Станислав Монюшко - великий польский композитор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:27, реферат

Описание

Семья его принадлежала к шляхте исконного округа древней Польши – Подляшья (регион Белостока), но с давних пор переселилась в северо-восточные «окраинные» земли. Имение неподалеку от Минска в Убеле стало родовым поместьем семьи, представители которой вели хозяйство, находились на государственной службе, либо принимали духовный сан. Дед композитора занимал должность военного судьи в ВКЛ, собрал значительное состояние и оставил своим сыновьям обширное поместье «Смиловицкий ключ». Отец Станислава, Чеслав Монюшко, был военным, капитаном полка литовских конных стрелков, и завершил свою карьеру в качестве адъютанта при штабе Мюрата. После русской кампании Наполеона Чеслав поселился в Убеле.

Работа состоит из  1 файл

Станислав Монюшко.docx

— 25.69 Кб (Скачать документ)

Станислав Монюшко - великий польский композитор.

Семья его принадлежала к шляхте исконного округа древней Польши – Подляшья (регион Белостока), но с давних пор переселилась в северо-восточные «окраинные» земли. Имение неподалеку от Минска в Убеле стало родовым поместьем семьи, представители которой вели хозяйство, находились на государственной службе, либо принимали духовный сан. Дед композитора занимал должность военного судьи в ВКЛ, собрал значительное состояние и оставил своим сыновьям обширное поместье «Смиловицкий ключ». Отец Станислава, Чеслав Монюшко, был военным, капитаном полка литовских конных стрелков, и завершил свою карьеру в качестве адъютанта при штабе Мюрата. После русской кампании Наполеона Чеслав поселился в Убеле. Его жена Эльжбета Маджарска отличалась склонностью к искусству и музыкальными способностями. Станислав Монюшко был единственным ребенком в этой семье, он родился 5 мая 1819 года и отличался слабым здоровьем (композитор хромал от рождения и был близорук), скромностью и серьезностью, охотой к чтению и музыке, несвойственным детям. С детства его окружала атмосфера старосветской усадьбы, где звучала польская и белорусская музыка. Обязательным атрибутом быта были музыкально-литературные, а зачастую и театральные вечера, значительно скрашивавшие досуг всей округи; кроме того, все родственники занимались музыкой и живописью, что отвечало традициям образования того времени.

Род Монюшко отличался демократизмом своих взглядов. Дядя композитора Доминик разделил свое большое имение между крестьянами и посвятил всю свою жизнь их просвещению; дядя Казимеж работал в области народного образования, был ученым и библиофилом; дядя Юзеф устраивал у себя в доме спектакли для широкой публики. Местная интеллигенция формировалась вокруг университета в Вильно, однако, ради широкого образования сына, семья Чеслава переехала в 1827 году в Варшаву. Здесь, до лета 1830 года Станислав учился в школе пияров (монашеский орден), где большое внимание уделялось изучению естественных наук и новых языков. Уроки музыки ему давал замечательный органист протестантской церкви Август Фрейер, игрой которого восторгался впоследствии М.И. Глинка. Культурная жизнь Варшавы не могла не вдохновить начинающего музыканта: здесь выступали скрипачи Паганини и Липиньский, пианисты Гуммель и Мария Шимановская, и, наконец, именно тогда в Варшаве блистал гений Шопена. До настоящего времени нет никаких сведений о том, был ли знаком Монюшко с Шопеном, однако они жили неподалеку и посещали одни и те же музыкальные дома Варшавы. В год ноябрьского восстания 1830 года оба композитора покинули Варшаву. Монюшко вернулся в Убель, а затем переехал в Минск для продолжения обучения в гимназии; ему предстояла трудная и долгая дорога к композиторской славе. В те годы никто в его семье и не предполагал, что Станислав станет профессиональным музыкантом. В доме Монюшко часто устраивались вечера, на которых играли на фортепиано в четыре руки и пели песни, однако Станислав особых успехов не проявлял.

