Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:27, реферат
Семья его принадлежала к шляхте исконного округа древней Польши – Подляшья (регион Белостока), но с давних пор переселилась в северо-восточные «окраинные» земли. Имение неподалеку от Минска в Убеле стало родовым поместьем семьи, представители которой вели хозяйство, находились на государственной службе, либо принимали духовный сан. Дед композитора занимал должность военного судьи в ВКЛ, собрал значительное состояние и оставил своим сыновьям обширное поместье «Смиловицкий ключ». Отец Станислава, Чеслав Монюшко, был военным, капитаном полка литовских конных стрелков, и завершил свою карьеру в качестве адъютанта при штабе Мюрата. После русской кампании Наполеона Чеслав поселился в Убеле.
Станислав Монюшко - великий польский композитор.
Семья его принадлежала к шляхте исконного округа древней Польши – Подляшья (регион Белостока), но с давних пор переселилась в северо-восточные «окраинные» земли. Имение неподалеку от Минска в Убеле стало родовым поместьем семьи, представители которой вели хозяйство, находились на государственной службе, либо принимали духовный сан. Дед композитора занимал должность военного судьи в ВКЛ, собрал значительное состояние и оставил своим сыновьям обширное поместье «Смиловицкий ключ». Отец Станислава, Чеслав Монюшко, был военным, капитаном полка литовских конных стрелков, и завершил свою карьеру в качестве адъютанта при штабе Мюрата. После русской кампании Наполеона Чеслав поселился в Убеле. Его жена Эльжбета Маджарска отличалась склонностью к искусству и музыкальными способностями. Станислав Монюшко был единственным ребенком в этой семье, он родился 5 мая 1819 года и отличался слабым здоровьем (композитор хромал от рождения и был близорук), скромностью и серьезностью, охотой к чтению и музыке, несвойственным детям. С детства его окружала атмосфера старосветской усадьбы, где звучала польская и белорусская музыка. Обязательным атрибутом быта были музыкально-литературные, а зачастую и театральные вечера, значительно скрашивавшие досуг всей округи; кроме того, все родственники занимались музыкой и живописью, что отвечало традициям образования того времени.
Род Монюшко отличался демократизмом своих взглядов. Дядя композитора Доминик разделил свое большое имение между крестьянами и посвятил всю свою жизнь их просвещению; дядя Казимеж работал в области народного образования, был ученым и библиофилом; дядя Юзеф устраивал у себя в доме спектакли для широкой публики. Местная интеллигенция формировалась вокруг университета в Вильно, однако, ради широкого образования сына, семья Чеслава переехала в 1827 году в Варшаву. Здесь, до лета 1830 года Станислав учился в школе пияров (монашеский орден), где большое внимание уделялось изучению естественных наук и новых языков. Уроки музыки ему давал замечательный органист протестантской церкви Август Фрейер, игрой которого восторгался впоследствии М.И. Глинка. Культурная жизнь Варшавы не могла не вдохновить начинающего музыканта: здесь выступали скрипачи Паганини и Липиньский, пианисты Гуммель и Мария Шимановская, и, наконец, именно тогда в Варшаве блистал гений Шопена. До настоящего времени нет никаких сведений о том, был ли знаком Монюшко с Шопеном, однако они жили неподалеку и посещали одни и те же музыкальные дома Варшавы. В год ноябрьского восстания 1830 года оба композитора покинули Варшаву. Монюшко вернулся в Убель, а затем переехал в Минск для продолжения обучения в гимназии; ему предстояла трудная и долгая дорога к композиторской славе. В те годы никто в его семье и не предполагал, что Станислав станет профессиональным музыкантом. В доме Монюшко часто устраивались вечера, на которых играли на фортепиано в четыре руки и пели песни, однако Станислав особых успехов не проявлял.
