Театрализованный концерт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:20, контрольная работа

Описание

Театрализованный концерт – это концерт, имеющий единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера. Это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и заканчивая народным танцем.

Работа состоит из  1 файл

что такое тетрализованный концерт.doc

— 62.50 Кб (Скачать документ)

 

1. Что такое  театрализованный концерт?

 

Театрализованный концерт  – это концерт, имеющий единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера.  Это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и заканчивая народным танцем. Театрализованный концерт всегда тематический. Бывает в 1-м или 2-х отделениях с антрактом (используется закон времени – влияние концерта на внимание и утомляемость зрителя). Максимальное время концерта в одно отделение 1 час 10 мин. – 1 час 30 мин, концерт в 2-х отделениях делится на 1 час – 1 час 10 минут, 2-е 55 мин – час.

 

Помещениями для концертов могут быть:

 

- театр

 

-концертный зал

 

- гостиница

 

- зеленая зона города

 

- филармония

 

- капелла

 

2. Особенности  театрализованного концерта

 

Сценарий концерта представляет собой перечень художественных номеров, сопровождаемый текстом ведущего, а также описание выразительных средств (свет, музыка, кино, слайды, массовые мизансцены),  создающих единый образ представления, причем номера, как правило, объединены в художественно – смысловые блоки (поставленные в определенные взаимосвязи концертные выступления, образующие развернутую художественную мысль). Композиционное оформление отдельных частей концерта зачастую бывает поэтическим количество номеров не должно нарушить единство темы, замысла, целевой задачи. Четкой идейной выразительности и художественной образности, можно добиться театрализацией номеров. Как правило, театрализованный концерт должен начинаться большим, мощным, ярким номером (массовым). Требования к номерам: лаконизм, злободневность, яркость формы. В ТК используется метод театрализации и выразительные средства театра. Особенностью ТК является разновозрастная аудитория, в которой могут соединяться взрослые и дети, или только определенный возраст детей. Поэтому важно учитывать адресность Вашей программы.

 

Номер – это завершенное отдельное произведение, построенное по законам драматургии, включает в себя выступления одного или нескольких исполнителей.

 

Эстрадный номер – доступен для восприятия зрителям, отличается краткостью и лаконичностью.

 

Момент развлекательного отдыха, оригинальности, легкости.

 

Концертная  программа – это последовательное чередование номеров в определенном порядке.

 

Существуют определенные закономерности при составлении  концертных программ:

 

1. Разнообразие номеров.

 

2. Сопряженность номеров, гармоничность  сочетания.

 

3. Контрастность, переключение  внимания с одного на другое.

 

Виды концертных программ:

 

Классический концерт

 

Тематический концерт (новогодний, юбилейный,  гала – концерт, на открытии и закрытии фестиваля и т.п.)

 

Театрализованный концерт

 

Моно – концерт

 

Театрализованный концерт подразумевает  тесную связь между артистом и  зрителем. Основной партнер для артиста  – зритель (публика). Подразумевается  диалог между сценой и залом. Главное  в театрализованном концерте -  сделать  зал своим союзником.

 

 

 

3. Технологический  процесс создания театрализованного  концерта

 

Форма театрализованного  концерта востребована и в школе, и в детском саду и в Домах  творчества. В этом заключается его  актуальность. Попробуем раскрыть особенности  этой формы мероприятия и методику профессионального подхода.

 

 С чего же начинается  и что содержит в себе технологический  процесс подготовки ТК? Давайте  разберем инструментарий, который  поможет нам правильно организовать  этот процесс.

 

проектный период

 

                      подготовительный период

 

                                                          период реализации

 

 

 

Проектный период.

 

Все наше творчество начинается с нашего отношения, с нашего чувства, с того,  какой «задел» мы сможем «сплести» из нашего внутреннего  содержания и сможем ли напитать этот узор светом и любовью.

 

1.        Разработка темы и идеи ТК.

 

Тема - определяет содержание и отвечает на вопрос - «О чем?»

 

Идея – Основная мысль автора, которая раскрывается в кульминации, выражается в виде утверждения.  Все, о чем Вы хотите сказать зрителям, заключается  в теме, а то чем хотите закончить Ваше произведение - в идее.

 

2.        Отбор номеров или работа с  готовым репертуаром. 

