, а с другой стороны предлагал разрушить исторический центр Барселоны, чтобы построить на этом месте город будущего.

Дали прикасался буквально  ко всему, что было существенно для  человека его времени. Его картины  не обошли таких тем, как сексуальная  революция, гражданские войны, атомная бомба, нацизм, католическая вера, наука, классическое искусство музеев и даже приготовление еды. И почти обо всем он высказывал что-то немыслимое, что-то шокирующее практически всех здравомыслящих людей. Как-то он даже решил соорудить как можно больше так называемых "сюрреалистических предметов", совершенно не пригодных к реальному использованию, но являющихся воплощением чувств, навязчивых идей, маний. Одним из таких предметов был, например "Астральный стул" : кожаное сидение было заменено на шоколадное, к ножке была привинчена дверная ручка, другая же ножка стояла в кружке с пивом. Естественно, что такой стул, стоило просто пройти мимо либо хлопнуть дверью, падал, пиво разливалось, приводя окружающих в состояние тревоги и смятения.

Дали настроил против себе своих друзей-сюрреалистов, которые стали его всерьез отрицать и опровергать. Андре Бретон, после очередной ссоры с художником, составил анаграмму из буков его имени "Avida Dollars" -"Жаждающий долларов" , намекая на то, что все что делает Дали, все его выходки, имеют только рекламный характер и нацелены на получение денег и что само искусство не имеет для него значения.

Дали то провозглашает  себя единственным сюрреалистом, то утверждает, что "живопись - это цветная фотография, сделанная кистью" . Но бессмысленно упрекать Дали в непоследовательности, т.к. алогизм и иррациональность - его программа и его стихия. Именно таков был метод творчества Дали и в жизни, и в искусстве. Он похож на рискованный эксперимент со смыслами и ценностями европейской традиции. Дали словно испытывает их на прочность, сталкивая между собой и причудливо соединяя несоединимое. Но в результате создания этих чудовищных образных и смысловых амальгам явно распадается сама материя, из которой они состоят. Дали опасен для тихого и уютного устройства человеческих дел, для

человеческого "благосостояния", потому что он дискредитирует смысл  и ценности культуры. Он дискредитирует и религию, и безбожие, и нацизм и антифашизм, и поклонение традициям искусства, и авангардный бунт против них, и веру в человека и неверие в него.

Заключение

По-видимому, можно утверждать, сюрреализм не есть чисто искусствоведческая, литературоведческая или киноведческая  задача. Сюрреализм в действительности есть не течение в искусстве, а именно тип мышления, способ взаимодействия с миром.

Андре Бретон написал: "Свифт — сюрреалист в язвительности.

Сад - сюрреалист в садизме.

Шатобриан - сюрреалист в  экзотике.

Констан - сюрреалист в  политике.

Гюго - сюрреалист, когда  не дурак.

Деборд-Вальмор - сюрреалист в любви.

Бертран - сюрреалист в изображении прошлого.

Рабб - сюрреалист в смерти.

Бодлер - сюрреалист в  морали.

Рембо - сюрреалист в жизненной  практике и во многом ином.

Меллариме —  сюрреалист по секрету.

Жарри - сюрреалист в абсенте.

Нуво - сюрреалист в поцелуе.

Сен-Поль Ру - сюрреалист в символе.

Фарг - сюрреалист в создании атмосферы.

Ваше - сюрреалист во мне  самом.

Реверди - сюрреалист у  себя дома.

Сен-Жон Перс - сюрреалист на расстоянии.

 

 

Писать о  Дали, признаться трудно. Очень уж долго  не видя его работ, мы слышали только сплетни о нем, иногда - злостно перевранные, иногда - более или менее достоверные, но даже и тогда те, кто говорил, как правило, плохо знали и ещё хуже понимали о чём говорят. И все это застряло в памяти. Особенно его деньги многим не давали покоя. Он - де и рвач, и шарлатан, и растленный торгаш. Дали и правда стал мультимиллионером. Годовой оборот его произведений на мировом художественном рынке оценивается в 20 - 30 миллионов долларов.

Дали - галлюцинатор, мистик. Дали, заявляющий публике, что  она уж конечно, не понимает его картины, он и сам сплошь и рядом не понимает их, этот Дали - один из самых логичных последовательных и умных художников нашего времени, сделавший живопись его зеркалом, приговором над ним и способом защиты от него. Он художник - философ и художник - моралист, разумеется на свой лад.

Когда один из журналистов спросил Сальвадора Дали: "Что же такое сюрреализм?" - художник ответил: "Сюрреализм - это Я".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. А. К. Якимович "Сюрреализм и Сальвадор Дали": Вступительная статья. "Дневник одного гения" М.: "Искусство", 1991, с. 5-43.
  1. Советский энциклопедический словарь. М: "Советская энциклопедия", 1980.
  1. Сальвадор Дали. "Дневник одного гения". М: "Искусство" 1991.
  1. Ф. Ницше. "Сочинения в двух томах", т. 2, М: "Мысль", 1990.

Информация о работе Сюрреализм в искусстве XX столетия. Творчество Сальвадора Дали