Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 19:37, реферат
Александра Александровна Экстер (Alexanra Exter, урожденная Григорович, 1882—1949), «амазонка русского авангарда» начала XX в. В работах использовала принципы кубизма, конструктивизма и модерна. Обучалась в Киевском художественном училище, парижской академии Гран-Шомьер (1907). Участница общества "Бубновый валет" (с 1911 г.), общества художников "Союз молодежи" (с 1913 г.), Профессионального союза художников-живописцев (1917). Работала как оформитель (Камерный театр — "Фамира Кифаред", "Саломея"; МХТ и др.).
Творчество А. Экстер
Реферат
по «Истории дизайна»
Александра Александровна Экстер (Alexanra Exter, урожденная Григорович, 1882—1949), «амазонка русского авангарда» начала XX в. В работах использовала принципы кубизма, конструктивизма и модерна. Обучалась в Киевском художественном училище, парижской академии Гран-Шомьер (1907). Участница общества "Бубновый валет" (с 1911 г.), общества художников "Союз молодежи" (с 1913 г.), Профессионального союза художников-живописцев (1917). Работала как оформитель (Камерный театр — "Фамира Кифаред", "Саломея"; МХТ и др.). Покинула Россию в 1924 году уже состоявшейся художницей, работала с 1924 г. в Париже (по приглашению Ф. Леже, преподавала в Академии современного искусства, до 1930 г.), признанным театральным декоратором с репутацией пионера русского передового искусства. Это ее Бенедикт Лившиц назвал «амазонкой и скифской наездницей». Увлечение кубизмом у Экстер началось задолго до эмиграции, в Париже, где ей удалось встретиться с одним из идеологов этого направления — Пабло Пикассо и художниками его «банды с Монмартра». С Давидом Бурлюком ее связывала не только личная дружба, но и совместный художественный проект — выставка «Звено» в Киеве в 1908 году. Вместе с Иваном Пуни она выставлялась в экспозициях «Бубнового валета», «Трамвай B», «0,10» — словом, почти во всех исторически значимых культурных проектах русского авангарда.
Довольно успешной была работа Александры Экстер в разработке дизайна модной одежды. Так что, возможно, в феномене «парижской моды» есть вклад и нашей бывшей соотечественницы.
Живописных работ Александры Экстер на мировых аукционах — единицы, поэтому вывести ценовые ориентиры не представляется возможным. Понятно лишь, что она является одной из самых дорогостоящих художниц не только в среде «русского зарубежья».
Цена качественной живописной работы 1910-х годов может запросто превысить 1 миллион долларов, и такие примеры не единичны. Даже цены на графику Экстер на мировых аукционах обычно входят в диапазон 60—100 тыс. долл. К примеру, 25 ноября 2003 года «Натюрморт с фруктами, овощами, яйцами и бутылью молока» (1908—1909; холст, масло; 82 х 54) был продан за 48 тысяч фунтов (81,3 тысячи долларов).
Инвестиционный потенциал работ Александры Экстер на сегодняшний день сдерживает только ограниченное предложение — и живопись, и графика особенно ценных периодов (1910-е, 1928—1929) остаются большой редкостью как на аукционном, так и на галерейном рынке. Естественная проблема, учитывая высокое художественное значение творчества Экстер: ее имя прочно вписано в историю русского авангарда и его кубофутуристического течения.
Работы Экстер демонстрировались и за рубежом: в парижском Салоне Независимых и на Интернациональной свободной футуристической выставке(1914). Ранние пейзажи и натюрморты Экстер обнаруживают сильное влияние французской живописи ("Античный пейзаж", "Город ночью", "Натюрморт с яйцами", все 1910-х). Увлекшись футуризмом и кубизмом, она начала создавать самостоятельные композиции, нередко используя метод коллажа. Декоративизм живописных произведений художницы особенно ощутим в беспредметных композициях.
В 1920-х
гг. художница, как и многие деятели
конструктивистского движения, обратилась
к практической работе: принимала
участие в оформлении I Всероссийской
сельскохозяйственной выставки (1923), придумывала
рисунки для тканей, сотрудничала
с Московским ателье мод, где разрабатывала
проекты женской одежды, участвовала
в создании формы для Красной
Армии. По эскизам Экстер были выполнены
причудливые костюмы для
В 1924 г. художнице было поручено оформление советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции, где демонстрировались и ее работы. После Венеции Экстер уехала в Париж для работы над экспозицией советского отдела Всемирной выставки декоративных искусств. Представленные на ней театральные работы получили золотую медаль.
Ее
работы демонстрировались на
многочисленных выставках. В
Город ночью. 1919
г.
Дон-Жуан и смерть. Лист из альбома «Театр Декорации». 1930.
Натюрморт с
вазой и цветами. 1908
Берега Сены.
1912
Мужской костюм.
1920
Морская маска.
Конструкция цветовых
плоскостей. 1921
Женский костюм
для испанского танца. 1920
Женский костюм. 1918