Техника флоротипии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:09, реферат

Описание

Техника флоротипии заключается в применении растений и растительных материалов для получения оттиска. Используются как свежие растения, так и высушенные. Краска может накатываться поверх растений и цветов, прикладываться к бумаге и оттискиваться обычным порядком. Как вариант — композиция из растительного материала раскладывается на листе и поверх нее набрызгивается краска. В этом случае мы получаем белый контурный рисунок. Работа в этой технике может дать неожиданные результаты.

Содержание

Введение
«Листья вместо трафарета…»
Занятия для техники флоротипия

Работа состоит из  1 файл

реферат на тему Техника флоротипии.docx

— 1.01 Мб (Скачать документ)

Введение

       Моноти́пия (от моно… и греч. τυπος —  отпечаток) — вид печатной  графики, изобретение которого  приписывается итальянскому художнику  и гравёру Джованни Кастильоне (1607—1665).

      Техника  монотипии заключается в нанесении  красок от руки на идеально  гладкую поверхность печатной  формы с последующим печатанием  на станке; полученный на бумаге  оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике  используют технику монотипии  для развития воображения у  детей старшего дошкольного возраста.

     Среди наиболее  известных мастеров: итальянец Джованни  Кастильоне (1616—1670), англичанин Уильям  Блейк (1757—1828), француз Эдгар Дега (1834—1917), соединивший монотипию с  темперой («Концерт в кафе „Амбасадор“»).

     Среди отечественных  мастеров наиболее известен Антимонов  Леонид Сергеевич .

     Антимонов  Леонид Сергеевич  (род. 16 декабря  1934 года) — художник-график, педагог,  основоположник Витебской школы  монотипии. 

                                                  

     Постоянный  поиск новых выразительных средств  и экспериментально-творческая работа  способствовала открытию Л. С.  Антимоновым собственных способов  гравюры на картоне, фанере  и древесноволокнистой плите,  коллажный способ гравюры на  картоне и флоротипию.

    Добиваясь эмоциональной  и художественной выразительности  произведения выполнялось большое  количество проб, использовались  сложнейшие технические приемы, химические свойства красок, их  взаимодействия в различных соединениях,  а также самые неожиданные  материалы.

     Художником  изучены и разработаны различные  способы акватипии, способы монотипии  акварельными, масляными и офсетно-типографскими  красками, граттажа, гравюры на фанере.

     Экспериментально-исследовательская  работа обобщена Л. С. Антимоновым  в методических пособиях для  студентов по монотипии, гравюре  на картоне, флоротипии (термин  автора).

    Сегодня всем  известно много самых различных  манер монотипии: деотипия, акватипия,  акваграфия, негативная монотипия,  кляксография, флоротипия (термин предложен  Л. Антимоновым).

 

«Листья вместо трафарета…»

 «В мире цветов так  тепло и прохладно

Целый букет ароматов и  звуков…

Каждый цветок -  он по-своему нарядный…

В форме изысканных праздничных  кубов…»

     Техника флоротипии заключается в применении растений и растительных материалов для получения оттиска. Используются как свежие растения, так и высушенные. Краска может накатываться поверх растений и цветов, прикладываться к бумаге и оттискиваться обычным порядком. Как вариант — композиция из растительного материала раскладывается на листе и поверх нее набрызгивается краска. В этом случае мы получаем белый контурный рисунок. Работа в этой технике может дать неожиданные результаты.

    Лист является частью любого растения. В привычном понимании - листья могут быть использованы для составления гербариев, флористических композиций, картинных коллажей или в лекарственном плане.

     Оказывается, что обычный, казалось бы лист (клена, тополя, дуба или березы) может превратиться в инструмент для художественного творчества не хуже, чем кисточка.

    Для флоротипии подходит любая плотная бумага и практически любые краски.

     Вы принесли с прогулки несколько цветов или травинок. Аккуратно уложите каждый цветочек, веточку, травинку или листик между газетами. Придавите сверху грузом - это может быть и не слишком тяжелая книга.

     Растения немного подсохли. Осторожно берем растение и, уложив на "рабочий" лист бумаги, легкими движениями кисти покрываем его толстым слоем гуашевой краски.

     Затем растение укладывается покрашенной стороной вниз на подготовленный для открытки или панно кусок ватмана. Сделать это следует непосредственно после того, как растение покрашено, иначе краска высохнет, и у вас ничего не получится.

     Сверху накладываем лист бумаги и прижимаем его рукой, после чего бумагу осторожно снимаем, а вместе с ней и растение. А его изображение остается запечатленным навсегда на вашей картине.

