Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:16, курсовая работа
Целью этой работы является проанализировать скульптуру Казанского собора. Узнать какая именно она была, какие были предпосылки для её создания. Не мало важно знать, кто именно являлся скульпторами этих скульптур. Из каких материалов отливались эти произведения искусства. Ведь эта тема на данный момент нашей жизни является очень актуальной, потому что миллионы людей, таких как жители и гости Санкт-Петербурга каждый день проходят мимо Казанского собора и уже не представляют его без столь полюбившихся скульптур этот архитектурный памятник. Скульптура отлично дополняет и создаёт торжественность этому собору.
Введение …………………………………………………………….…...3
Глава I.Внешняя скульптура Казанского собора….…………………...5
1.1. Бронзовые скульптуры северного фасада..…………………….5
1.2. Рельефы портиков собора ….…………………………………..7
1.3. Флорентийские врата …..……………………………………….9
Глава II. Внутренняя скульптура Казанского собора...……………….11
2.1. Сохранившиеся барельефы ……………………………………11
2.2. Несохранившиеся барельефы …………………………………12
Заключение ……………………………………………………………. 14
Список использованной литературы ………………………………….16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный университет
ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ
КАФЕДРА РЕКЛАМНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Курсовая работа студента II курса группы сд -7
ТЕМА:
Скульптура Казанского собора
Санкт-Петербург
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………
Глава I.Внешняя скульптура Казанского собора….…………………...5
1.1. Бронзовые скульптуры
северного фасада..…………………….5
1.2. Рельефы портиков
собора ….…………………………………..7
1.3. Флорентийские врата …..……………………………………….9
Глава II. Внутренняя скульптура Казанского
собора...……………….11
2.1. Сохранившиеся барельефы
……………………………………11
2.2. Несохранившиеся барельефы …………………………………12
Заключение ……………………………………………………………. 14
Список использованной литературы ………………………………….16
Приложение ……………………………………………………………..18
Введение
Есть много зданий и архитектурных ансамблей, без которых уже неосуществимо вообразить себе внешний вид Санкт-Петербурга, как невозможно и исследование отечественной архитектуры: в них воплощены ее высшие достижения в XVIII - XIX веках. К подобным памятникам имеет отношение Казанский собор, построенный в 1801-1811 годах по проекту и под руководством выдающегося зодчего А. Н. Воронихина. Этот замечательный памятник русской архитектуры сыграл немалую роль в образовании центральной части города.
История Казанского собора представляет своеобразный интерес. Его главной святыней должна была стать "чудотворная" икона Казанской богоматери, числившаяся покровительницей дома Романовых. Икона находилась в церкви Рождества богородицы, построенной в 1730-х годах на Невском проспекте по проекту архитектора М. Г. Земцова. (Церковь стояла впереди нынешнего Казанского собора, вдоль Невского проспекта.)
Собор воздвигнут в стиле классицизма, начавшегося в России в 1760-х годах и добившегося расцвета в последующие десятилетия XVIII века. Архитектуре собора свойственны черты этого стиля периода его наивысшего подъема.
В том же стиле классицизма реализованы скульптуры на фасадах здания и живопись (иконы) в его интерьере. Необычна история их создания. В первый раз при строительстве православного храма произведения искусства выполнены немалым коллективом художников Петербургской Академии художеств, творчество которых не было связано с традиционным церковным искусством.
Большинство скульптурных и живописных произведений, созданных для собора, имеют отношение к высшим достижениям искусства русского классицизма. В начале XIX века увеличилась тенденция к усилению идейно-художественного содержания произведений зодчества, к росту их образной силы. Достичь этой цели архитектура могла в тесном союзе с изобразительным искусством, роль которого в обнаружении общей темы должна была стать особенно ответственной. Казанский собор явился, по существу, первым в истории русского классицизма сооружением, в котором воплотилось новое отношение к проблеме синтеза искусств.
Неотъемлемой частью Казанского собора является, конечно же, скульптура. Скульптуру для Казанского собора воплощают в жизнь в 1804-1807 годах крупнейшие мастера того времени. Она присутствует снаружи и внутри Казанского собора и богато украшает его. Наиболее значительная скульптура размещена на северном фасаде, который обращается к Невскому проспекту.
Целью этой работы является проанализировать скульптуру Казанского собора. Узнать какая именно она была, какие были предпосылки для её создания. Не мало важно знать, кто именно являлся скульпторами этих скульптур. Из каких материалов отливались эти произведения искусства. Ведь эта тема на данный момент нашей жизни является очень актуальной, потому что миллионы людей, таких как жители и гости Санкт-Петербурга каждый день проходят мимо Казанского собора и уже не представляют его без столь полюбившихся скульптур этот архитектурный памятник. Скульптура отлично дополняет и создаёт торжественность этому собору.