В 1836 году Станислав Монюшко впервые приехал в Вильно, – здесь состоялась его помолвка с Александрой Мюллер, определившая его дальнейшую судьбу. Мать невесты, вдова полковника, условием своего согласия на брак поставила получение какого-либо специального образования, поскольку Станислав по болезни не смог окончить гимназию и поступить на государственную службу. Семья Монюшко остановилась на музыкальном образовании и отправила сына учиться в Берлин, который славился тогда не только солидным статусом своих институтов, музыкальными традициями, но и культом романтизма. В знаменитой Singakademie, к руководителю которой К.Ф. Рунгенхагену Монюшко определили на обучение, господствовал метод средневекового цехового обучения. Станислав не столько получал уроки по гармонии, контрапункту и композиции, сколько помогал мастеру в его работе: расписывал голоса по партитуре, учил с певцами их партии, делал переложения – целью его деятельности была подготовка произведения к исполнению. В Берлине Монюшко привлекла музыка, связанная с искусством слова – песня, кантата, опера, к этим годам относятся его первые вокальные опусы.
К 1840 году Станислав получил необходимый опыт для дальнейшей музыкальной деятельности, и в августе 1840 года в Вильно состоялось долгожданное бракосочетание. Несмотря на полученное образование, Монюшко по-прежнему считался землевладельцем, однако его отец хозяйствовал неудачно, и состояние семьи уменьшалось. Постепенно у молодой четы возник план завоевать положение в музыкальном мире русской столицы, и в августе 1842 года Монюшко впервые приехал в Петербург. К этому времени он уже был отцом двоих детей и не располагал деньгами, чтобы оставаться в столице и искать место работы. Все должности были заняты, и в письме к жене он писал: «если бы только я смог найти какую-нибудь должность, которая даст мне заработок, то не пренебрег никакой!». В том же 1842 году Монюшко получил скромную должность органиста в костеле Св. Яна в Вильно и поставил свои первые оперетты в небольшом театре Шмитгоффа в Минске. Тогда же возник замысел выпуска первого «Домашнего песенника». Александр Валицкий в первой монографии о Монюшко (1873) напишет: «трудно понять то впечатление, которое произвело на всех появление первых песен Монюшко. До этого у нас было мало отечественных произведений для пения. Людей, поющих по нотам, в Литве было очень мало, … и польского вокального репертуара вообще не существовало». К виленскому периоду относятся четыре выпуска «Домашнего песенника». Среди них встречаются самые разные вокальные формы – от жанровой картинки до баллады. Все исследователи творчества композитора подчеркивают, что уже первые песни ознаменовали новый этап в развитии польского вокального творчества и отличались подлинной национальной самобытностью и оригинальностью творческого почерка. В 12 тетрадей песенника, 6 из которых были опубликованы при жизни Монюшко, вошло 260 песен. И в Польше, и в России критика высоко оценила значение этих произведений, однако распространение их в Польше шло очень медленно, поскольку общество не было готово к восприятию серьезной отечественной музыки.
В эти годы культурная жизнь Вильно замерла, и один из прежних центров польского романтизма превратился в сонное захолустье, где работал всего один творчески одухотворенный человек – Монюшко. Университет и медицинская академия были закрыты, уже не было оперного театра, которым некогда гордился город, и лишь изредка выступала драматическая труппа. Театр был вновь открыт только в 1845 году в городской ратуше, а виленский оркестр, по словам Монюшко, был неприличен. Монюшко был молод и полон сил, но жизнь не давала ему возможностей для успеха, а предлагала тяжелую работу и борьбу с трудностями. Он провел в Вильно 18 лет, не покидая его из-за необходимости заработка, выезжая изредка только в Варшаву и Петербург. Даже в Вильно немногие знали, что скромный органист костела и автор известных сборников – один музыкант. Признание приходило медленно, но композитор стремился к высоким целям. Романтическое поколение того времени видело в опере вершину музыкального искусства, и Монюшко, вдохновленный примером русских композиторов, стремился к созданию национальной польской оперы.
