Витражи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:56, реферат

Описание

Витраж (от лат. vitrum и фр. vitre – стекло) – уникальный по силе своего художественного воздействия на зрителя и многообразию эффектов вид художественного и декоративного творчества.

Работа состоит из  1 файл

Реферат Витраж.doc

— 612.00 Кб (Скачать документ)


ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КИНЕМАТОГРАФИИ имени С. А. ГЕРАСИМОВА

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине

«кафедра истории и теории культуры»

 

 

 

Тема: «Витражи»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Уварова Анна Алексеевна

Студентка 2 курса заочного отделения

Факультета продюсерства и экономики

Специальность «Продюсерство кино и телевидения»

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2011


Витражи

 

Витраж (от лат. vitrum и фр. vitre – стекло) – уникальный по силе своего художественного воздействия на зрителя и многообразию эффектов вид художественного и декоративного творчества. История возникновения витража теряется в седой древности. Археологические изыскания свидетельствуют, что попытки изготовления витражного стекла предпринимались в древнем Вавилоне, Египте, Греции и Риме. На территории древнего Карфагена найдены стеклянные обломки, указывающие на то, что свои первые шаги искусство витража осуществляло там более пяти тысяч лет назад. Эллинистическому миру рубежа старой и новой эры история возникновения витража была обязана техникой цветного катанного стекла наподобие миллефиоре флорентийского Возрождения. Примерно в I в. до Р.Х. в Сирии возникла стеклодувная техника, которая произвела переворот в стекольном производстве. Стеклодувная трубка позволила изготовить полый стеклянный шар (банку), который затем можно было проколоть и получить относительно ровную пластину. Подобной техникой изготовления листового стекла пользовалось еще искусство витража в средневековье и в эпоху Ренессанса.

История появления витража в том смысле, который мы придаем этому слову сегодня, связана, прежде всего, с распространением христианства. Считается, что впервые полноценные витражные окна были созданы в Византии при строительстве храма св. Софии Константинопольской в VI веке. По свидетельству современников, витражное искусство той эпохи ограничивалось использованием кусочков стекла различной формы и диаметра, вмазанных в прорези на доске, которой застраивался оконный проем. В Европе того времени, еще не знавшей стекла, использовались тонкие пластины камня – алебастра, или селенита. Однако именно в европейском храмовом зодчестве в XI веке раннее искусство витража достигло небывалых дотоле высот. Началом следующего века датируется и первый трактат по витражному искусству.

Описанная в 1100 году германским монахом Феофилом технология создания витражей до сих пор применяется в витражном искусстве как классическая. Классический витраж формировался из сотен кусочков цветного стекла, соединенных между собой Н-образными свинцовыми переплетами, которые затем спаивались по стыкам. Способ получения стекла разных цветов посредством добавления в расплавленную стеклянную массу красочных пигментов пришел в Европу с Востока. Для проработки мелких деталей, например, лиц при создании фигуративных композиций использовали особый глазирующий состав на основе стеклянного порошка – гризайль. Расписанная гризайлью витражная пластина подвергалась обжигу, в результате которого глазурь прочно вплавлялась в стекло.

Одним из наиболее древних образцов витражного искусства раннего средневековья является «Голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе» (рис. 1). Значительнейшими памятниками истории витражного искусства той эпохи – французские соборы в Шартре и Пуатье (рис. 2).

В конце XII столетия на смену романскому – византийскому стилю в Европу приходит свой собственный, готический стиль, начало которому было положено аббатом Сугерием, руководившим в 1144 году возведением апсиды королевской церкви аббатства Сен-Дени. Новые архитектурные принципы готического храмового зодчества позволили максимально расширить пространство, занятое окнами, а, следовательно, витражами. Готическое искусство витража средних веков в сравнении с романским становится более монументальным. Совершенствуются технологии производства, появляются ранее неизвестные архитектурные элементы, успешно декорируемые витражами – например, круглые готические окна-розетки (рис. 3). Искусство витража средних веков ярко расцветает во Франции, Англии и других странах. Наряду с традиционными иконописными темами и сценами Священной истории, готическое витражное искусство обращается к сюжетам истории светской: деяниям королей, и пр.

Значительнейшими памятниками искусства витража средних веков являются Нотр-Дамм в Париже и Кентерберри, соборы в Бурже, Шартре, Сансе, Амьенне, и пр. Светская история витражного искусства этого периода ознаменована появлением французского лучистого стиля – орнаментальной росписи гризайлью по белому стеклу (рис. 4). В эпоху Возрождения страной, где история развития витража достигла наивысшего расцвета, стала Италия. История возникновения витража принципиально нового типа в Италии XIV-XV веков связана, во-первых, с новыми реалистическими приемами изобразительного искусства, основанными на применении перспективы и светотеневой моделировки, а во-вторых, с новыми техниками производства витражного стекла. Теоретически обоснованные Джотто, Ботиччелли, Микеланджело и другими художниками принципы возрожденной иллюзионистической живописи античности открыли витражному искусству новые изобразительные средства. Использование серебряной протравы и прочих химических веществ усовершенствовало технологию производства витражного стекла, позволив не добавлять красочный пигмент в расплавленную массу, а надежно окрашивать уже готовые пластины белого стекла в оттенки желтого или красного цвета. Эти, и им подобные новшества технологии дали художникам возможность сделать витраж более изобразительным, картинным, за счет уменьшения количества свинцовых переплетов между стеклянными пластинками.