 

Помните, что концертные номера - это главное. Они вплетаются в сюжет, не теряя своей музыкальной ценности. Сюжет дополняет номера, а номера - сюжет. Такой взаимообмен создает целостность произведения.

 

Принципы составления  номеров КП:

 

1.     Нарастание  зрелищности.

 

2.     Контраст (массовые и сольные, подвижные  номера, статичные – на слух и на зрение).

 

3.     Отношение  к каждому номеру как к самодостаточной  единице.

 

4.     Жанровая  совместимость (предыдущие номера  не должны отвергать рядом  стоящий номер)

 

5.     Техническая  совместимость.

 

6.     Принцип  непрерывности концертного действия.

 

Способы обеспечения  непрерывности концертного действия:

 

1.     Занавес  и система суперзанавеса.

 

2.     Использование  сценического круга, бегущей дорожки,  любой движущейся конструкции.

 

3.     Дополнительные  места действия (балкон, терраса)

 

4.     Предварительная зарядка инструментов, станков, стульев.

 

5.     Совмещение  нескольких, а иногда и многих  коллективов на сцене

 

 6.   Ведущий, связывающий действие на сцене и зрительный зал. Своим мастерством создает «энергетическое поле» между зрителем и сценой, которое взаимообогащает  творческий процесс в концерте.

 

3.    Поиск  сюжетного (сценарного) хода ТК.

 

В этом параграфе Вам  необходимо подключить всю Вашу фантазию, придумать героев, их историю, все  перипетии (события), которые будут  происходить с ними. Декорации и оформление сцены помогут в воплощении вашего замысла, создадут атмосферу. Возможно, Вы используете для сюжета известных героев из художественной литературы. Все это уложится в сюжетный ход, объединяющий все эпизоды ТК.

 

 

 

4.    Композиционное построение ТК

 

Оно позволяет упорядочить  материал и логично изложить события, расположить составные части  праздника в последовательности: экспозиция-завязка - ход борьбы –  кульминация – развязка – финал.

 

Схема построения действия:

 

Экспозиция  (Завязка основного конфликта) -------------- момент действия, Кульминация (Развязка основного конфликта)------------новое положение

 

после развязки,

 

Финал

 

 

 5. Первая проба сценария (набросок)

 

Сценарий – литературное произведение с подробным описанием действия. Важно сохранить композиционное построение (п.4) и расположение кульминации в этом построении, т.к. именно там фокусируется идея – Ваша основная мысль. В театре сценарист и режиссер работают в тесном творческом союзе. В нашем случае сценарист и режиссер часто одно и то же лицо – в этом также состоит особенность ТК.

 

Учитывайте при написании  сценария временные рамки действия. Чаще всего это 2-2,5 ч., уложенные в 2 отделения.

 

6. Работа с  художником, световые и звуковые  решения.

 

Расскажите художнику Вашу идею, познакомьте с наброском сценария, героями, с Вашим вариантом решения пространства. В художественном оформлении важна атмосфера. Соблюдайте в оформлении и музыке историческую эпоху, в которой живут и действуют Ваши герои. Избегайте эклектики, стремитесь к единству слова и стиля.

 

7. Составление  плана подготовки мероприятия  и назначение ответственных за  определенные этапы подготовки.

 

Срок                    Что сделать                  Ответственный

 

 

Подготовительный  период:

 

1.        Рабочий  вариант сценария

 

2.        Написание свето - звуковой партитуры  для технических служб.

 

3.        Репетиции с ведущими по тексту. Проработка образов. Постановка  актерских задач.

 

4.        Репетиции эпизодов с ведущими.

 

5.        Репетиции с ведущими на сцене. Постановка мизансцен.

 

6.        Репетиция концертных номеров  творческих коллективов на сцене.

 

7.        Разработка и подготовка экспозиции, кульминации и финала

 

8.        Оформление и монтировка сцены.  Техническая репетиция

 

9.         Сводная репетиция концерта.

 

10.    Работа над  оформлением фойе.