В 1836 году Станислав Монюшко впервые приехал в Вильно, – здесь состоялась его помолвка с Александрой Мюллер, определившая его дальнейшую судьбу. Мать невесты, вдова полковника, условием своего согласия на брак поставила получение какого-либо специального образования, поскольку Станислав по болезни не смог окончить гимназию и поступить на государственную службу. Семья Монюшко остановилась на музыкальном образовании и отправила сына учиться в Берлин, который славился тогда не только солидным статусом своих институтов, музыкальными традициями, но и культом романтизма. В знаменитой Singakademie, к руководителю которой К.Ф. Рунгенхагену Монюшко определили на обучение, господствовал метод средневекового цехового обучения. Станислав не столько получал уроки по гармонии, контрапункту и композиции, сколько помогал мастеру в его работе: расписывал голоса по партитуре, учил с певцами их партии, делал переложения – целью его деятельности была подготовка произведения к исполнению. В Берлине Монюшко привлекла музыка, связанная с искусством слова – песня, кантата, опера, к этим годам относятся его первые вокальные опусы.

К 1840 году Станислав получил необходимый  опыт для дальнейшей музыкальной  деятельности, и в августе 1840 года в Вильно состоялось долгожданное бракосочетание. Несмотря на полученное образование, Монюшко по-прежнему считался землевладельцем, однако его отец хозяйствовал неудачно, и состояние семьи уменьшалось. Постепенно у молодой четы возник план завоевать положение в музыкальном мире русской столицы, и в августе 1842 года Монюшко впервые приехал в Петербург. К этому времени он уже был отцом двоих детей и не располагал деньгами, чтобы оставаться в столице и искать место работы. Все должности были заняты, и в письме к жене он писал: «если бы только я смог найти какую-нибудь должность, которая даст мне заработок, то не пренебрег никакой!». В том же 1842 году Монюшко получил скромную должность органиста в костеле Св. Яна в Вильно и поставил свои первые оперетты в небольшом театре Шмитгоффа в Минске. Тогда же возник замысел выпуска первого «Домашнего песенника». Александр Валицкий в первой монографии о Монюшко (1873) напишет: «трудно понять то впечатление, которое произвело на всех появление первых песен Монюшко. До этого у нас было мало отечественных произведений для пения. Людей, поющих по нотам, в Литве было очень мало, … и польского вокального репертуара вообще не существовало». К виленскому периоду относятся четыре выпуска «Домашнего песенника». Среди них встречаются самые разные вокальные формы – от жанровой картинки до баллады. Все исследователи творчества композитора подчеркивают, что уже первые песни ознаменовали новый этап в развитии польского вокального творчества и отличались подлинной национальной самобытностью и оригинальностью творческого почерка. В 12 тетрадей песенника, 6 из которых были опубликованы при жизни Монюшко, вошло 260 песен. И в Польше, и в России критика высоко оценила значение этих произведений, однако распространение их в Польше шло очень медленно, поскольку общество не было готово к восприятию серьезной отечественной музыки.

В эти  годы культурная жизнь Вильно замерла, и один из прежних центров польского  романтизма превратился в сонное захолустье, где работал всего  один творчески одухотворенный человек  – Монюшко. Университет и медицинская академия были закрыты, уже не было оперного театра, которым некогда гордился город, и лишь изредка выступала драматическая труппа. Театр был вновь открыт только в 1845 году в городской ратуше, а виленский оркестр, по словам Монюшко, был неприличен. Монюшко был молод и полон сил, но жизнь не давала ему возможностей для успеха, а предлагала тяжелую работу и борьбу с трудностями. Он провел в Вильно 18 лет, не покидая его из-за необходимости заработка, выезжая изредка только в Варшаву и Петербург. Даже в Вильно немногие знали, что скромный органист костела и автор известных сборников – один музыкант. Признание приходило медленно, но композитор стремился к высоким целям. Романтическое поколение того времени видело в опере вершину музыкального искусства, и Монюшко, вдохновленный примером русских композиторов, стремился к созданию национальной польской оперы.

В 1846 году в связи с постановкой  оперетты «Лотерея» Монюшко посетил Варшаву, где познакомился с молодым поэтом Влодзимежем Вольским, который к тому времени уже был автором поэмы «Галька», описывающей историю деревенской девушки, брошенной любовником-шляхтичем. Вольский прекрасно чувствовал сцену и быстро переработал поэму в либретто, привезенное Монюшко в Вильно в октябре 1846 года. Существуют разные версии толкования причин, по которым Монюшко остановил свой выбор на сюжете поэмы Вольского. Например, Александр Валицкий еще в 1873 году упоминает, что замысел «Гальки» возник у Монюшко в связи с крестьянским восстанием 1846 года. Лирический сюжет отражает события периода крестьянского движения в Галиции, целью которого была отмена крепостничества. Опера была написана в течение 1847 года и предназначалась для постановки в Варшаве, однако судьба распорядилась иначе. Премьера в Вильно, состоявшаяся 1 января 1848 года на концертной сцене, представила сокращенный вариант сюжета, который первоначально по замыслу авторов должен был завершаться сценой народного восстания. Сцену восстания польских крестьян было невозможно поставить и во время премьеры полной четырехактной редакции оперы, которая состоялась в Варшаве ровно 10 лет спустя, 1 января 1858 года.

