Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:30, биография
Песни Булата Окуджавы появились в конце 50-х годов XX ввека. Если говорить о корнях его творчества, то они, несомненно, лежат в традициях городского романса, в песнях Александра Вертинского, в культуре русской интеллигенции. Но песенная лирика Булата Окуджавы — явление совершенно самобытное, созвучное душевному состоянию его современников.
Творчество Булата Окуджавы
...Не расставайтесь
с надеждой, маэстро...
Песни Булата Окуджавы появились в конце
50-х годов XX ввека. Если говорить о корнях
его творчества, то они, несомненно, лежат
в традициях городского романса, в песнях
Александра Вертинского, в культуре русской
интеллигенции. Но песенная лирика Булата
Окуджавы — явление совершенно самобытное,
созвучное душевному состоянию его современников.
Поэзия Окуджавы неразрывно связана с
музыкой. Его стихи, кажется, так и родились
с мелодией: она живет внутри стихотворения,
принадлежит ему изначально. Официальная
критика не признала Окуджаву, он не вписывался
в рамки помпезной советской культуры.
Но, наверное, тот факт, что песни Окуджавы,
его стихи знали практически в каждой
семье, говорит об истинной цене его творчества.
В чем же причина такой феноменальной
популярности? Немаловажно понимать разницу
между стихами Булата Окуджавы (а также
и Владимира Высоцкого) и произведениями
множества других авторов-исполнителей.
Окуджава создает в своих стихотворениях
собственный самобытный художественный
мир, утверждает определенную нравственную
позицию, а не только искусно передает
житейские ситуации, интересные и забавные
людские черты.
На протяжении всей своей творческой деятельности
Окуджава не раз обращается к теме войны.
Еще мальчишкой он ушел на фронт, и, может
быть, именно поэтому в песнях о войне
он часто говорит о своих ровесниках, так
рано познавших ужасы войны, боль, страх.
Это стихи человека, который сам прочувствовал,
пережил состояние людей военного времени.
В его стихах защитники страны йе монументальные,
каменные изваяния, не серая масса безликих
солдат, а знакомые лица вчерашних мальчишек,
измученные изнурительным боем бойцы.
Все эти стихи Окуджавы не столько о войне,
сколько против нее, в них боль и самого
поэта, потерявшего многих друзей, близких.
Удивительно то, что некоторые песни Окуджавы,
посвященные войне, воспринимаются теперь
как песни военного времени, которые пели
солдаты в землянках, в окопах во время
затишья между боями. Например, «Песня
о московских ополченцах». Стихи этой
песни очень простые, но вместе с тем мужественные
и проникновенные. Московские ополченцы
уходят на фронт, не задумываясь о подвиге,
который они совершают. Они прощаются
с Москвой, со своим городом, понимая, что
видят, быть может, его в последний раз.
...Прощай, Москва, душа твоя всегда-всегда
пребудет с нами...
Очень большую часть своего творчества
Булат all soch © 2005 Окуджава посвятил своему
любимому городу Москве. Интересно, что
цикл стихов о Москве складывался как
бы в противовес такому значительному
поэтическому и музыкальному явлению
времен «развитого социализма», как парадно-бравурное
воспевание Москвы советской. Это были
в основном помпезные, тяжеловесные песни,
стихи сталинской эпохи. Стихи же Окуджавы
о своем городе глубоко личные, негромкие,
домашние. Они органично переплетаются
с музыкой и великолепно передают дух
уютных московских улочек и переулков.
Окуджава чувствует себя неразрывно связанным
с Москвой. Это город его детства, юности,
и самые теплые, нежные слова он посвящает
ему. Поэт ощущает себя частью Москвы,
этот город — дом его души.
...Ах, этот город, он такой, похожий на меня:
то грустен он, то весел он, но он всегда
высок...
Вся Москва, даже, можно сказать, вся страна
отразились в стихах поэта о московском
Арбате.
Арбат для Окуджавы — это целый мир, мир
одухотворенный. Эта улица создает свой
неповторимый эстетический климат. Кривые
переулки, незаметно переходящие один
в другой, смещение стилей построек, особый
воздух Арбата. Арбатские переулки окутаны
тайной. Может быть, не случайно М. А. Булгаков
поселил именно здесь Мастера и Маргариту?
