Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:00, контрольная работа
1)Центры театрального искусства. Классицизм и сентиментализм на русской сцене
2)Утверждение реализма (Творчество А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева)
3)Актерское искусство (В.А. Каратыгин, Л.Л. Леонидов, В.В. Самойлов, П.С. Мочалов, М.С. Щепкин)
Данилюк Кристина гр. А
1)Центры театрального искусства. Классицизм и сентиментализм на русской сцене
2)Утверждение реализма (Творчество А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева)
3)Актерское искусство (В.А. Каратыгин, Л.Л. Леонидов, В.В. Самойлов, П.С. Мочалов, М.С. Щепкин)
1)Центры театрального искусства. Классицизм и сентиментализм на русской сцене
Важную роль в общественно-культурном развитии России первой половины XIX в начал играть театр. В это время складывается определенная театральная система, определяется структура театральных жанров, оформляется национальная традиция в драматургии и актерском искусстве, начинается становление режиссуры, зарождается искусство оформления сцены. В театре, как и в литературе, происходила смена художественных стилей (классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма) и идейных направлений.
Театр стал не только частью светской жизни и центром светского общения, но важным фактором общественной жизни, своеобразной формой выражения общественного сознания. Театрально-сценическое искусство, по словам В.Г. Белинского, было показателем общественного просвещения и духа времени.
Центрами театрального искусства были столичные города Петербург и Москва. В Петербурге в начале XIX в. постоянно действовали три театральные труппы: русская, французская и немецкая, которые нанимала Дирекция императорских зрелищ и музыки. В 1832 г. русская труппа императорских театров стала играть во вновь построенном по проекту архитектора К.И. Росси Александрийском театре - великолепном здании, расположенном в центре Невского проспекта (Театр был назван в честь Александры Федоровны, жены Николая I).
В Москве, в самом начала XIX в. не было казенных театров. Наиболее крупным частным театром был Петровский, располагавшийся на месте нынешнего Большого театра. В 1805 г. здание театра сгорело и актерская труппа перешла в ведение Московской конторы императорских театров и играла на различных сценических площадках. В 1824 г. на месте сгоревшего Петровского театра был построен Большой театр (архитектор О.И. Бове по проекту Н.Н. Михайлова) - один из крупнейших театров Европы, являющийся вторым в мире по величине после миланского театра «Ла Скала».
В русском драматическом театре начала века процветали классицизм и сентиментализм. И.А. Крылов (1768—1844) в своих комедиях («Модная лавка», «Урок дочкам») продолжил сатирико-обличительные традиции русской классической комедии, восходящей к «Недорослю», остававшемуся одной из самых популярных пьес отечественного репертуара.
Большой популярностью пользовались комедии А.А. Шаховского (1777-1846), М.Н. Загоскина (1789-1852), в которых в веселой остроумной форме давались меткие зарисовки поместного быта и «благородные комедии» НИ. Хмельницкого (1789-1845), круг тем которых ограничивался светскими забавными приключениями.
Идея гражданской роли театра, популярная в это время среди передовой дворянской молодежи» нашла воплощение в возрождении жанра классической трагедии. Наибольший успех имели трагедии В.А. Озерова на темы русской («Ярополк и Олег», «Дмитрий Донской») и античной («Эдип в Афинах») истории.
В постановках трагедий Озерова раскрылись дарования знаменитой актрисы Е.С. Семеновой (1786-1849) и ее партнера А.С. Яковлева (1773-1817), которые были последними представителями русского классицизма как сценического стиля.
2
Остался верен классицизму друг Пушкина и декабристов П.А. Катенин(1792-1853) ~ поэт, драматург, переводчик.
Его трагедию «Андромаха» Пушкин назвал «лучшим произведением нашей Мельпомены» преддекабристской поры.
Широкое распространение в этот период получила сентиментальная драма. После богов, царей и героев классической трагедии это была диаметрально противоположная система сюжетов, конфликтов, образов. На смену периодической декламации пришла разговорная речь, открылась глубина душевных переживаний простых смертных. Известными в то время драматургами-сентименталистами были Н.И.Ильин и В.М. Федоров, рисовавшие идиллические картины деревенской жизни.
Вслед за Карамзиным они создали своих «Лиз» (Ильин - «Лиза иди торжество благодарности», Федоров - «Лиза, или Следствие гордости и обольщения»), которые были одними из самых популярных постановок петербургских театральных сезонов начала XIX в.