Глава I. Внешняя скульптура Казанского собора
1.1 Бронзовые скульптуры северного фасада
В нишах северного фасада расположили четыре бронзовые скульптуры: князь Владимир (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В.И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И.П. Мартос) и Александр Невский (С. Пименов). Рассмотри более подробно каждую из скульптур и каждого из их создателей.
Пименов Степан Степанович родился в 1784 в Петербург, умер в 1833 там же. Виднейший русский скульптор начала XIX в., С. С. Пименов родился в семье мелкого чиновника. Как и большинство русских художников его поколения, поступил в Академию Художеств в детском возрасте (1795 году). Учился в скульптурном классе у М. И. Козловского, влияние которого на его творчество было исключительно велико. Закончив в 1803 г. Академию Художеств, Пименов становится ее пенсионером и начинает активно работать как скульптор-монументалист. Для строящегося здания Казанского собора в Петербурге он создает статуи русских князей - святых Владимира и Александра Невского (отлиты в бронзе в 1807 г. под руководством В. П. Екимова). За эту работу скульптор получает звание академика.
Владимир (см. приложение ил.1) предстает отважным воином, полным энергии и силы. Сурово и сосредоточенно его лицо. Свободна, независима поза. Широким жестом правой руки он сжимает крест, в левой - короткий меч. Скульптор, несомненно, изучал русские народные типы. Однако, стремясь к передаче национального облика своего героя. С.С. Пименов все же не смог полностью освободиться от условностей академического искусства. Статуя Владимира по героическому звучанию, ясности образного решения, четкости пластической разработки является одним из лучших образцов монументальной скульптуры начала XIX века.
По сравнению с решительностью, волевой собранностью Владимира, образ Александра Невского решен скульптором иначе. Пименов представил полководца после одержанной победы. Опустив на землю боевой щит, сняв доспехи, он с благодарностью обращается к небу. Несмотря на широкую распространенность такого мотива в скульптуре, Пименов отказался от создания внешне эффектного и театрального образа. Александр Невский в его трактовке величав, мудр, полон достоинства. Мягкая, обобщенная лепка лица хорошо передает внутреннее состояние полководца.
Иван Петрович Мартос родился в
1754 году в Полтавской губернии, а
умер в 1835 году в Петербурге. Был
русским скульптором-
Иоанн Креститель так же предназначался для оформления портика Казанского собора как другие 3 скульптуры. В соответствии с господствующими в то время идеалами классицизма И.П.Мартос прежде всего стремился в статуе Иоанна воплотить образ совершенного, простого и величавого человека-гражданина. Характерны для классицизма идеально-строгие черты лица изображенного, его прямой, «греческий» нос, а также известная обобщенность в передаче мускулатуры и пропорций человеческого тела. Простота и благородство стиля, отличная лепка форм человеческого тела, искусная укладка драпировок и добросовестное исполнение не только существенного, но и деталей - составляют отличительные черты произведений И.П. Мартоса.
Василий Иванович Демут-Малиновский родился в 1779 году в Петербурге, а умер в 1846 там же. Родился в семье резчика по дереву. Русский скульптор-монументалист украинского происхождения. Учился в Академии художеств с 1785 года по 1800 год у М.И.Козловского. Пенсионер Академии Художеств в Риме(1803-1806 года). Преподавал в Петербургской Академии Художеств (1808-1836 года; профессор с 1813 года, ректор по отделу скульптуры с 1836 года). Скульптор выполнил статую апостола Андрея Первозванного, за которую Советом Академии Художеств был произведен в адъюнкт-профессора.
Андрей Первозванный так же назначался для оформления портика Казанского собора как остальные 3 скульптуры. В.И. Демут-Малиновский представил этого святого очень мужественно. Так же ему присуще героически строгий образ это ещё раз подчёркивает, что скульптура выполнена в эпоху классицизма. Очёнь восхитительно здесь проявляется торжественный ритм и ясность композиционных решений, органическое единство с архитектурой Казанского собора.
Эти скульптуры так же объединяет что все изображённые святые, связаны с военной славой Российской империи и наградами во время правления императора Павла I.
1.2 Рельефы портиков собора
Аттики, венчающие боковые портики наружной колоннады собора украшают рельефные панно, созданные по библейским сюжетам выдающимися художниками Иваном Петровичем Мартосом и Иван Прокофьевичём Прокофьевым. Панно над восточным проездом - «Источение Моисеем воды в пустыне», над западным - «Медный змий в пустыне». Однако библейские сюжеты послужили художникам лишь поводом для раскрытия несравненно более значительной и очень характерной для классицизма темы героя, приходящего в трудный час на помощь своему народу. Патетическая героика фризов и приподнятый, мажорный строй архитектуры здания прекрасно дополняют друг друга.