И, как мне кажется, арбатские переулки
— одно из самых уютных мест в Москве,
они как бы созданы для поэтов и влюбленных.
...Ах, Арбат, мой Арбат,
ты — мое отечество,
никогда до конца не пройти тебя!
В последних стихах, посвященных Арбату,
поэт делится своей грустью по поводу
потери его облика. Поэтому больно видеть,
как теряет душу Арбат, как разрушается
старое и живое (стихи «Плач по Арбату»,
«Надпись на камне»). Может быть, мы ошибаемся,
безжалостно уничтожая старые дома? Ведь
даже новый, точно такой же дом — уже не
то. Очень сложно объяснить, чего не хватает
в нем, но уже нет былого уюта, уже не радует
он глаз, кажется, не человек его строил.
Наверное, мы разучились вкладывать душу
в творения наших рук.
Как грустно, что люди постепенно забывают
такие чувства, как любовь, дружба. Булат
Окуджава в своем творчестве неоднократно
обретается к этим темам. Мы долго не писали,
не пели о любви, не пели о женщине. Окуджава
один из первых после долгих лет пуританского
ханжества вновь воспел любовь, воспел
женщину как святыню, пал перед ней на
колени:
...вы пропойте, вы пропойте славу женщине
моей!
Окуджава открывал людям глаза на самих
себя, его песни, стихи наводили на размышления
о вечных ценностях, о сути бытия. Несомненно,
большая заслуга Булата Окуджавы в том,
что «Он был одним из тех людей, которые
своим творчеством старались пробудить
в человеке чувство собственного достоинства,
самоценности. Это было весьма актуально
в обществе, фактически превращенном в
казарму. Творчество Окуджавы оказало
большое влияние прежде всего на души
молодых. Многие из них уже в годы застоя
не могли примириться с существующим положением
вещей. Наверное, именно песни Окуджавы
и его последователей не дали окончательно
оболванить людей.
Мир песен Булата Окуджавы необычайно
разнообразен, он цветной и полусказочный.
Поэт не утратил детский взгляд на окружающий
мир, и в то же время это человек, умудренный
опытом, прошедший войну. В его творчестве
удивительно сочетается и переплетается
и то, и другое. От этого, наверное, рождаются
такие необычные, яркие образы. В стихах
Окуджавы умирает Новогодняя елка, Любовь
дирижирует оркестром, Муравей создает
себе богиню. Кажется, что это происходит
не на Земле, а в какой-то полусказочной
стране, похожей на нашу, но более доброй,
милосердной. Но Окуджаву ни в коем случае
нельзя назвать сентиментальным романтиком,
мечтающим о заоблачных далях. В стихах
Окуджавы заключен глубокий подтекст,
им сопутствует иносказательность, метафоричность.
И, внимательно вслушиваясь в его произведения,
можно услышать и грусть, и тревогу, и боль.
Особенно интересна в этом плане песня
«Бумажный солдатик», напоминающая знакомую
нам с детства сказку Андерсена о стойком
оловянном солдатике. Окуджава удивительно
просто выразил в этих стихах тоску по
романтическому подвигу в мире ненавистных
ему свиней-копилок, мечту многих из нас
сделать мир счастливым.
Поэт в своих стихах нередко обращается
и к нашей истории. В ней его прежде всего
привлекают люди, а не исторические факты.
Большая часть его стихов посвящена первой
половине девятнадцатого века. Можно предполагать,
что Окуджава чувствует связь между своим
временем (оттепель 50—60-х годов) и радикальным
временем правления Александра I. Его привлекают
люди девятнадцатого столетия, их высокие
нравственные поиски, болезненные искания
общественной мысли. Кажется, что Окуджава
пишет о себе, о своих друзьях, ставя их
на место исторических героев.
Песни Булата Окуджавы звучат для нас
уже много лет. Может быть, потому, что
они не сиюминутные, слушает и поет их
уже не одно поколение, пытаясь найти в
них ответы на вечные вопросы нашей жизни?
Поэзия Окуджавы несет в себе огромный
заряд доброты, она напоминает нам о милосердии,
любви к ближнему, к Родине, к нашей истории,
помогает нам верить в лучшее и светлое
начало. В его стихах для нас будет всегда
звучать «надежды маленький оркестрик...»