Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 18:32, курсовая работа
Скульптура – один из древнейших видов человеческой деятельности. Мир скульптуры многообразен. На протяжении многих веков талантливые скульпторы создавали свои произведения – статуи, скульптурные группы, бюсты.
Скульптура как вид искусства играет огромную роль в нашей жизни. Она выполняет разные задачи, пропагандирует большие идеи, сложные мысли и чувства. Как и другие виды искусства, скульптура имеет свою специфику, которая выражается и в содержании, и в выборе материала и выразительных средств.
Чарушин настолько хорошо изучил животных, что создавая свои рисунки, с легкостью добивался точности в передаче формы и пропорции. Каждая иллюстрация не похожа на другую, в каждой свой выразительный образ – определенный характер в определенном состоянии. Герои И.Е. Чарушина добры, обаятельны. Они легко входят в сказочный мир. Художник любил изображать звериных детенышей – пушистых, мягких и еще совсем беспомощных.
Широкие возможности в воспитании и развитии личности имеет образ животных в изобразительном искусстве. Ознакомление детей с анималистическим жанром способствует формированию познавательных интересов, знакомит с неповторимым и разнообразным миром животных, с взаимодействием человека и животных, учит любви и пониманию, формирует отзывчивость к красоте, развивает эстетические чувства, знакомит с историей и культурным наследием страны, воспитывает уважение и бережное отношение, как к живым объектам, так и к произведениям искусства, способствует развитию содержания изобразительного творчества детей дошкольного возраста.
Мир животных издревна восхищал глаз художника удивительной неповторимостью, многообразием форм, пластикой, динамикой, I необыкновенной живописностью образов, гармонией во взаимоотношении с окружающим миром. Замечательные по силе и точности рисунки животных создали А.Пизанелло, Леонардо да Винчи, П.Рубено, А.Дюрер, П.Поттер, Э.Делакруа, П.Шерико, А.Руссо и другие; русские художники - И.Е.Репин, В.М.Васнецов, В.А.Серов, В.А. Ватагин, Г.Н.Карлов, Д.М.Горлов, А.М.Лаптев, Г.К.Савицкий, А.А.Рылов, И.С.Ефимов и другие. Особое значение в воспитании детей дошкольного возраста имеет творчество художников-иллюстраторов Ю.Васнецова, Д. Горлова, В.Конашевича, В.Лебедева, Т.Мавриной, Е.Рачева, В.Сутеева, Е.Чарушина и других.
Многие художники отмечают, что образ животных в изобразительном искусстве обладает огромной воздействующей силой как на взрослого, так и на ребёнка. Неслучайно, анималистические изображения являются объектом внимания таких наук как философия, эстетика, искусствоведение, археология, психология, педагогика и естественные науки. Так философия рассматривает художественное изображение животных с точки зрения их смысловой и символической значимости в жизни человека и общества в разные эпохи. Эстетика, говоря о природе прекрасного, исследует образы животных в разных видах искусства – в литературе, поэзии, музыке, танце, живописи, графике, скульптуре и т.д., ища подтверждения тем или иным законам эстетического познания и развития мира; творчество художников, стилевые, художественные закономерности жанрового развития, технические особенности, изобразительная специфика народов и эпох, являются предметом внимания искусствоведов. Благодаря объединению результатов археологических исследований и фантазии художника мы можем увидеть картину жизни на Земле за миллионы лет до появления человечества. Зоологический рисунок несёт иллюстративную функцию и имеет большое педагогическое значение, особенно в ознакомлении с животным миром, ведь животные настолько многообразны, что жизни одного человека не хватит, чтобы встретится с каждым из них в естественных условиях, зато благодаря зоологической энциклопедии мы можем достаточно реально представить себе картину животного мира на Земле.
Связь человека и природы, независимо от рода его деятельности и возраста велика, поэтому художественный образ животных столь широко используется в разных направлениях науки в целях эстетического, нравственного, экологического воспитания, диагностики, коррекции и реабилитации детей.
В современной науке воображение и фантазия признаны основой становления уникальной и неповторимой творчески личности. Л.С. Выготский считал воображение центральным психическим новообразованием дошкольного детства.