Также, в эпоху возрождения в изготовлении витражей стала применяться пескоструйная техника, позволившая добиться различных фактур поверхности стекла. История витража XV-XVI веков отмечена огромным разнообразием техник, изобразительных средств, приемов. Придя из Италии, витраж ренессансного типа вскоре распространился по всей Европе. Крупнейшие стеклодельческие центры возникли в Англии, Нидерландах, Бельгии и пр. Такие витражные мастера как голландцы Дирк и Вутер Крабеты дополнили широкую свободную манеру южного итальянского Ренессанса северной сдержанностью и декоративностью. Замечательными памятниками витражного искусства Возрождения являются Миланский и Брюссельский соборы, собор св. Этьена в Бове, церковь св. Иоанна в Гоуда и другие (рис. 5).

XVI-XVII века – эпоха, когда история развития витража начинает клониться к упадку. Техника набора из кусочков цветного стекла постепенно полностью вытесняется росписью, в том числе и непрозрачными эмалями. Утрачиваются секреты старых мастеров, приходят в запустение крупнейшие стеклодельческие центры в большинстве стран западной Европы; витражное искусство переживает полный упадок, длившийся вплоть до начала XIX века.

Прежде всего, такой поворот истории витража связан с реформаторскими движениями М. Лютера, Т. Мюнцера, Ж. Кальвина в XVI веке. Поскольку создание витражей – искусство традиционно католическое, реформированная Церковь естественно воспринимала его крайне враждебно. Протестантской аскетической культуре столь пышный элемент декора как витраж был чужд и совершенно не нужен. Окончательного упадка витражное стеклоделие достигло в период Тридцатилетней войны, уничтожившей почти все европейские производства. Решающую роль в этом сыграли не столько сами военные действия, сколько экономический фактор. Всеобщая разруха и нищета, постигшие тогда Европу, привели к тому, что производство витражей, во все времена стоивших очень дорого, стало просто не выгодным.

В XVIII веке, в эпоху Просвещения борьба буржуазии с пережитками средневекового феодализма коснулась и витражного искусства. Под лозунгом «Больше света!» витражи готических соборов заменялись простым стеклом. Значительный и невосполнимый урон шедеврам романского и готического стеклоделия во Франции нанесла Великая французская революция. Большинство французских витражей было демонтировано и разбито именно в ту эпоху.

Новая история создания витражей началась лишь на рубеже XVIII-XIX веков. В эпоху романтизма, прерафаэлитов, Вальтера Скотта и всеобщего увлечения неоготикой, мода на витраж – как типичнейшее произведение готического искусства оказалась вполне естественной. Возрождение старинного стеклоделия в XIX столетии полностью изменило отношение к витражу. Художественное стекло перестало быть элементом исключительно церковного декора; сохранив свою исконную сакральную функцию, оно, вместе с тем, широко распространилось и в светской архитектуре. Теперь витражи заказывали не только храмы, или монастыри, но и состоятельные буржуа. С этих же неоготических тенденций в европейском искусстве начинается история появления витража в России.

В начале XIX века витражное искусство в Германии, Нидерландах и других странах только возрождалось. В России же, несмотря на желание Николая I наладить отечественное производство витражей, или «транспарентных картин», как они тогда назывались – создавать художественное стекло промышленно не удавалось вплоть до конца века. Витражи, которые имелись тогда в России – например, в императорской коллекции были либо подлинниками средневековья и Ренессанса, купленными в Европе за баснословные суммы, либо имитациями. Большинство «витражей» Императорского стеклоделательного завода представляли собой росписи по стеклу (причем, не глазурью, а обычными масляными красками), или стекла с наклеенной тонкой бумагой, имитирующей средневековый рисунок. Однако отдельные попытки создания настоящих витражей из наборного цветного стекла все же предпринимались в нашей стране на всем протяжении XIX века М. Орловым, Н. Бахметьевым, П. Воробьевым и другими – плоды их экспериментов не сохранились.

Собственно, история витража в России начинается с 1860 годов, когда В. Д. Свечников создал свою витражную мастерскую. Располагалась она в Мюнхене, но была ориентирована непосредственно на заказы из России, особенно, от императорской фамилии (рис. 6).

