Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:28, реферат
Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия. Началом Византийской империи принято считать 395 год, когда император Феодосий I разделил Римское государство на две части – восточную и западную. Столицей восточной части империи сделался Константинополь (так был переименован в 330 г. старый город Византий)
ПЛАН:
1. Введение. 4 стр.
2. I этап (середина IVв. – первая половина VIIв)
2.1 Роль религии в культуре 7стр.
2.2 Новое в изобразительном искусстве 9 стр.
2.3 Архитектура 11 стр.
2.4 Изобразительное искусство 15 стр.
2.5 Прикладное искусство 16 стр.
2.6 Музыка светская и церковная, театр 16 стр.
3. II этап (середина VIIв – начало XIIIв)
3.1 Общественная жизнь 18 стр.
3.2 Изобразительное искусство 19 стр.
3.3 Архитектура 24 стр.
3.4 Прикладное искусство 25 стр.
3.5 Изобразительное искусство 27 стр.
4. III этап (XIIIв. – середина XVв)
4.1 Краткая характеристика 28 стр.
4.2 Архитектура 29стр.
5. Заключение 31 стр.
6. Использованная литература 32стр.
7. Приложения
Новый храм возводился около семи лет, и в декабре 538 года праздновалось окончание строительства, но семнадцать лет спустя восточная часть главного купола обрушилась от землетрясения и пала на драгоценный алтарь и амвон. Это несчастие нисколько не уменьшило рвения Юстиниана: он возобновил церковь с большею прочностью и великолепием, и 24-го декабря 568 года, перед днем Рождества Христова, праздновали ее освящение. Под руководством двух главных архитекторов - Анфимия Траллесского и Исидора Милетского - сто других архитекторов управляли работами, и каждый из них имел под своим начальством по сто каменщиков. Пять тысяч работников трудились на правой стороне храма и столько же на левой.
По
византийским преданиям, Ангел начертал
план этой церкви императору во время
сна. Император ободрял работников
деньгами и своим присутствием и,
вместо того, чтобы по восточному обычаю
отдыхать после обеда, он, обвязав
голову платком и с палкою в
руке, ходил осматривать работы в
самой простой полотняной одежде.
Все сословия внесли денежную дань
на построение храма. Мрамор всех цветов
- белый, розовый, зеленый и голубой, гранит
Египта и порфиры, а также драгоценные
колонны, извлеченные из разных древних
языческих храмов: восемь порфировых колонн
нижнего этажа знаменитого храма Солнца
в Баальбеке, другие восемь из храма Дианы
в Эфесе - украшали его. Замечательно, что
материалы, вошедшие в состав здания, взяты
из храмов, принадлежащих почти всем языческим
религиям, так что оно опиралось на колонны
храмов Изиды и Озириса, Солнца и Луны
(в Гелиополисе), Минервы Афинской и Аполлона
Делосского.
Вообще, во всем здании преобладает форма
святилища храма Соломонова. Чтобы легче
понять устройство собора св. Софии, надо
вообразить пространный четырехугольник,
к которому с четырех его сторон примыкают
четыре меньших квадрата и тем образуют
внутри главные части здания и форму креста.
По углам среднего большого квадрата выстроены
четыре массивных столба (пильеры), вершины,
которых соединены между собою полукруглыми
арками, и поверх всей этой аркады возвышается
огромный купол, имеющий 35 метров в диаметре.
Купол, по-видимому, опирается на арки
только четырьмя точками, а остальная
часть его поддерживается пандативами
(треугольники в пересечении арок), которые
начинаются на острых углах пильеров и
идут вверх, так незаметно округляясь,
что кажутся простыми легкими жилками,
а точки опоры этого гигантского свода
ускользают от глаз наблюдателя, и купол
кажется висящим в воздухе. Верхняя точка
свода возвышалась на 61 метр над полом
церкви; длина церкви внутри стен 81 метр,
а ширина 60 метров. К восточной и западной
части среднего свода примыкают два полукупола
и к каждому из них по три ниши, так что
крыша главной части здания состоит из
девяти куполов, возвышающихся один над
другим. Остальная часть была покрыта
мраморными плитами, а сами купола - свинцовыми
листами. Полукупола и ниши поддерживаются
как четырьмя главными пильерами, так
еще другими четырьмя меньшими, и под каждой
нишей - по две порфировые колонны с капителями
и базисами из белого мрамора. С севера
и юга главного квадрата, под арками, между
каждыми двумя большими пильерами, помещаются
по четыре колонны из прекраснейшего гранита,
поддерживающие хоры или галереи для женщин,
которые у древних христиан стояли во
время богослужения отдельно. На 24-х других
колоннах из египетского гранита примыкают
к хорам боковые галереи, освещенные окнами
в три яруса: в нижнем и среднем по семь
окон, а в верхнем пять. Главный купол освещен
4-мя окнами. Над 40 колоннами нижнего этажа
расположены в верхних галереях 60 других
и выше входных дверей еще семь, всего
107 колонн. Этому числу на Востоке приписывали
таинственное значение. Все колонны верхнего
этажа мраморные или гранитные, превосходно
полированные и гладкие, но карнизы и архивольты
поверх этих колонн совершенно фантастические.