 

 

 

Быть готовым к репетициям - Ваша задача. Придумайте и  «проиграйте» заранее в мыслях то, что будет  происходить на сцене между героями  и почему. Сделайте пометки на сценарии по действию. На репетициях Вы объясните ведущим их действия и мизансценические перестановки. Мизансцена - это язык режиссера, пространственное решение смысловых кусков. Не бойтесь применять смелые решения по сценическому пространству. Придумывайте интересные, «говорящие» мизансцены, используйте разный уровень в декорациях - ступеньки, лестницы, «ломайте пространство». На репетициях концертных номеров необходимо обратить внимание на драматургическую выразительность исполнителей – солистов или оркестрантов. Ребятам следует рассказать тему, идею концерта и объяснить  их музыкальный вклад в развитие действия. Если есть чтецкие номера – репетируйте их отдельно, с микрофонами и очень тщательно. Большая сцена может  «поглотить» звук или исказить внешнее впечатление от этого камерного жанра.

 

«Три кита», на которых держится любое действие - экспозиция, кульминация и финал. Экспозиция готовит нас к предстоящему действию, погружает в сценическую атмосферу. Эта увертюра, в которой дается лейтмотив и проводится через весь концерт. Экспозиция и финал всегда взаимосвязаны. Интрига, заданная в экспозиции разрешается в финале. В кульминации соединяются все борющиеся силы. Это точка наивысшего напряжения, самый эмоциональный момент праздника. Финал в ТК всегда яркий, выразительный, объединяющий и примиряющий все стороны. Сводную репетицию желательно проводить в готовых декорациях или частично готовых. Обязательно ведущим надо дать в руки микрофон. Обратите внимание еще раз на чтецкие номера в контексте общего прогона и исправьте возможные недочеты. Техническим службам необходимо выставить свет и проверить звук. Фойе может стать частью действия, а может просто создавать праздничное настроение. Продумайте его оформление, музыку на  вход гостей, проведение тематической массовки.

 

Постановочная группа и организация репетиционного процесса ТК:

 

- обсуждение сценария  ТК с постановочной группой;

 

- сводные репетиции;

 

- прогонные;

 

- монтировочные;

 

- генеральные;

 

Когда готов окончательный  сценарий, иногда бывает необходимо «заказать» у педагогов конкретные номера, которые бы помогали развитию действия и работали на идею. Особенно бывает это необходимо в экспозиции и в финале.

 

В основе организации  репетиционного процесса ТК лежит встреча  с руководителями коллективов, обсуждение необходимых деталей (отбор готовых номеров из репертуара, в случае необходимости заказ конкретного номера из репертуара, просьба о внесении коррективов в зависимости от замысла, корректировка номеров, при необходимости сведение в один номер). Встреча режиссера с реальными героями ТК и обсуждение важных аспектов.

 

Итак, подготовительный период состоит, в основном, из репетиций  и проработки художественного оформления мероприятия. Особо тщательно надо подойти к выбору ведущих. Они  должны соответствовать соей роли по типажу, владеть своим телом, речью и не бояться сцены.

 

Для удобства работы техническим службам  необходимо написать  свето - звуковую  партитуру  по следующей схеме:

 

Реплика                      Свет                                Звук

 

Период реализации:

 

 

 

В день концерта необходимо провести следующие действия:

 

Технический  прогон  без ведущих,   технический  прогон с ведущими, репетицию  начала,  финала и  кульминации  с участниками, оформление   фойе.

 

Особенностью прогона  является репетиция массовых сцен, где на сцене собирается большое количество участников. Здесь важно правильно расположить их, сохраняя смысловое содержание концерта. Чаще всего массовыми сценами становятся начало и финал. Они должны быть эмоциональными, яркими, музыкальными. От вашего настроения на генеральной репетиции зависит весь ход репетиции. Ваша уверенность, положительный эмоциональный  заряд, доброжелательность, позитивный настрой поможет всем справиться с волнением. Не забудьте поблагодарить в конце вечера все службы, педагогов, детей.  Через некоторое время будет целесообразно и очень полезно собраться с педагогами на обсуждение состоявшегося мероприятия. Важно посмотреть со стороны на удачи и ошибки, высказать свои ощущения и т. п. Для будущих программ это очень полезное дело!

 

Итак, театрализованный концерт – это не только возможно, а очень интересно и перспективно для Вашего творческого роста,  развития коллективного творчества и демонстрации художественных достижений коллективов.

Информация о работе Театрализованный концерт