Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:33, доклад
Собрание живописной коллекции XX в. в Национальном художественном музее Украины позволяет в значительной мере проследить развитие украинского искусства в эту, в общем, драматическую эпоху, отмеченную крупными историк-общественными изломами и, прежде всего, борьбой за независимость Украины. Коллекция формировалась при разных обстоятельствах, поэтому на каждом историческом отрезке времени она несла отпечаток условий, обеспечивали процесс сбора экспонатов или невозможным их пополнения (варварские разрушения, военные разрухи, идеологические преграды, притеснения цензуры, финансовые трудности и т.д.).
Украинская
живопись XX - начала XXI
веков
Собрание живописной коллекции XX в. в Национальном
художественном музее Украины позволяет
в значительной мере проследить развитие
украинского искусства в эту, в общем,
драматическую эпоху, отмеченную крупными
историк-общественными изломами и, прежде
всего, борьбой за независимость Украины.
Коллекция формировалась при разных обстоятельствах,
поэтому на каждом историческом отрезке
времени она несла отпечаток условий,
обеспечивали процесс сбора экспонатов
или невозможным их пополнения (варварские
разрушения, военные разрухи, идеологические
преграды, притеснения цензуры, финансовые
трудности и т.д.).
Значение коллекции заключается в том,
что музейный фонд живописи XX в. позволяет
рассматривать эволюцию украинского искусства
с позиций его целости и единства, подчеркивает
новейшие аналитические подходы к истории
украинского искусства как одного общекультурного
явления, без искусственных делений на
искусство Востока, Юга, Западной Украины,
диаспоры. Украинские художники, несмотря
досадные обстоятельства вынужденной
эмиграции после переворота 1917 p., не мыслили
своей жизни и творчества вне Украины,
не переставали творить для украинского
искусства. Окрепли в XX в .., улучшились,
несмотря на историческую изоляцию, связи
живописцев Украины с общеевропейскими
живописными движениями.
В декабре 1917г. во времена начала революций
за независимость была образована Украинская
Академия искусств во главе с выдающимися
художниками того времени (братья В. и
Ф. Кричевский, А. Мурашко, Г. Нарбут, М.
Бурачек, М. Бойчук, А. Маневич и др.)., Активно
повлияли на дальнейшее развитие национальной
художественной школы и принципиально
выделили всю художественную эпоху от
предыдущего XIX в., когда мысли об организации
Украинской художественного образования
были нереальными.
Уже в 20-е pp. XX в. наблюдаются два потока
живописных ориентаций. В одном случае
декларируется потребность дальнейшего
развития живописи по традиционной схеме
реалистического творчества
в пределах, которые провозглашали передвижники
(в первую очередь живопись - как зеркало
реальной действительности), а также
по принятым канонам академизма. Но в то
же время осуществляется критический
пересмотр
взглядов на традиции, происходит осознание
новейшей художественной мысли, расширяются
горизонты видение живописи, вызванное
ориентаций на европейское искусство
конца XIX - начала XXв. Важную роль в процессах
художественной эволюции украинской живописи
сыграло рост в
нем национальной идентичности, вызванное
национально-освободительной борьбой
народа.
Увиразнилася, кроме глубины художественного
потока, необходимость развития национальной
художественной школы,
сплочения творческих сил живописцев
в контексте с европейскими школами. В
20-е pp. Наблюдается активное развитие украинской
модерной линии в живописи, в том числе
украинского авангарда,
очерчивали качественно новые типы творчества,
были готовы к декларациям, вызывая противостояние
защитников традиционных форм и понятий
о жанрах. Сторонники современных течений
использовали и расширяли европейские
стандарты мышления, отстаивали новаторские
способы и формы
творчества. Как правило, они принадлежали
к младшей генерации художников и создавали
в живописи такие
средства художественного выражения,
отвечавшие их предпочтениям. В противоположность
им традиционный опыт
развития живописи отражал устоявшиеся
реалистичные образные концепты и формальные
схемы (М. Самокиш A860-1944), И.ижакевич A864-1962),
М. Козик A879-1947), Г. Светлицкий A872-1948), ГДядченко
A869-1921) и др.).. Сосуществования двух полярных
художественных течений происходило на
фоне горячих споров, сопровождалось появлением
художественных имен и неординарных произведений.
Настоящим новатором
в живописи, который открыл путь
к насыщенному цвету, пленэра, стал
Александр Мурашко
(1875-1919). Вырвавшись на широкие просторы
искусства европейского масштаба, он сделал
весомый вклад в украинскую живопись XX
в. Наполненные богатой палитрой красок,
пластичным колоризма-
мом его жанровые полотна, многочисленные
портреты, в т.ч. «Автопортрет» A917-1918) показали
движение
живописной палитры, новейшее направление
колоризма, внимание к свету и пленеризму
выдающегося мастера.