В 1846 году в связи с постановкой оперетты «Лотерея» Монюшко посетил Варшаву, где познакомился с молодым поэтом Влодзимежем Вольским, который к тому времени уже был автором поэмы «Галька», описывающей историю деревенской девушки, брошенной любовником-шляхтичем. Вольский прекрасно чувствовал сцену и быстро переработал поэму в либретто, привезенное Монюшко в Вильно в октябре 1846 года. Существуют разные версии толкования причин, по которым Монюшко остановил свой выбор на сюжете поэмы Вольского. Например, Александр Валицкий еще в 1873 году упоминает, что замысел «Гальки» возник у Монюшко в связи с крестьянским восстанием 1846 года. Лирический сюжет отражает события периода крестьянского движения в Галиции, целью которого была отмена крепостничества. Опера была написана в течение 1847 года и предназначалась для постановки в Варшаве, однако судьба распорядилась иначе. Премьера в Вильно, состоявшаяся 1 января 1848 года на концертной сцене, представила сокращенный вариант сюжета, который первоначально по замыслу авторов должен был завершаться сценой народного восстания. Сцену восстания польских крестьян было невозможно поставить и во время премьеры полной четырехактной редакции оперы, которая состоялась в Варшаве ровно 10 лет спустя, 1 января 1858 года.
После успеха «Гальки» в Вильно Монюшко пишет кантаты, песни, оркестровые сочинения. Его по-прежнему беспокоит проблема заработков, связанная с увеличением его семьи, и композитор предпринимает в 1849 году новую поездку в Петербург. Два авторских концерта прошли с большим успехом и представили лучшие сочинения Монюшко – фрагменты «Гальки», кантату «Мильда» и симфоническую увертюру «Сказка», однако они не оправдали его финансовых планов. Творчество Монюшко всегда находило горячий отклик у русских музыкантов, исполнению его произведений и продвижению его творчества содействовали Глинка, Даргомыжский, Кюи, Серов. Кюи учился у Монюшко в Вильно и написал под его руководством свои первые вокальные произведения – около 50 романсов на слова польских и французских поэтов. Впоследствии Кюи много писал о Монюшко. Особенно близко Монюшко сошелся с Даргомыжским, которому он посвятил в апреле 1849 года свою увертюру «Сказка» (рукопись Монюшко, подаренная русскому композитору, хранится в Петербурге). На музыкальных вечерах у Даргомыжского, привлекавших многих участников, часто звучали сочинения Монюшко, заслужившие много лестных отзывов. Лишь третий визит Монюшко в Петербург в 1856 году оправдал все его надежды. Он дирижировал кантатой «Ниола» и увертюрой «Каин» и привез гонорар, покрывший все его долги учителям детей и ростовщикам. Песенники сделали его известным. Так, Серов в заметке для «Музыкального и театрального вестника» (1856, № 14) писал о песнях Монюшко: «Я не призадумаюсь поставить их наряду с лучшим, что есть в музыке». Сочинения Монюшко издавались в Петербурге и Москве, в их числе интересно упомянуть около 20 песен на слова русских поэтов Бенедиктова, Иванова, Кукольника, Никитина.