В первой четверти XIX в. начинается история русского водевиля, который развивался от переделок и подражаний французским образцам к созданию ярких оригинальных произведений. О популярности этого жанра свидетельствует сам круг наиболее известных водевильных авторов (Хмельницкий, Шаховский, Грибоедов, Вяземский).
Создание первых оперных спектаклей на национальную тематику связано с именем К. А. Кавоса - итальянца по происхождению, большую часть жизни прожившего в России (1799-1840).
Героико-патриотическая тематика опер Кавоса («Князь-невидимка» -1805, «Илья-богатырь» - 1807, «Иван Сусанин» - 1815) способствовала становлению русского оперного театра. С 1832 г. до конца жизни он являлся «директором музыки» императорских театров.
Среди самых замечательных явлений тогдашней театральной жизни следует назвать балеты выдающегося французского танцовщика и балетмейстера Шарля Дидло, который в 1804 г. был приглашен в Петербург, где в качестве руководителя театральной школы прослужил до 1931 г., поставив около 40 балетных спектаклей « Кавказский пленник» Пушкина, «Зефир и Флора» Кавоса и др.).
Среди его учеников была прославленная балерина Авдотья Истомина (1799-1848), владевшая искусством выразительной пантомимы и виртуозной техникой танца. Это ее воспел Пушкин в «Евгении Онегине». В творчестве Истоминой воплотились черты, предвещавшие начало расцвета русского балетного романтизма.
Во второй четверти XIX и. столичная театральная жизнь резко изменились Цензурным уставом 1826 г. окончательно закреплялась двойная цензура драматических произведений и законодательно оформлялась монополия казенных театров в Петербурге. Дирекция петербургских театров была подчинена министру двора.
В лучшем положении оказались московские театры. До 1842 г. они обладали относительной самостоятельностью. В отличие от театров столицы Российской империи, которые носили официально-парадный характер, в московских театрах были сильны демократические традиции.
Во второй четверти XIX в. атмосфера зрительного зала изменилась. Вокруг театра уже не было того кипения общественных страстей, как в преддекабристский период. Постепенно менялся и репертуар. Главным жанром второй половины 20—30-х гг. стали романтическая мелодрама и водевиль.
Переводные романтические мелодрамы, завоевавшие русскую сцену в условиях политической реакции, уводили читателей от вопросов социальной действительности в абстрактный мир с вымышленными эмоциональными конфликтами. Вслед за ними появились отечественные пьесы этого жанра (Н.А. Шаховской, Н.А. Полевой, Н.В. Кукольник), написанные в духе идей официальной народности.
Пьесе Н.В. Кукольника (1809-1868) «Рука всевышнего Отечество спасла» (1834) на тему смутного времени, ставшей антитезой трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» (1831), была дана «высочайшая аудиенция». Тот же ура-патриотический характер был присущ и другим пьесам Кукольника («Князь Михайло Васильевич Скопин-Шуйский», «Князь Даниил Холмский» и др.). У Кукольника были свои последователи - В. Зотов, А. Висковатов и др. Резкую оценку этому направлению русской драматургии дал молодой И.С. Тургенев: «Произведения этой школы, проникнутые самоуверенностью, доходившей до самохвальства, посвященные возвеличиванию России во что бы то не стало, в своей сущности не имели ничего русского: это были какие-то пространные декорации, хлопотливо и небрежно воздвигнутые патриотами» не знавшими своей родины. Все это гремело, кичилось, все это считало себя достойным украшением великого государства и великого народа, а час падения приближался».
В середине 30-х гг. над всеми другими жанрами решительно возобладал водевиль. Из 48 русских пьес, поставленных на русской сцене в 1835 г., 24 были водевили. Авторы водевилей (Ф.А. Кони, В.А. Соллогуб, П.А, Каратыгин, Д.Т. Ленский и др.) стремились сюжетно приблизить их к русской сцене. Комические представления с куплетами и музыкой чрезвычайно нравились рядовому зрителю. Правительство всячески стимулировало развитие откровенно развлекательной драматургии, содержание которой ограничено бесхитростными житейскими недоразумениями.
Известным всему петербургу ревностным поклонником водевилей был сам Николай I. С 40-х гг. в водевиле росли реалистические черты. Даже являясь переделками иностранных пьес, поздние водевили порой достоверно воссоздавали русский быт, нравы и характеры. Самый лучший пример - водевиль Д.Т. Ленского «Лев Гурыч Синичкин или провинциальная дебютантка» (1840), до сих нор не сходит со сцены отечественных театров.