Воображение дошкольников развивается в процессе таких видов деятельности, как – игра, рисование, конструирование, восприятие и сочинительство сказок, стишков и т. д. А так же лепка очень эффективна в развитии творческого воображения.
Каждый вид изобразительной деятельности развивает творческое воображение дошкольников. Лепка это самый осязаемый вид художественного творчества, и поэтому на занятиях лепкой развитие творческого воображения имеет свои особенности. Ребенок рассматривая предмет воспринимает его со всех сторон, и на основе этого восприятия с помощью воображения в сознании ребенка формируется образ.
Все виды деятельности формируют самостоятельный подход к поиску новых способов изображения. В процессе лепки при соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путем налепов и т.д. Ребенок может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации. В процессе занятий лепкой используются разнообразные методы и приемы, стимулирующие развитие творческого воображения дошкольников.
Особое место отводится методам практического экспериментирования (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова и др.). Для развития детского экспериментирования необходимо постоянно расширять арсенал материалов.
Развивая творческое воображение дошкольников, нужно использовать богатство эмоциональных состояний детей. В процессе занятий лепкой нужно обеспечить возникновение положительных эмоций у детей по отношению к этой деятельности, развить интерес к лепке с помощью методов эмоционально-сенсорного воздействия, эмоционально-образного стимулирования, побуждения к сопереживанию. Дети учатся сопереживать, сочувствовать героям, пришедшим в гости, сказочным, литературным персонажам. Большое значение имеют художественность, яркость, эмоциональность речи взрослого.
Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются выставки детских работ. Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе и родителям, служит стимулом для активного участия детей в процессе лепки.
Ценными методами стимулирования интереса к деятельности можно назвать игровые методы. Игровые методы и приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчают работу мышления и воображения.
Возрастные особенности дошкольников, присущая им любовь к игре дают возможность использования следующих игровых методов и приемов в руководстве лепкой:
обыгрывание предметов, игрушек;
обыгрывание готового изображения;
обыгрывание еще незаконченного (создаваемого) изображения;
обыгрывание изобразительного материала (пластилин, глина, краски, природный, бросовый, дополнительный материал);
обыгрывание инструментов (скалка, стек, формочки для выпечки, чесноковыжималка и др.);
обыгрывание основы для будущей коллективной композиции, панно, панорамы, макета и т.д.;
игровые приемы с элементами ролевого поведения;
использование дидактических и развивающих игр на развитие воображения дошкольников.
Прием – обыгрывание изображения имеет несколько разновидностей, это: обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительная игра с еще не законченным (создаваемым).
Обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого изображения) можно назвать «сюжетно-изобразительной игрой».
Обыгрывание предметов (игрушек) помогает привлечь внимание детей к изображаемому; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет.
Особое место на всех занятиях лепкой принадлежит игровой мотивации. Она не только позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме, но и вызывает желание прийти на помощь к сказочному герою, дает возможность находиться в действительности, заполненной игрой.
На развитие творческого воображения дошкольников можно направлять и игровые приемы с элементами ролевого поведения. Детям предлагается роль пекаря, повара, кондитера, дизайнера и т.д. Таким образом, их деятельность на занятии мыслится как та или иная деятельность взрослого. Действуя в образе, дети особенно увлечены лепкой, проявляют изобретательность, творчество, тщательно выполняют предъявляемые им требования.
На занятиях лепкой также могут быть использованы игры и упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей. Например, «Чудесные превращения», «На что это похоже?», «Загадки и отгадки» и др.
Многие занятия по лепке связаны со сказкой. Она помогает создать настроение, стимулирует творческую активность детей в создании художественных образов. Дети играют со сказочными героями, отправляются с ними в путешествия, помогают в беде, превращают злых героев - в добрых, жадных - в щедрых.
Вопросами изучения выразительного образа в изобразительном искусстве занимались Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и другие.
