Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 19:04, реферат
Феномен зрелища представляет, без сомнения, универсальную константу человеческою существования, имеющую кросскультурный характер. Священный ритуал, шествие, танец, театр, карнавал, публичная казнь, спортивное состязание, эротическое шоу, наконец, массовое спортивное представление или спортивный театр образуют сложное явление культуры со своей структурой и динамикой.
Какие идеи этого опыта могут быть полезны при осмыслении природы и функций зрелища?
Прежде всего, - отделение и противопоставление исключительно человеческого феномена Желания биологическим Потребностям. Желание возникает как желание того, чего хотят и чем обладают другие. И желание возникает, как стремление быть желанным, быть признанным другими. В основе желания лежит стремление к признанию. Более того, сам смысл желанию приписывается другими, подсказывается ими. Отсюда следует, что нет и не может быть неких разумных константных желаний, удовлетворение которых сделало бы человека счастливым.
Желание в принципе ненасытно и именно здесь укоренено не только развитие желаний, но и процесс воспитания, да и возможность воздействия рекламы на человека. Ребенок хочет того, что есть у другого, женщина, стремясь стать желанной для возлюбленною, пробуждает его ревность демонстрацией своей желанности другими, само неравенство невыносимо, прежде всего, невозможностью удовлетворить желания, возникающие помимо воли.
Само
признание как чисто
Своеобразие
эротического отношения состоит
в том, что желание вызывается
всегда лишь фрагментом существования
другого человеческого
Культурно-исторический,
коммуникативный подходы к
Ирония судьбы развития технической цивилизации, таких средств массовой коммуникации, как телевидение, разрушая дистанцию между зрителем и демонстрируемым зрелищем, тем самым разрушает и само зрелище, разбивая его на отдельные фрагменты, приближая или задерживая отдельные из них. Тем самым возрастают возможности эротического восприятия человеческого "фрагментированного тела". Образом подобного виртуальною эротизма может служить тело бодибилдера, предъявляемое на экране частями мышечных групп. Возникает эффект виртуального тела и виртуального эротизма, того желания, которое не может быть удовлетворено в принципе.
Любое зрелище, замыкающееся на человеческое тело, будь то эротическое шоу, спортивное состязание, или, быть может, спортивный театр апеллирует к таким уровням бессознательного, воздействие которого на поведение человека оказывается наиболее мощным в силу своей незаметности. Умение предвидеть это, не говоря о возможности сознательно использовать, должно исходить не из деклараций, питаемых текущим моментом, а из последовательно продуманной сущности человека. Обладая потрясающей выразительной силой, человеческое тело, его движения, становясь зрелищем, предъявляют нам ту тайну существования человека, от понимания которой мы все еще далеки.
Примечания
[1] См. Гадамер Г. Г. О праздничности театра. // Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного.
М., 1991. С.156-165.
Назад
[2]
См.: Бахтин М. М. Творчество
Франсуа Рабле и народная
Ренессанса. М., 1965.
Назад
[3] См.: Хейзинга Й. Homo Ludens. М., 1992. C. 186/
[4] См.: Гадамер Г. Г. Истина и метод. М., 1988. Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992.
Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. М., 1997.
Лакан Ж. Семинары, Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/54) М., 1998.
Делез Ж. Логика смысла. М.. 1995.
[5] См.: Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм. // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С.207-229.