И.П. Матрос. "Источение Моисеем воды в пустыне" (см. приложение ил.2). Барельеф Казанского собора (1804-1807 года). Скульптор изобразил страдания людей, гибнущих в пустыне от мучительной жажды и находящих живительную влагу, источенную Моисеем из камня. Помимо тематического, смыслового значения этот рельеф должен способствовать более ясному ощущению зрителем плоскости стен, обращенных в сторону улицы — Невского проспекта. Это достигается, в основном, большой протяженностью многофигурной композиции рельефа, а также мерным ритмом повторяющихся движений фигур, которые как бы улавливают движение идущих мимо собора людей. Рассматривая рельеф И.П.Мартоса, мы верим, что именно так должны тянуться к источнику руки измученных жаждой людей, именно так, рядом, друг возле друга, должны они припасть к воде и именно таким образом, наконец, должны располагаться группы обессиленных, умирающих людей по краям рельефа. Как большой, опытный мастер, И.П. Мартос отнюдь не стремится к педантически точной акцентировке центра композиции: вертикальная ось рельефа проходит здесь не через стоящие фигуры и Моисея, а через дерево и камень, касаясь группы припавших к воде людей. Это не нарушает равновесия композиции и вместе с тем позволяет избежать той геометрической суховатости, которая могла бы получиться при помещении строго в центре двух стоящих фигур.
Прокофьев Иван Прокофьевич родился в 1758 году в Петербург, а умер в 1828 году, там же. Он был сыном «закройного мастера по конюшенской части». Русский скульптор. Учился в петербургской Академии Художеств с 1764 года по 1779 год у Н. Ф. Жилле и Ф. Г. Гордеева. Пенсионер петербургской Академии Художеств в Париже с 1779 года по 1784 год, где работал под руководством П. Жюльена. Преподавал в петербургской Академии Художеств с 1784 года по 1828 год, с 1785 года — академик.
С 1806 года по 1807 год. И.П. Прокофьев создал 15-метровый рельеф "Поклонение медному змию", установленный на аттике Казанского собора в Петербурге. В этом произведении скульптор на языке аллегории раскрыл идею вечной борьбы за жизнь. Присущая композиции мощная динамика ритмов отличается от статичных рельефов высокого классицизма. Ритмический строй рельефов И.П. Прокофьева был непредсказуем, он постоянно нарушал каноны в поисках наиболее полного выражения замысла. Колоссальный рельефный фриз на тему «Медный змий». Этот фриз завершил западный портик собора. «Медный змий» с его мятущимися фигурами, данными в сильном движении, — наиболее драматическое произведение И.П. Прокофьева. Необходимо всё же оценить по достоинству выдающееся мастерство, с каким сгруппированы многочисленные фигуры „Медного змия“. Красной нитью проходят через фриз две психологические темы, два душевных состояния: слабость, изнеможение, отчаяние, близость к смерти, а с другой стороны — надежда на исцеление, напряжённые усилия спастись от близкой гибели или спасти других. Какое разнообразие чувств запечатлено скульптором в этой толпе, потрясаемой страхом, жгучей болью, состраданием, внезапно вспыхнувшими чаяниями, страстной борьбой за жизнь. Одни лежат в изнеможении, другие простирают руки с мольбой, третьи стараются поднять лежащих, поддерживают или несут ослабевших, чтобы подвести их поближе к источнику исцеления или хотя бы заставить их взглянуть на спасительное изваяние. В борьбе с силами зла, где ярко проявляются благородные помыслы человека, отражены его заботы о немощных и страдающих, человеческая солидарность, любовь и милосердие.
Оба горельефа выполняют в ансамбле очень ответственную роль.
Каждый из барельефов И.П.Мартоса и И.П.
Прокофьева насчитывает до полусотни
фигур — мужских, женских, детских. Композиционно-
1.3 Флорентийские врата
Доминантой скульптурного убранства северного фасада Казанского собора являются бронзовые двери, обрамленные мраморным наличником (см. приложение ил.3). Они представляют собой приближенную копию восточных дверей флорентийского Баптистерия, исполненных в 1442 году по модели скульптора Лоренцо Гибберти. Двадцать один год работал мастер, создавая этот шедевр. По преданию, восхищенный искусством скульптора Микеланджело назвал двери Райскими. В Петербурге бронзовые двери, установленные в 1811 году, стали именоваться Флорентийскими вратами. В 1805–1806 годах для собора были отлиты из бронзы створы северных дверей, воспроизводящие «Райские двери». Гипсовый слепок этих дверей Академия Художеств приобрела в 1774 году. Отливку и чеканку дверей архитектор Казанского собора А. Н. Воронихин заказал лучшему российскому литейщику того времени Василию Екимову. Порядок размещения на дверях изменен. Bopoнихин создал иное их обрамление. Большую художественную ценность представляют бронзовые двери северного портика.