2)Утверждение реализма (Творчество А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева)
Утверждение реализма на русской сцене связано с драматургическим творчеством А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя. Премьера грибоедовской комедии «Горе от ума» состоялась на сцене Большого театра в Петербурге (1831). В условиях спада общественного движения, переосмысления передовой частью дворянства идейного наследия декабризма, эта постановка успеха не имела. Но пророческими для сценической судьбы пьесы оказались слова А. Бестужева: «Будущее достойно оценит сию комедию и поставит ее в число первых творений народных».
Первое представление в Александрийском театре комедии Н.В. Гоголя «Ревизор напротив, вызвало бурную общественную реакцию.
От запрещения спасло пьесу лишь то, что к ней благосклонно отнесся Николай I, который, посмотрев спектакль, сказал, что в комедии «воем досталось», а ему больше всех.
В начале 40-х гт. на столичных сценах была поставлена еще одна известная комедия Гоголя - «Женитьба».
Драматургические произведения А.С. Пушкина, наполненные глубоким социально-психологическим содержанием, носили программный характер для всей русской реалистической драматургии. Однако их сценическая судьба при жизни Пушкина практически не состоялась. «Борис Годунов» для постановки на сцене был запрещен цензурой. При жизни Пушкина бала поставлена только трагедия «Моцарт и Сальери». В день похорон Пушкина (1 февраля 1837 г.) должна была состояться премьера «Скупого рыцаря», но во избежание демонстрации ее заменили водевилем.
В конце 40-х гг. реалистическое направление русской сцены было связано с творчеством молодого И.С. Тургенева, который особенно активно в эту пору работал в области драматургии. Его пьесы были поставлены на сценах московских и петербургских театров («Холостяк», «Завтрак у предводителя») и имели успех у зрителей.
Русский театре начала XIX в. широко и многосторонне обращался к зарубежной классической литературе. Ставились пьесы Шекспира, Шиллера, Мольера, Бомарше, Гольдони.
К сожалению, карандаш цензора постоянно вычеркивал из текста наиболее крамольные места (особенно «страдали» свободолюбивые драмы Шиллера), а переводчики не только искажали смысл, но и часто меняли жанр пьесы.
3)Актерское искусство (В.А. Каратыгин, Л.Л. Леонидов, В.В. Самойлов, П.С. Мочалов, М.С. Щепкин)
В актерском искусстве второй четверти XIX в. сложились разные школы. Главой петербургской школы был ведущий актер Александрийского театра В.А.Каратыгина, который являясь актером романтического плана, был своеобразным символом официально-парадного театра северной столицы. С его именем связана постановка в Александрийском театре верноподданических пьес Кукольника, Полевого и т.д. Утверждая принципы «искусства представления», Каратыгин стремился, прежде всего, к тому, чтобы донести до зрителя внешний рисунок роли. Последователями Каратыгина были известные актеры Александринки A.M. Максимов, Л.Л. Леонидов, В.В. Самойлов.
Прямой противоположностью Каратыгину являлся замечательный актер Малого театра П.С. Мочалов, представлявший романтическую традицию актерского искусства. Мочалов прославился игрой в пьесах Шиллера и Шекспира и заслужил у современников
имя «русского Гамлета». Яркие романтические образы, создаваемые Мочаловым, привлекали симпатии тех, кому было душно в николаевской России. j
Истинным реформатором актерского искусства - основоположником реалистической традиции - стал М.С. Щепкин (1786-1863). Выходец из крепостных, он стал идейным организатором Малого театра. Здесь Щепкин создал свои замечательные реалистические образы (Фамусов в «Горе от ума», городничий в «Ревизоре», барон в «Скупом рыцаре» и т.д.) и стал учителем последующих актерских поколений. Казенный Малый театр вошел в историю русской культуры как «Дом Щепкина».
Сценическая реформа Щепкина заключалась в утверждении принципов «искусства переживания». Актер, говорил он, должен не копировать жизнь, а перевоплощаться в создаваемый образ. По словам Герцена Щепкин «первым стал не театрален на театре». Глава московской сцены был тесно связан с великими писателями и существенными деятелями (Пушкиным, Гоголем, Тургеневым, Герценом, Белинским). В условиях николаевского режима, нарастающих цензурных гонений на литературу и периодику, подмостки Малого театра сделались местом выражения вкусов, стремлений и идеалов передовой части московской публики. Уже в первый период своей деятельности Малый театр начал обретать славу второго московского университета.
2
5