Выразительный образ – это образное отражение детьми окружающей действительности доступными средствами выразительности (ритм, цвет, композиция). Выделяют следующие условия, благоприятствующие развитию выразительности:
наблюдение за окружающей действительностью;
побуждение детей к выразительности образа путем постановки интересных, разнообразных заданий;
учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей;
варьирование заданий в зависимости от возраста.
Формирование первичных форм выразительного образа начинается в младшем дошкольном возрасте. Это происходит в процессе введения детей в конкретную образную ситуацию. Содержание заданий для детей среднего дошкольного возраста охватывает такие явления, передача которых дает возможность вызвать у детей эмоциональное отношение к образу (явления, поражающие своей неожиданностью, цветовыми сочетаниями, движениями).
По мнению ученых (З.А. Богатеева, С.В. Иванникова), основная задача педагогической работы по формированию образного видения, помочь детям увидеть внешние признаки явлений как выразительные, особенные, воздействующие на нас Эмоционально, вызывая те или иные чувства и настроения. При этом важно, опираясь на личный опыт ребенка, активизировать ассоциации, которые могут вызывать различные явления окружающей среды.
Формирование образного видения должно строиться на основе постепенного усложнения, от формирования представлений о выразительности их передачи в изобразительной деятельности, к более обобщенным представлениям. Под выразительным образом мы понимаем такую форму отражения действительности, в которой ребенок не только выражает свои эстетические представления об объектах и явлениях действительности, но и дает им свою эмоционально-личную оценку художественными и изобразительными средствами.
В теории и практике дошкольного воспитания изодеятельность признана наиболее интересным и доступным средством освоения детьми действительности, отличительной стороной которой является специфическое образное познание. Освоение действительности в форме художественных образов является наиболее естественным и универсальным средством развития личности дошкольника. В силу своей образности продукты изобразительной деятельности содержат для ребенка больше информации, чем любой другой вид сообщения знаний, так как они одновременно будят и мысли и чувства детей.
Исследования педагогов (О.О. Дороновой, Е.В. Иванниковой, В.А. Инжестойковой, Р.Г. Казаковой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Л.В. Компанцевой, Н.П Сакулиной, Е.А. Флериной и др.) и психологов ( Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, В.С. Мухиной, В.В. Степановой, Б.П. Юсова и др.), направленные на определение особенностей создания детьми образа различных видов изобразительной деятельности и его отличительных черт. Доказательством этому служит тот факт, что детские изобразительные образы представляют собой выражение эстетических представлений и эмоционального отношения к окружающему доступными средствами.
Исследователи Н.Б. Халезова, Т.Г. Казакова, О.О. Доронова, С.В. Иваникова рассматривают результаты детского изобразительного творчества как выразительного образа. Детским изобразительным образам несвойственна типизация, обобщение, метафоричность, условность, столь характерная для художественного образа. Отбор и обобщение, которые делает ребенок, часто бывают, неосознанные и основаны на том перечислении наиболее выразительных явлений, которые его чем-то поразило. Но, тем не менее, попытки детей передать эстетические чувства, возникшие у них при восприятии, и активное эмоциональное отношение к изображаемому, позволяют считать продукты детского изобразительного творчества выразительными образами.
Образы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста рассматриваются с двух сторон:
1) как отражение своего понимания и представления о предметах и явлениях, то есть отражение внешнего облика реальной действительности.
2) Как раскрытие эмоционально-эстетического содержания этих объектов, что раскрывает сущность изобразительности и выразительности.
Многие исследователи показывают, что изобразительность и выразительность наиболее полно раскрывают понятие образа, что в процессе деятельности они не только не исключают друг друга, но и выступают как взаимообуславливающие компоненты, где есть выразительность, там есть изобразительность. Изобразительность служит в качестве основы выразительности. Выразительный образ, создаваемый дошкольниками, можно считать результатом сложной творческой деятельности с образами-представлениями и изобразительным материалом.
Выразительный образ формируется на основе образного отражения действительности через выразительные средства. Совершенствование выразительного образа достигается с помощью благоприятных условий (планомерность и систематичность в обучении, творчество педагога в выборе средств для активизации детской деятельности). Также критерии выразительного образа зависят от факторов, отвечающих за формирование зрительных образов у детей.