Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:20, контрольная работа
Театрализованный концерт – это концерт, имеющий единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера. Это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и заканчивая народным танцем.
1. Что такое театрализованный концерт?
Театрализованный концерт – это концерт, имеющий единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера. Это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и заканчивая народным танцем. Театрализованный концерт всегда тематический. Бывает в 1-м или 2-х отделениях с антрактом (используется закон времени – влияние концерта на внимание и утомляемость зрителя). Максимальное время концерта в одно отделение 1 час 10 мин. – 1 час 30 мин, концерт в 2-х отделениях делится на 1 час – 1 час 10 минут, 2-е 55 мин – час.
Помещениями для концертов могут быть:
- театр
-концертный зал
- гостиница
- зеленая зона города
- филармония
- капелла
2. Особенности театрализованного концерта
Сценарий концерта представляет собой перечень художественных номеров, сопровождаемый текстом ведущего, а также описание выразительных средств (свет, музыка, кино, слайды, массовые мизансцены), создающих единый образ представления, причем номера, как правило, объединены в художественно – смысловые блоки (поставленные в определенные взаимосвязи концертные выступления, образующие развернутую художественную мысль). Композиционное оформление отдельных частей концерта зачастую бывает поэтическим количество номеров не должно нарушить единство темы, замысла, целевой задачи. Четкой идейной выразительности и художественной образности, можно добиться театрализацией номеров. Как правило, театрализованный концерт должен начинаться большим, мощным, ярким номером (массовым). Требования к номерам: лаконизм, злободневность, яркость формы. В ТК используется метод театрализации и выразительные средства театра. Особенностью ТК является разновозрастная аудитория, в которой могут соединяться взрослые и дети, или только определенный возраст детей. Поэтому важно учитывать адресность Вашей программы.
Номер – это завершенное отдельное произведение, построенное по законам драматургии, включает в себя выступления одного или нескольких исполнителей.
Эстрадный номер – доступен для восприятия зрителям, отличается краткостью и лаконичностью.
Момент развлекательного отдыха, оригинальности, легкости.
Концертная программа – это последовательное чередование номеров в определенном порядке.
Существуют определенные закономерности при составлении концертных программ:
1. Разнообразие номеров.
2. Сопряженность номеров,
3. Контрастность, переключение внимания с одного на другое.
Виды концертных программ:
Классический концерт
Тематический концерт (новогодний, юбилейный, гала – концерт, на открытии и закрытии фестиваля и т.п.)
Театрализованный концерт
Моно – концерт
Театрализованный концерт
3. Технологический
процесс создания
Форма театрализованного концерта востребована и в школе, и в детском саду и в Домах творчества. В этом заключается его актуальность. Попробуем раскрыть особенности этой формы мероприятия и методику профессионального подхода.
С чего же начинается
и что содержит в себе
проектный период
подготовительный период
Проектный период.
Все наше творчество начинается с нашего отношения, с нашего чувства, с того, какой «задел» мы сможем «сплести» из нашего внутреннего содержания и сможем ли напитать этот узор светом и любовью.
1. Разработка темы и идеи ТК.
Тема - определяет содержание и отвечает на вопрос - «О чем?»
Идея – Основная мысль автора, которая раскрывается в кульминации, выражается в виде утверждения. Все, о чем Вы хотите сказать зрителям, заключается в теме, а то чем хотите закончить Ваше произведение - в идее.
2. Отбор номеров или работа с готовым репертуаром.
Помните, что концертные номера - это главное. Они вплетаются в сюжет, не теряя своей музыкальной ценности. Сюжет дополняет номера, а номера - сюжет. Такой взаимообмен создает целостность произведения.
Принципы составления номеров КП:
1. Нарастание зрелищности.
2. Контраст
(массовые и сольные,
3. Отношение
к каждому номеру как к
4. Жанровая
совместимость (предыдущие
5. Техническая совместимость.
6. Принцип
непрерывности концертного дейс
Способы обеспечения
непрерывности концертного
1. Занавес и система суперзанавеса.
2. Использование
сценического круга, бегущей
3. Дополнительные места действия (балкон, терраса)
4. Предварительная зарядка инструментов, станков, стульев.
5. Совмещение нескольких, а иногда и многих коллективов на сцене
6. Ведущий, связывающий действие на сцене и зрительный зал. Своим мастерством создает «энергетическое поле» между зрителем и сценой, которое взаимообогащает творческий процесс в концерте.
3. Поиск сюжетного (сценарного) хода ТК.
В этом параграфе Вам необходимо подключить всю Вашу фантазию, придумать героев, их историю, все перипетии (события), которые будут происходить с ними. Декорации и оформление сцены помогут в воплощении вашего замысла, создадут атмосферу. Возможно, Вы используете для сюжета известных героев из художественной литературы. Все это уложится в сюжетный ход, объединяющий все эпизоды ТК.
4. Композиционное построение ТК
Оно позволяет упорядочить
материал и логично изложить события,
расположить составные части
праздника в
Схема построения действия:
Экспозиция (Завязка основного конфликта) -------------- момент действия, Кульминация (Развязка основного конфликта)------------новое положение
после развязки,
Финал
5. Первая проба сценария (набросок)
Сценарий – литературное
произведение с подробным описанием действия
Учитывайте при написании сценария временные рамки действия. Чаще всего это 2-2,5 ч., уложенные в 2 отделения.