За
эти годы изменилась к лучшему
и ситуация в Варшавском оперном
театре. Несмотря на доминирующие позиции
итальянской оперы, именно иностранные
музыканты содействовали
Став дирижером Варшавской оперы, Монюшко постоянно вводил в репертуар лучшие, хотя и немногочисленные произведения своих предшественников. От него самого публика с нетерпением ждала новых опер, и в год варшавской премьеры Монюшко представил соотечественникам новую одноактную музыкальную комедию «Сплавщик леса». Эта картина жизни на Висле была набросана на берегу Сены во время летней жары. Поездка в Париж стала единственным большим путешествием Монюшко. Однако наибольшее впечатление в этом путешествии на него произвел древний Краков, располагавшийся на его пути в Германию и Францию. В Германии композитор был удивлен интересом к изданию своих песенников, познакомился с Листом в Веймаре и пришел в восторг от прекрасных театров и многочисленных оркестров. Париж его разочаровал. Работа в театре была сложной: Монюшко приходилось преодолевать интриги музыкальной среды, негативное отношение цензуры, а, кроме того, совмещать руководство с преподаванием в Варшавском музыкальном институте. «Освободите меня от закулисных интриг и козней, и вы увидите, как быстро, одна за другой начнут появляться на сцене мои новые оперы», – писал Монюшко в одном из писем. Тем не менее, премьера оперы «Графиня» 7 февраля 1860 года была встречена с еще большим восторгом. Она с некоторой иронией представляет салонное общество Варшавы, переходя от драмы к комедийной развязке. Обаяние старопольской усадьбы передано в лучшей опере Монюшко, последовавшей за «Графиней» – «Страшный двор» (иногда упоминаемой в российской литературе как «Зачарованный замок»). Ее либретто по одноименной новелле Вуйцицкого написал блестящий литератор Ян Хенциньский, в содружестве с которым были созданы все последующие оперы. Одноактная опера «Verbum nobile» стала первой польской музыкальной комедией, представившей изящную сатиру на шляхту. Талант Монюшко блистал в опере всеми гранями – мелодическим богатством, изыском и мастерством инструментовки, живостью музыкальных образов, раскрывающих как драматические коллизии, так и комические ситуации. Кроме того, помимо 7 опер, наследие Монюшко включает 16 ранних (незаконченных либо утраченных) опер и оперетт, балетную музыку, музыку к драмам, 7 кантат, свыше 400 вокальных произведений, оркестровые и фортепианные сочинения.
Жизнь Монюшко проходила в непрестанном труде. У него была большая семья (7 детей), и 1200 рублей годового оклада в театре вынуждали его везде искать возможность заработка. Его оперы постоянно пользовались успехом у публики, но доход их автору приносили минимальный. Выручали случайные авторские гонорары и ежегодный концерт-бенефис в театре, оплачивавший его долги. Его не обескураживали препятствия, и его лучшие оперы создавались в сложные времена. Так, «Страшный двор» был написан в 1862-63 годах, когда жизнь в театре замерла, а Варшава погрузилась в траур в связи с провалом январского восстания. Наверное, поэтому премьера этой оперы 28 сентября 1865 года вызвала особый патриотический подъем и была воспринята как политическая манифестация. В том же 1865 году состоялось знаменательное для славянской музыкальной культуры событие. Создатель национальной чешской оперы «Проданная невеста», тогда дирижер Пражской оперы, Берджих Сметана поставил «Гальку» в Праге. Монюшко был приглашен на премьеру, вновь посетив Краков, где также прошли представления опер «Галька» и «Verbum nobile». С триумфом «Галька» была поставлена и на сцене Мариинского театра в 1870 году, это событие скрасило неудачные постановки двух последних опер Монюшко в Варшаве – «Парий» (1869) и «Беата» (1872). Сам Монюшко участвовал в подготовке постановки оперы и присутствовал на премьере вместе с Серовым, назвав постановку «блестящей». Вслед за Петербургом оперы Монюшко поставили Киев и другие города России. Напряженная работа подкосила и без того слабое здоровье композитора. 4 июня 1872 года Монюшко умер от сердечного приступа и был похоронен в музыкальном некрополе Powązki. Тактичный, прямой и честный человек, обладавший тонким юмором и сердечностью, он написал другу: «Избери целью жизни искусство и занимайся им так, чтобы оно могло приносить радость и поддержку людям, угнетенным горем или нуждой». Думается, эти слова могли бы стать эпиграфом к творчеству Монюшко.
1. С детства он рос в окружении польской и белорусской музыки, ведь весь досуг округа составляли литературные и театральные вечера, да и большинство родственников семьи занимались живописью и музыкой. В 1836 году Станислав Монюшко впервые приехал в Вильно, – здесь состоялась его помолвка с Александрой Мюллер, определившая его дальнейшую судьбу. Мать невесты, вдова полковника, условием своего согласия на брак поставила получение какого-либо специального образования, поскольку Станислав по болезни не смог окончить гимназию и поступить на государственную службу. Семья Монюшко остановилась на музыкальном образовании и отправила сына учиться в Берлин, который славился тогда не только солидным статусом своих институтов, музыкальными традициями, но и культом романтизма.
Информация о работе Станислав Монюшко - великий польский композитор