Они украшены бесчисленным множеством
между собою. Главный купол, для соединения
полного развития его размеров с легкостью
стиля, сложен из глиняных горшков, которые
до сих листьев и полосок в виде галунов,
перемешанных и переплетенных пор удивляют
своею крепостью; они сделаны из легкой
глины, найденной на острове Родосе, и
так легки, что вес 12-ти горшков равен весу
одного обыкновенного кирпича. Стены сложены
из кирпича и все покрыты мраморными плитами,
а пильеры - из больших известковых камней,
сцепленных между собою железными связями,
и гладко оштукатурены известковым раствором
на масле под мрамор различных цветов.
Другой
шедевр византийской архитектуры - церковь
св. Виталия в Равенне - поражает
изысканностью и элегантностью
архитектурных форм. Особую славу
этому храму принесли его знаменитые
мозаики не только церковного, но и
светского характера, в частности
изображения императора Юстиниана
и императрицы Феодоры и их
свиты. Лица Юстиниана и Феодоры
наделены портретными чертами, цветовая
гамма мозаик отличается полнокровной
яркостью, теплотой и свежестью.
Изобразительное искусство.
В
живописи VI-VII вв. кристаллизуется специфически
византийский образ, очищенный от инородных
влияний. В основе его лежит опыт
мастеров Востока и Запада, пришедших
независимо друг от друга к созданию
нового искусства, соответствующего спиритуалистическим
идеалам средневекового общества. В
этом искусстве появляются уже различные
направления и школы. Столичная
школа, например, отличалась великолепным
качеством исполнения, утонченным артистизмом,
живописностью и красочным
Церковное богослужение превратилось в Византии в своего рода пышную мистерию. В полумраке сводов византийских храмов сумеречно сияло множество свечей и лампад, озарявших таинственными отблесками золото мозаик, темные лики икон, многоцветные мраморные колоннады, великолепную драгоценную утварь. Все это должно было, по замыслу церкви, затмить в душе человека эмоциональную приподнятость античной трагедии, здоровое веселье мимов, суетные волнения цирковых ристаний и даровать ему отраду в повседневности реальной жизни.
"Православная
иконография включает райские
пальмы, цветы и растительные
орнаменты, ибо "праведник
Прикладное искусство.
В прикладном
искусстве Византии в меньшей
мере, чем в архитектуре и живописи,
определилась ведущая линия развития
византийского искусства, отражающая
становление средневекового миросозерцания.
Живучесть античных традиций здесь
проявлялась как в образах, так
и в формах художественного выражения.
Вместе с тем и сюда проникали
постепенно художественные традиции народов
Востока. Здесь, хоть и в меньшей
мере, чем в Западной Европе, сыграло свою
роль воздействие варварского мира.
Музыка светская и церковная, театр.
Музыка занимала особое место в византийской цивилизации. Своеобразное сочетание авторитарности и демократизма не могло не сказаться и на характере музыкальной культуры, которая представляла сложное и многоликое явление духовной жизни эпохи.
В
V-VII вв. происходило становление
христианской литургии, развивались
новые жанры вокального искусства.
Музыка обретает особый гражданский
статус, включается в систему
репрезентации государственной
власти. Особый колорит сохраняла
музыка городских улиц, театральных
и цирковых представлений и народных
празднеств, отразившая богатейшую песенно-музыкальную
практику многих народов, населявших империю.