Творческое наследие А.
Мурашко сыграла большую роль в живом
художественном процессе Украины.
Эпоха национального возрождения породила
такие масштабные фигуры, как братья
Василий (1873-1952) и Федор(1879-1947)
Кричевские, что своей самобытной многомерной
творчеством определили высокий
уровень украинского изобразительного
искусства во всех его синтетических проявлениях
и сфокусировали идеи национальной художественной
идентичности. Федор
Кричевский был одним из тех, кто заложил
основы украинской живописной школы в
Киеве, своим творчеством знаменовал новый
этап развития
украинского искусства. Картины Ф.
Кричевского (триптих «Жизнь» - 1925-1927,
портреты Г.Павлуць-
кого - 1923, портрет Н. Кричевской - 1926, «Хлопчикз
птичкой» - 1923-1924, «Автопортрету
белом тулупе »- 1926-1932) манифестировали
новый тип живописи, в котором синтезировались
монументальные пласты декоративной формы,
находили отблеск значительные национально-гуманистические
стоимости. По универсальным характером
созданного в эту новоренесансну украинских
сутки гармонически вписывается яркая
фигура Ивана Труша A869-1941), пленэрная
живопись которого, подчеркивая ветвь
украинского импрессионизма, манифестировать
новые художественные пути,
национально-гражданского звучания идеи
в украинском живописи на протяжении первой
половины XX века.
Национально-сознательными художниками,
которые заманифестувалы свои предпочтения
в искусстве, выступили Николай
Бурачек A897-1935), Петр
Холодный-старший A876-1930). Отчетливо обозначилась
экспрессивная палитра Абрама
Малевича A881 - 1942), С.
Б. Рыбака A897-1935). Выдающимся представителем
модерной генерации художников зарекомендовал
себя Олекса Новаковский A872-1935), автор
высокохудожественных символистична
полотен с ярко выраженной экспрессивной
манерой письма. Заслуга О.Но-
ВАКовскому, кроме всего прочего, в утверждении
художественно-педагогической деятельности.
Среди его
учеников были выдающиеся впоследствии
художники - С. Гординский, Е. Козак, Я. Лукавецкий,
М. Мороз, Р.Сельсь-
кий, Г. Смольский, С. Зарицкая, И.Нижник-Винников,
Л. Гец, МЛевицький и многие другие.
Уверенно и смело вошла в насыщенный историческими
событиями времени художественный поток
Елена Кульчицкая
A877-1967), которая переплавила в своем творчестве
уроки модерна, символизма и поэтику народного
искусства, обогатив живописное письмо
их достижениями. О. Кульчицкая талантливо
реализовала
эстетически-духовные ценности своего
времени.
Михаил Жук A883-1964) знаменовал своим творчеством
выдающиеся грани развития искусства,
развивая се-
цесийни предпочтения. Заслуживают внимания
художники, которые сделали большой шаг
в развитии пленэрной
живописи, подняли колористические достоинства
полотен до уровня высокой образности
и глубины
психологического вчувствования в мир
человека, природы, окружающей среды (П.
Волокидина, 1877-1936,
П. Нилус, 1869-1943, МБурачек, 1871 -1942, С. Колесников,
1879-1955, ТДворников, 18б2-1922).
Живописно-колористическая линия, исполненная
традиционности пластической формы, выдерживает
серьезный экзамен в
таких первостепенных мастеров, как Л.
Крамаренко A888-1942), В. Хмелюк A903-1983), М. Сосенко
A875-1920), И. Курилас A870-1951). К этому ряду приближаются
Винниченко A880-1951),
А. Монастырский A878-1969), П. Омельченко A894-1952),
С. Зарицкая A897-1972),
Ю. Михайлов A885-1935).
Карта украинского авангарда, утвердился
в раннюю эпоху модернизма, привлекательна
и своим гравитационным
силой стала, без преувеличения, универсальным
для мировой культуры XX в. Творческая платформа
авангардистов Киева, Одессы, Херсона,
Харькова, Львова сближала их с европейскими
ровесниками логикой аргументации, обеспечила
развитие цельной звена в тогдашней культуре
-
литературе, изобразительном искусстве,
театре. В полном смысле этого слова украинского
авангард стал классическим, определившее
основные векторы его движения: абстракционализм,
кубофутуризм, экспрессионизм, супрематизм,
сюрреализм. Элитарность, аристократизм
украинского авангарда оказались в том,
что он, насыщенный многими наслоениями
культур, -
скифо-половецкая, византийская, фольклорно-народная,
- создал собственный продукт, который
отвечал художественным настроениям эпохи.
Информация о работе Украинская живопись XX - начала XXI веков