    При необходимости аккуратно прокрасьте непропечатанные места.

    Самые  неожиданные образы  могут возникнуть в сочетании данного приема и техники “по сырому”. Для этого надо взять  лист бумаги, смачить его при помощи губки, а затем затонировать лист растения краской нужного оттенка и сразу же пропечатать на фоне.  Для выразительности отпечатка, лист стоит смазать краской тоном выше, чем фон. А  прикладывание чистого листика, дает мягкие и плавные очертания.

      Такой незамысловатый вид художественного творчества, как  нетрадиционное рисование отпечатками листьев, замечательно подойдет для маленьких художников, для которых кисточка является пока  сложным инструментом.

     Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемов. Если лист смазать краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания.

Техника и хитрости

    Прогулявшись по парку с детьми, соберите те пока ещё немногочисленные опавшие литья, которые попадутся по пути – чем разнообразнее будут заготовки, тем интереснее будет последующее творческое «меню» на вечер. Так же для рисования понадобится бумага – белая или цветная, но желательно не глянцевая. Краски лучше выбрать акварельные, или разбавить гуашь молоком (для сохранения цвета после высыхания, о чём мы говорили в статье про монотипии). Когда все участнки художественного процесса в сборе, можно приступать к первой демонстрации метода.

     Берём листик и красим одну его сторону не слишком жидкой краской, держа за черешок. Затем аккуратно опускаем на бумагу и прижимаем лист салфеткой. Полученный оттиск можно повторять, или использовать другие листья, а так же всё, что подскажет вам фантазия – колоски злаков, хвою, еловые шишки, цветы вместе со стеблями. В зависимости от того, какую сторону листьев вы будете окрашивать, меняется отпечаток: нижняя сторона даёт чёткий рисунок с прожилками, а верхняя делает более стильный «дизайнерский» оттиск всего листа с белыми просветами вместо прожилок. Наиболее занятного эффекта можно добиться, если комбинировать оба варианта, «печатая» разнотипный гербарий. Да и сами листья перед печатью гораздо интересней раскрасить не одной, а несколькими красками (или оттенками одного цвета).

    А вот ягоды можно рисовать по-разному: кто-то советует использовать вместо кисточки ватные палочки, а кому-то по вкусу взять настоящие ягодки (например, красной или чёрной рябины), разрезать их пополам и поставить оттиск – решать вам.

Листья вместо трафарета

    Младшеклассники часто на уроках труда или рисования обводят контуры листьев и затем раскрашивают их карандашами – нечто похожее можно организовать в рамках техники фитопечати. В этом случае сухие листья раскладываются на бумаге как трафареты, а окружающее их незаполненное пространство можно смело отдавать во власть красок – например, усеять «мольберт» мелкими и густыми разноцветными брызгами, как поступил автор рисунка выше. Умельцы утверждают, что в случае с трафаретом фитопечать может быть весьма полезна в хозяйстве: так можно украсить, например, дачную мебель или забор – сначала прикладывать красивые резные листья, а затем брызгать краской из баллончика. Интересным ходом станет трафарет в виде свёрнутой спиралью веточки ивы или другого растения. А ещё листья можно нарочно обрезать или даже обрывать, создавая самые неожиданные и причудливые эффекты. 

 

Сюжеты для фитопечати

     Как и в обычном рисовании, художник не ограничен никакими рамками – даже наоборот, листья и другие дары природы подскажут новые идеи и помогут реалистичнее их воплотить. Листья малины, смородины, рябины отлично справятся с изображением самих себя – останется только дорисовать соответствующие плоды. Цветы можно создавать земные и даже инопланетные, подбирая необычные сочетания красок и разной фактуры листья – а над ними вскоре запорхают самые разные бабочки.

     Большое поле для деятельности здесь у ходожника, которому вздумается рисовать подводный мир – рыбки и водоросли так просятся отпечаться от листьев и травинок, края дубовых листьев справятся с «голубыми волнами», и даже осьминога легко поселить на бумаге, раскрасив сочный лист мать-и-мачехи с жилками, расходящимися из центра во все стороны. Отлично получаются из листьев каштана «птичьи перья» - так что вполне реально в несколько десятков оттисков напечатать птицу.

     Кроме того, если надумаете напечатать вместе с детьми лесной пейзаж – будет отличный повод рассказать им про фракталы: рисунок прожилок на листьях повторяет структуру разветвления самих растений, поэтому простой вертикальный отпечаток листа так похож на дерево! Ну и, наконец, можно просто печатать стилизованный узор или композицию из листьев.

 

Занятия для техники флоротипия

Тема: “Печатаем листьями на бумаге”

Программное содержание:

Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя  пальчики.