1880-1890-ые г.г. – расцвет, золотой век художественного стеклоделия, как в России, так и в странах Европы и Америки. Усовершенствование технологий позволило, наконец, создать рентабельное производство витражного стекла в нашем отечестве. Тем более что светская мода на витражи стала еще более актуальной. История создания витражей обязана этому новому всплеску интереса к витражному искусству распространению стиля модерн. Дело в том, что сами художественные принципы модерна – графичность контуров, декоративность, ажурность – как нельзя лучше соответствовали природе наборного витража. Техника соединения стеклянных пластин контурными металлическими переплетами как будто специально была создана именно для модерна.

В то время в одном только Петербурге работало около двадцати мастерских художественного стекла. Открывались и специализированные училища, готовившие специалистов по художественному стеклоделию. Витраж в России перестал быть предметом роскоши, сделавшись относительно доступным широким слоям населения. Наиболее массовым стало применение витражей в архитектуре Петербурга. Использовавшиеся сюжеты были в основном орнаментальными, или пейзажными. Одно из самых знаменитых произведений петербургского художественного стеклоделия эпохи модерна – торговый дом братьев Елисеевых на Невском проспекте (рис. 7).

В Европе, где еще в начале XIX века многие художники посвящали себя восстановлению или воссозданию древних памятников витражного искусства, его расцвет прошел под знаком многочисленных обществ, аналогичных английскому движению искусств и ремесел У. Морриса.

Популярность витража в конце XIX – нач. ХХ веков позволила создать в Европе и Америке многочисленные крупные предприятия, выпускавшие витражи в промышленных масштабах. Среди них «Моррис, Маршалл, Фолкнер и К°», «Гильдия века» в Англии, компании Л. Тиффани и Дж. Лафаржа в США.

Л.К. Тиффани – американский художник и промышленник – один из наиболее значительных представителей мирового витражного искусства. Основоположник промышленного производства витражей, он неустанно экспериментировал с новыми видами стекла, протрав, покрытий, многослойными сочетаниями стекол. Ему также принадлежит новая усовершенствованная техника создания наборных витражей, названная в его честь. Вместо громоздких и широких свинцовых переплетов, он предложил обвертывать каждый кусочек стекла по торцу полосками тонкой медной фольги, чуть больше толщины самого стекла. Края фольги загибались на стекло, а после сборки витража пропаивались с обеих сторон. Таким образом, получался тонкий, но достаточно прочный оловянный каркас, позволявший включать в витражный набор самые мелкие элементы, а также делать объемные наборы, что Тиффани с успехом использовал при изготовлении абажуров для ламп. Благодаря Тиффани, витражное искусство приобрело все преимущества классической мозаики (рис.8).

В ХХ веке, пройдя через конструктивистские, сюрреалистические, абстракционистские и другие тенденции, витражное искусство продолжало интенсивно развиваться. В России, после недолгого упадка, связанного с I мировой войной и революцией оно расцвело в советском стеклоделии. Замечательные образцы советского витража можно увидеть, например, в Москве, на станции метро Новослободская (рис. 9).

Продолжается развитие витражного искусства и в наши дни. Современные произведения художественного стекла сочетают все классические и новаторские технологии. Высокой степени совершенства достигли различные способы имитации витража на цельном стекле, однако и наборные техники не сдают своих позиций. Картины из цветного стекла, как и тысячу лет назад поражают воображение, обладают таинственной притягательной силой, а значит, никогда не выйдут из моды.


Рис. 1. «Голова Христа из                                          Рис.2. «Витраж в соборе в Шартре»

Вейссембургского аббатства                                           (Франция)

в Эльзасе» (Германия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. «Южное окно-розетка в                                 Рис. 4. «Французский витраж»

соборе Парижской Богоматери»

(Франция)


Рис. 5. «Витраж из собора                             Рис. 6. «Витраж в здании страхового

св. Этьена в Бове» (Франция)                            общества «Россия». Б. Морская, 35»

             

 

 

Рис. 7. «Витраж на главном фасаде торгового дома Братьев Елисеевых»

 


Рис. 8. «Пример витража Л. К. Тиффани»

 


Список используемой литературы:

1.      Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, М., 1970.Всеобщая история искусств, т. 1—6, М., 1956—66

2.      http://www.vlasta-idea.ru/articles/istorija_vitrazhnogo_iskusstva.htm

Использованы изображения с сайтов:

1.      http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=134169585&journalid=3165375&go=next&categ=0

2.      http://forum.sherwood-tavern.net/viewtopic.php?id=2353&p=2

3.      http://www.art-vitrage.ru/tiffani/

4.      http://www.liveinternet.ru/users/bonoooooo/post79543973/

5.      http://artultra.ru/vitraji/statii/vitrazhi-v-soborah.php

6.      http://www.vitroart.ru

 

 

12

 



Информация о работе Витражи