После успеха «Гальки» в Вильно Монюшко пишет кантаты, песни, оркестровые сочинения. Его по-прежнему беспокоит проблема заработков, связанная с увеличением его семьи, и композитор предпринимает в 1849 году новую поездку в Петербург. Два авторских концерта прошли с большим успехом и представили лучшие сочинения Монюшко – фрагменты «Гальки», кантату «Мильда» и симфоническую увертюру «Сказка», однако они не оправдали его финансовых планов. Творчество Монюшко всегда находило горячий отклик у русских музыкантов, исполнению его произведений и продвижению его творчества содействовали Глинка, Даргомыжский, Кюи, Серов. Кюи учился у Монюшко в Вильно и написал под его руководством свои первые вокальные произведения – около 50 романсов на слова польских и французских поэтов. Впоследствии Кюи много писал о Монюшко. Особенно близко Монюшко сошелся с Даргомыжским, которому он посвятил в апреле 1849 года свою увертюру «Сказка» (рукопись Монюшко, подаренная русскому композитору, хранится в Петербурге). На музыкальных вечерах у Даргомыжского, привлекавших многих участников, часто звучали сочинения Монюшко, заслужившие много лестных отзывов. Лишь третий визит Монюшко в Петербург в 1856 году оправдал все его надежды. Он дирижировал кантатой «Ниола» и увертюрой «Каин» и привез гонорар, покрывший все его долги учителям детей и ростовщикам. Песенники сделали его известным. Так, Серов в заметке для «Музыкального и театрального вестника» (1856, № 14) писал о песнях Монюшко: «Я не призадумаюсь поставить их наряду с лучшим, что есть в музыке». Сочинения Монюшко издавались в Петербурге и Москве, в их числе интересно упомянуть около 20 песен на слова русских поэтов Бенедиктова, Иванова, Кукольника, Никитина.

За  эти годы изменилась к лучшему  и ситуация в Варшавском оперном  театре. Несмотря на доминирующие позиции  итальянской оперы, именно иностранные  музыканты содействовали продвижению  «Гальки» на варшавскую сцену. Итальянский  дирижер Кватрини по подсказке друзей Монюшко заинтересовался новой польской оперой. Общественное мнение патриотических кругов также сыграло свою роль, и «Галька» наконец-то была поставлена в Варшаве. Восторг она вызвала необычайный, и все последующие представления в течение многих лет приносили полные сборы. Новое издательство «Гебетнер и Вольф» приобрело право на издание оперы, а старая фирма «Зенневальд» выпустила 9 песен из оперы (именно для новой редакции были написаны все знаменитые арии и танцы). Успех постановки получил отклик даже в зарубежной прессе, и прошедший следом концерт-бенефис дал неслыханный по тем временам доход – 5 тысяч рублей. Инициатором этого концерта, равно как и последовавшей за ним поездки в Париж, стала ученица Шопена, жена попечителя варшавских театров Мария Калергис (в замужестве Муханова). Именно она способствовала своим влиянием тому, чтобы Монюшко получил пост дирижера Варшавской оперы. Он занял это место в конце 1858 года, и его семья переехала в Варшаву на Краковское предместье. Переезд стал большой удачей для Монюшко: он наконец-то занял место, где его талант мог проявиться в полной мере, кроме того, интриги сделали дальнейшее пребывание в Вильно невозможным.