Закрепить знания цвета (зеленого, желтого).

Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия.

Воспитывать бережное отношение  к природе.

Необходимые материалы и инструменты:

Гуашь, акварель, кисть, карандаш, бумага, цветная тушь или чернила; кусочек поролона; а также: листья разных деревьев, цветов;

Порядок работы:

Соберем различные опавшие  листья, намажем каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой  будем печатать, может быть, цветной. Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив к бумаге, получим еще  один отпечаток, и т.д. Если нижний кончик листа будем прикладывать к предыдущему  отпечатку, то выйдет цветочек, нужно  только дорисовать кисточкой стебелек. Симметричное прикладывание листа  с одной и другой стороны, дорисованное тельце - и бабочка готова. Всмотревшись в отпечаток листа, можно увидеть  в нем самом неожиданный образ  и воплотить его на бумаге, дорисовав  детали. А сочетание данного приема и техники “по сырому” дает простор фантазии при тонировании  листа. Например, при рисовании луга, фоном будет трава. Берем лист, смачиваем его при помощи губки, затем вливаем краску нужных оттенков и тут же отпечатываем листья.

 

Тема: “Желтый одуванчик”

Программное содержание:

Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя  пальчики.

Закрепить знания цвета (зеленого, желтого).

Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия.

Воспитывать бережное отношение  к природе.

Материал: Альбомные листы, желтая и зеленая гуашь, модель одуванчика и пчелок по количеству детей, салфетки.

Предварительная работа: Рассматривание травы и цветов на прогулке,

Ход занятия

1. В: Ребята, наступило  прекрасное время года Весна.  Вся природа просыпается от  долгого сна. Какие цветы распускаются  первыми?

Д: Одуванчики.

В: Я расскажу вам красивый стих.

Уронило солнце

 Лучик золотой.

 Вырос одуванчик -

 Первый молодой!

 У него чудесный 

 Золотистый цвет,

 Он большого солнца,

 Маленький портрет!

Посмотрите, какой красивый одуванчик. Чем же этот цветок похож  на солнце?

Д: Такой же круглый и  желтый.

В: Что есть у одуванчика? (стебель, листья, цветок)

Слышите, кто-то жужжит.

Кто это?

МОДНИЦА КРЫЛАТАЯ, ПЛАТЬЕ ПОЛОСАТОЕ!

 РОСТОМ ХОТЬ КРОХА,  УКУСИТ, БУДЕТ ПЛОХО!

Д: Пчелка.

В: Здравствуй, пчелка! Как  тебя зовут? - МАЙЯ.

Пчелка узнала, что у  нас в группе появился одуванчик. Она рано проснулась, а цветы еще  нигде не расцвели. Пчелке так хочется  нектара попробовать. Вот она  к нам и прилетела, но прилетела  она к нам не одна, со своими друзьями – пчелками.

В: (вносит пчелок) Ребята, пчелок много, цветок один. Насекомым так  цветочного нектара. Где нам его  взять?

Д: Нарисовать.

2. В: Чем мы будем  рисовать? - у нас нет кистей.

Д: (затрудняются ответить)

В: Не беда, у нас всегда готовы 10 кисточек, которые постоянно  с нами. Что же это за кисточки? Догадались? Конечно это наши пальчики! На каждый пальчик- кисточку своя краска.

А теперь я вас научу  рисовать пальчиками-кисточками. Наберем  на пальчик желтую краску, поставим на листе яркую точку., а потом  вокруг нее много точек по кругу.

В: (сопровождает объяснение примерным показом)

Вот и получился цветочек желтый, пушистый. А что мы еще  забыли нарисовать?

Д: Стебелек и листочек.

В: Их можно нарисовать прямыми  линиями. Кто хочет показать? (ребенок  рисует на образце)

Посмотрите, в нашей группе вырос еще один одуванчик. А теперь вы сами нарисуйте одуванчики для  каждой пчелки.

ДЕТИ РИСУЮТ.

3. В: Какие замечательные  получились цветы. Теперь сложим  одуванчики вместе - получился золотой  лужок. Наши пчелки сядут на  него, и будут пить сладкий  нектар!

Все ребята постарались, пчелки очень довольны. МОЛОДЦЫ!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Отпечатки природы…»

 

 

 

 

 

 

УО «Мозырский государственный  педагогический университет имени  И. П. Шамякина»

 

 

Реферат на тему:

Техника флоротипии

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Выполнила студентка 2 курса

                                                                                   1 группы

                                                                                  Факультета ДиНО

Информация о работе Техника флоротипии