Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:43, курсовая работа
История русского изобразительного искусства второй половины XIX столетия ознаменована высоким развитием демократического реализма. Уже в жанровых произведениях В.Г. Перова 60-х годов ярко проявились новые тенденции, а со временем организации Товарищества художников-передвижников (1871) новое направление в искусстве получило широкое развитие. Передвижники ставили себе цели и задачи в искусстве, прямо противоположные господствовавшим в то время академическим эстетическим понятиям, законодателем которых была императорская Академия художеств.
Введение_________________________________________________________3
Глава I . Тема народа в творчестве И.Е.Репина__________________________5
Глава II. Историческая тема________________________________________15
Глава III. Портретное творчество____________________________________19
Заключение______________________________________________________24
Список использованной литературы_________________________________27
Таков портрет адвоката В.Д.Спасовича (1891), очень эффектный своей пластичностью, живым, данным в совершенном рельефе жестом руки, направленным в сторону зрителя. Портрет дает ясное представление о профессии изображаемого. Сразу чувствуется человек, привыкший быть на людях, - говорить с ним, убеждать их стало его второй натурой. Он изображен произносящим речь. Стасов обращается прямо к зрителю, смотрит на него в упор. Портрет необычайно динамичен, фигура вылеплена смелым выразительным мазком, чувствуется ее массивность, тяжеловесность, обрюзглость. Фон серый, это будничный тон стен казенного здания. Серый налет на желтом лице с характерной нездоровой одутловатостью. Изображение, доведенное до иллюзорности, производит необычайный эффект, но это заглушает его внутреннее содержание, которым были полны работы предыдущего периода. И как результат увлечения иллюзорной пластичностью – утеряно проникновение во внутренний мир человека, что в свою очередь привело к скучному объективизму. Вот почему зритель стается равнодушным к таким портретам, хотя и изумляется мастерством исполнения19.
Портретные работы Репина весьма многогранны и очень разнообразны по творческим приемам. Он умел увидеть каждого человека во всей его особой сложности и найти средства художественного выражения его индивидуальности и социальных черт. Поэтому композиционные построения портретов, их колорит, технические приемы – все обусловлено характером модели. Репин говорит: «Важно, как взять». И люди в его портретах живут и дышат. Никогда Репин не подходил к созданию портрета со своим излюбленным, выработанным заранее приемом изображения. А такой недостаток можно наблюдать у некоторых художников, и даже не лишенных таланта. В последние десятилетия жизни Репина можно вновь столкнуться с его портретным творчеством.
Заключение.
Репин принадлежит к величайшим русским художникам XIX - XX веков. Соединил крепкую традицию реализма 19 века с новациями рубежа веков, завоевав славу своими полотнами, будоражившими общественное сознание. Его значение – в широком охвате жизненных явлений, в отражении в своем творчестве основного исторического процесса второй половины XIX века – борьбы народных масс революционно-демократического с буржуазно-крепостническим строем и возглавившим его самодержавием, никто шире его не охватывал русскую действительность. На его полотнах люди всех классов, от мужика до сановника, всех возрастов и психологических состояний. Все что было запечатлено его кистью, характерно, типично, порождено сложными условиями тогдашней русской действительности. Кисть Репина с беспрецедентной энергией воплощает Человека в истории, реально показывая, как эта история делается, слагаясь из человеческих чувств и мыслей. Осовременивая мотивы отечественной истории, мастер превращает картины в мощные сгустки чувств и эмоций. Величие Репина как художника явилось следствием того, что при огромном врожденном таланте творчество его было одновременно глубоко сознательным и в высшей степени эмоциональным, поэтому отражение им социальной действительности было правдивым и ярким.
Он прожил
долгую жизнь, создал
Виртуоз разных техник, Репин проявил себя и как высокоодаренный педагог. Студенты, к слову, души не чаяли в Репине и на всю жизнь сохранили самые теплые воспоминания о своем профессоре. Репин в свою очередь писал: «В целом я удовлетворен новой работой. Она доставляет мне много радости, превратившись в любимое дело. Мне даже начинает казаться, что у меня есть педагогический дар. Общаясь со своими студентами, я чувствую себя счастливым.»21 Его учениками были Кустодиев, Малявин, Кардовский, Грабарь, Бродский и другие. Особенно же велика его роль в формировании таланта Серова. Репин был также талантливым писателем, о чем свидетельствуют его статьи и книга воспоминаний «Далекое близкое».