Став  дирижером Варшавской оперы, Монюшко постоянно вводил в репертуар лучшие, хотя и немногочисленные произведения своих предшественников. От него самого публика с нетерпением ждала новых опер, и в год варшавской премьеры Монюшко представил соотечественникам новую одноактную музыкальную комедию «Сплавщик леса». Эта картина жизни на Висле была набросана на берегу Сены во время летней жары. Поездка в Париж стала единственным большим путешествием Монюшко. Однако наибольшее впечатление в этом путешествии на него произвел древний Краков, располагавшийся на его пути в Германию и Францию. В Германии композитор был удивлен интересом к изданию своих песенников, познакомился с Листом в Веймаре и пришел в восторг от прекрасных театров и многочисленных оркестров. Париж его разочаровал. Работа в театре была сложной: Монюшко приходилось преодолевать интриги музыкальной среды, негативное отношение цензуры, а, кроме того, совмещать руководство с преподаванием в Варшавском музыкальном институте. «Освободите меня от закулисных интриг и козней, и вы увидите, как быстро, одна за другой начнут появляться на сцене мои новые оперы», – писал Монюшко в одном из писем. Тем не менее, премьера оперы «Графиня» 7 февраля 1860 года была встречена с еще большим восторгом. Она с некоторой иронией представляет салонное общество Варшавы, переходя от драмы к комедийной развязке. Обаяние старопольской усадьбы передано в лучшей опере Монюшко, последовавшей за «Графиней» – «Страшный двор» (иногда упоминаемой в российской литературе как «Зачарованный замок»). Ее либретто по одноименной новелле Вуйцицкого написал блестящий литератор Ян Хенциньский, в содружестве с которым были созданы все последующие оперы. Одноактная опера «Verbum nobile» стала первой польской музыкальной комедией, представившей изящную сатиру на шляхту. Талант Монюшко блистал в опере всеми гранями – мелодическим богатством, изыском и мастерством инструментовки, живостью музыкальных образов, раскрывающих как драматические коллизии, так и комические ситуации. Кроме того, помимо 7 опер, наследие Монюшко включает 16 ранних (незаконченных либо утраченных) опер и оперетт, балетную музыку, музыку к драмам, 7 кантат, свыше 400 вокальных произведений, оркестровые и фортепианные сочинения.

Жизнь Монюшко проходила в непрестанном труде. У него была большая семья (7 детей), и 1200 рублей годового оклада в театре вынуждали его везде искать возможность заработка. Его оперы постоянно пользовались успехом у публики, но доход их автору приносили минимальный. Выручали случайные авторские гонорары и ежегодный концерт-бенефис в театре, оплачивавший его долги. Его не обескураживали препятствия, и его лучшие оперы создавались в сложные времена. Так, «Страшный двор» был написан в 1862-63 годах, когда жизнь в театре замерла, а Варшава погрузилась в траур в связи с провалом январского восстания. Наверное, поэтому премьера этой оперы 28 сентября 1865 года вызвала особый патриотический подъем и была воспринята как политическая манифестация. В том же 1865 году состоялось знаменательное для славянской музыкальной культуры событие. Создатель национальной чешской оперы «Проданная невеста», тогда дирижер Пражской оперы, Берджих Сметана поставил «Гальку» в Праге. Монюшко был приглашен на премьеру, вновь посетив Краков, где также прошли представления опер «Галька» и «Verbum nobile». С триумфом «Галька» была поставлена и на сцене Мариинского театра в 1870 году, это событие скрасило неудачные постановки двух последних опер Монюшко в Варшаве – «Парий» (1869) и «Беата» (1872). Сам Монюшко участвовал в подготовке постановки оперы и присутствовал на премьере вместе с Серовым, назвав постановку «блестящей». Вслед за Петербургом оперы Монюшко поставили Киев и другие города России. Напряженная работа подкосила и без того слабое здоровье композитора. 4 июня 1872 года Монюшко умер от сердечного приступа и был похоронен в музыкальном некрополе Powązki. Тактичный, прямой и честный человек, обладавший тонким юмором и сердечностью, он написал другу: «Избери целью жизни искусство и занимайся им так, чтобы оно могло приносить радость и поддержку людям, угнетенным горем или нуждой». Думается, эти слова могли бы стать эпиграфом к творчеству Монюшко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. С детства он рос в окружении польской и белорусской музыки, ведь весь досуг округа составляли литературные и театральные вечера, да и большинство родственников семьи занимались живописью и музыкой. В 1836 году Станислав Монюшко впервые приехал в Вильно, – здесь состоялась его помолвка с Александрой Мюллер, определившая его дальнейшую судьбу. Мать невесты, вдова полковника, условием своего согласия на брак поставила получение какого-либо специального образования, поскольку Станислав по болезни не смог окончить гимназию и поступить на государственную службу. Семья Монюшко остановилась на музыкальном образовании и отправила сына учиться в Берлин, который славился тогда не только солидным статусом своих институтов, музыкальными традициями, но и культом романтизма.

Информация о работе Станислав Монюшко - великий польский композитор