6. Работа с художником, световые и звуковые решения.
Расскажите художнику Вашу идею, познакомьте с наброском сценария, героями, с Вашим вариантом решения пространства. В художественном оформлении важна атмосфера. Соблюдайте в оформлении и музыке историческую эпоху, в которой живут и действуют Ваши герои. Избегайте эклектики, стремитесь к единству слова и стиля.
7. Составление плана подготовки мероприятия и назначение ответственных за определенные этапы подготовки.
Срок Что сделать Ответственный
Подготовительный период:
1. Рабочий вариант сценария
2. Написание свето - звуковой партитуры для технических служб.
3.
Репетиции с ведущими по
4. Репетиции эпизодов с ведущими.
5. Репетиции с ведущими на сцене. Постановка мизансцен.
6.
Репетиция концертных номеров
творческих коллективов на
7.
Разработка и подготовка
8.
Оформление и монтировка сцены.
9. Сводная репетиция концерта.
10. Работа над оформлением фойе.
Быть готовым к репетициям - Ваша задача. Придумайте и «проиграйте» заранее в мыслях то, что будет происходить на сцене между героями и почему. Сделайте пометки на сценарии по действию. На репетициях Вы объясните ведущим их действия и мизансценические перестановки. Мизансцена - это язык режиссера, пространственное решение смысловых кусков. Не бойтесь применять смелые решения по сценическому пространству. Придумывайте интересные, «говорящие» мизансцены, используйте разный уровень в декорациях - ступеньки, лестницы, «ломайте пространство». На репетициях концертных номеров необходимо обратить внимание на драматургическую выразительность исполнителей – солистов или оркестрантов. Ребятам следует рассказать тему, идею концерта и объяснить их музыкальный вклад в развитие действия. Если есть чтецкие номера – репетируйте их отдельно, с микрофонами и очень тщательно. Большая сцена может «поглотить» звук или исказить внешнее впечатление от этого камерного жанра.
«Три кита», на которых держится любое действие - экспозиция, кульминация и финал. Экспозиция готовит нас к предстоящему действию, погружает в сценическую атмосферу. Эта увертюра, в которой дается лейтмотив и проводится через весь концерт. Экспозиция и финал всегда взаимосвязаны. Интрига, заданная в экспозиции разрешается в финале. В кульминации соединяются все борющиеся силы. Это точка наивысшего напряжения, самый эмоциональный момент праздника. Финал в ТК всегда яркий, выразительный, объединяющий и примиряющий все стороны. Сводную репетицию желательно проводить в готовых декорациях или частично готовых. Обязательно ведущим надо дать в руки микрофон. Обратите внимание еще раз на чтецкие номера в контексте общего прогона и исправьте возможные недочеты. Техническим службам необходимо выставить свет и проверить звук. Фойе может стать частью действия, а может просто создавать праздничное настроение. Продумайте его оформление, музыку на вход гостей, проведение тематической массовки.
Постановочная группа и организация репетиционного процесса ТК:
- обсуждение сценария ТК с постановочной группой;
- сводные репетиции;
- прогонные;
- монтировочные;
- генеральные;
Когда готов окончательный сценарий, иногда бывает необходимо «заказать» у педагогов конкретные номера, которые бы помогали развитию действия и работали на идею. Особенно бывает это необходимо в экспозиции и в финале.
В основе организации репетиционного процесса ТК лежит встреча с руководителями коллективов, обсуждение необходимых деталей (отбор готовых номеров из репертуара, в случае необходимости заказ конкретного номера из репертуара, просьба о внесении коррективов в зависимости от замысла, корректировка номеров, при необходимости сведение в один номер). Встреча режиссера с реальными героями ТК и обсуждение важных аспектов.
Итак, подготовительный период состоит, в основном, из репетиций и проработки художественного оформления мероприятия. Особо тщательно надо подойти к выбору ведущих. Они должны соответствовать соей роли по типажу, владеть своим телом, речью и не бояться сцены.
Для удобства работы техническим службам необходимо написать свето - звуковую партитуру по следующей схеме:
Реплика
Свет
Период реализации:
В день концерта необходимо провести следующие действия:
Технический прогон без ведущих, технический прогон с ведущими, репетицию начала, финала и кульминации с участниками, оформление фойе.
Особенностью прогона является репетиция массовых сцен, где на сцене собирается большое количество участников. Здесь важно правильно расположить их, сохраняя смысловое содержание концерта. Чаще всего массовыми сценами становятся начало и финал. Они должны быть эмоциональными, яркими, музыкальными. От вашего настроения на генеральной репетиции зависит весь ход репетиции. Ваша уверенность, положительный эмоциональный заряд, доброжелательность, позитивный настрой поможет всем справиться с волнением. Не забудьте поблагодарить в конце вечера все службы, педагогов, детей. Через некоторое время будет целесообразно и очень полезно собраться с педагогами на обсуждение состоявшегося мероприятия. Важно посмотреть со стороны на удачи и ошибки, высказать свои ощущения и т. п. Для будущих программ это очень полезное дело!
Итак, театрализованный концерт – это не только возможно, а очень интересно и перспективно для Вашего творческого роста, развития коллективного творчества и демонстрации художественных достижений коллективов.