…………………………………
Образованнейший
человек, понимая и высоко ценя русскую
культуру, он создал огромную галерею
портретов её деятелей во всех сферах:
в литературе, музыке, изобразительном
искусстве, в науке, медицине, театре. Одна
только эта галерея портретов высочайшего
качества делает его имя незабываемым.
Человек огромного темперамента, светлой
и смелой мысли, он горячо откликался в
своем творчестве на самые животрепещущие
вопросы действительности. Обладая выдающимся
живописным талантом, исключительным
умением наблюдать и обобщать, он создал
величайшие по экспрессии, глубине и силе
мысли художественные образы. Имя Репина
входит в блестящую плеяду имен великих
людей, составляющих гордость и славу
русской культуры.»
Галерея созданных Репиным образов необычайно разнообразна и широка. Его вещи рассеяны по многим частным коллекциям. Наиболее значительные произведения находятся в Третьяковской галерее и Русском музее. Популярность Репина в народе с годами не ослабевает. Его искусство было одухотворено идеей служения интересам народа, поэтому оно дорого, близко и понятно людям. О Льве Толстом кто-то сказал однажды: "Толстой - это целый мир". С тем же правом мы можем сказать и о Репине - картины Репина это целые миры, пережившие их создателя и живущие своей самостоятельной жизнью, в сердцах и умах миллионов.
Список используемой литературы:
1 Н.Д.Моргунова-Рудницкая, Илья Репин. Жизнь и творчество. М., «Искусство»,1965, стр. 5-6.
2 Н.Д.Моргунова-Рудницкая, Илья Репин. Жизнь и творчество. М., «Искусство»,1965, стр. 7.
3 В.В.Стасов, Избранное, том 1, МЛ,1950, стр. 467
4 Более подробно в книге Т.В.Юрова, «Бурлаки на Волге». Картина И.Е.Репина. М., «Искусство»,1960.
5 Т.В.Юрова, «Бурлаки на Волге». Картина И.Е.Репина. М., «Искусство»,1960, стр. 7.
6 Н.Д.Моргунова-Рудницкая, Илья Репин. Жизнь и творчество. М., «Искусство»,1965.
7 Из письма И.Е.Репина к В. В. Стасову.
8 О.А.Лясковская, И.Е.Репин: Жизнь и творчество. – 3-е издание, исп. и доп., М., «Искусство»,1982.
9 О.А.Лясковская, И.Е.Репин: Жизнь и творчество. – 3-е издание, исп. и доп., М., «Искусство»,1982.
10 Н.Д.Моргунова-Рудницкая, Илья Репин. Жизнь и творчество. М., «Искусство»,1965.
11 О.А.Лясковская, И.Е.Репин: Жизнь и творчество. – 3-е издание, исп. и доп., М., «Искусство»,1982.
12 И.Е.Репин, Далекое близкое, М., Изд-во Академии Художеств СССР, 1964.
13 Н.Д.Моргунова-Рудницкая, Илья Репин. Жизнь и творчество. М., «Искусство»,1965,стр.107.
14 Н.Д.Моргунова-Рудницкая, Илья Репин. Жизнь и творчество. М., «Искусство»,1965,стр.108.
15 О.А.Лясковская, И.Е.Репин: Жизнь и творчество. – 3-е издание, исп. и доп., М., «Искусство»,1982,стр. 153.
16 Н.Д.Моргунова-Рудницкая, Илья Репин. Жизнь и творчество. М., «Искусство»,1965,стр. 85.
17 В.В.Стасов, Избранные сочинения, том 2,стр. 120
18 Н.Д.Моргунова-Рудницкая, Илья Репин. Жизнь и творчество. М., «Искусство»,1965,стр.77.
19 Н.Д.Моргунова-Рудницкая, Илья Репин. Жизнь и творчество. М., «Искусство»,1965,стр.177-178.
20 Н.Д.Моргунова-Рудницкая, Илья Репин. Жизнь и творчество. М., «Искусство»,1965,стр. 287
21 И.Е.Репин, Далекое близкое, М., Изд-во Академии Художеств СССР, 1964.