Каждый из этих видов музыки имел свой
собственный эстетический и социальный
смысл и в то же время, взаимодействуя,
они сливались в единое и неповторимое
целое. Христианство очень рано оценило
особые возможности музыки как искусства
универсального и в то же время
обладающего силой массового
и индивидуального
В жизни широких народных масс по-прежнему огромную роль играли массовые зрелища. Правда, античный театр начинает клониться к упадку - античные трагедии и комедии все чаще заменяются выступлениями мимов, жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных. Место театра занимает ныне цирк (ипподром) с его конными ристаньями, пользующимися огромной популярностью.
Если
подвести итог по первому периоду
существования Византии, то можно
сказать, что в этот период сформировались
основные особенности византийской
цивилизации. Прежде всего, к ним
следует отнести то, что византийская
культура была открыта другим культурным
влияниям получаемым извне. Но постепенно
уже в ранний период они синтезировались
главной, ведущей греко-римской
II
этап (середина VIIв –
начало XIIIв)
Общественная жизнь.
Во
втором этапе развития культуры, который
пришелся на время со второй половины
VII в. до XIIв., выделяют время иконоборчества
(вторая четверть VIII - 40-е годы IXв., время
правления императоров
Определяющей чертой духовной жизни империи к середине VII столетия стало безраздельное господство христианского мировоззрения. Глубокую религиозность симулировали теперь не столько догматические споры, сколько наступление ислама, которое вели арабы, вдохновляясь "священной войной" и борьбой с язычниками - славянами и проболгарами. Еще более возросла роль церкви. Нестабильность жизненных устоев, хозяйственная и бытовая неустроенность масс населения, нищета и постоянная опасность со стороны внешнего врага обострили религиозное чувство подданных империи: утверждались дух смирения перед превратностями "мира сего", безропотного подчинения "духовным пастырям", безграничная вера в чудеса и знамения, в спасение через самоотречение и молитву. Стремительно увеличивалось сословие монахов, множилось число монастырей. Как никогда ранее, расцвел культ святых, в особенности поклонение известным лишь в данной местности, округе, городе; на них как на "собственных" небесных заступников возлагались все надежды.
Широкое
распространение суеверий помогало
церкви властвовать над умами
прихожан, умножать свои богатства
и упрочивать свое положение. Этому
способствовало и снижение уровня грамотности
населения, крайнее сужение светского
знания. Однако торжество теологии,
утверждение ее господства с помощью
насилия таили серьезную
Изобразительное искусство.
Кризисные явления переходной эпохи в византийской культуре были особенно затяжными в сфере изобразительного искусства VII-IX вв., на судьбах которого сильнее, чем в других отраслях, сказалось иконоборчество. Развитие наиболее массовых, религиозных видов изобразительного искусства (иконописи и фресковой живописи) возобновилось лишь после 843 г., т.е. после победы иконопочитания. Особенность нового этапа состояла в том, что, с одной стороны, заметно возросли воздействие античной традиции, а с другой - все более устойчивые рамки приобретал вырабатывавшийся в ту эпоху иконографический канон с его устойчивыми нормами, касавшимися выбора сюжета, соотношения фигур, самых их поз, подбора красок, распределения светотеней и т.п. Этому канону в последующем будут строго следовать византийские художники. Создание живописного трафарета сопровождалось усилением стилизации, призванной служить целям передачи через зрительный образ не столько человеческого лика, сколько заключенной в этом образе религиозной идеи. Достигает в тот период нового расцвета искусство цветного мозаичного изображения. В IX-XI вв. реставрировались и старые памятники. Возобновлялись мозаики и в храме св. Софии. Появились новые сюжеты, в которых находила отражение идея союза церкви с государством. Византийская культура, как культура других средневековых государств, представляет собой весьма сложную, но все же единую систему культурных ценностей. Изменения, происходящие в одной из сфер культуры, незамедлительно сказывается и на другой. Тесная связь, взаимное влияние всех видов культуры - закон развития. С X-XI вв. в искусстве Византии господствует пышная декоративность. Торжественный монументализм все чаще соединяется с усложненной символикой. В живописи и архитектуре начинает господствовать строгая, рассудочная симметрия, спокойная, торжественная уравновешенность линий и движений человеческих фигур на фресках и мозаиках храмов. Изобразительное искусство приобретает вневременный и внепространственный характер; абстрактный золотой фон, столь любимыми византийскими мастерами, заменяет реальное трехмерное пространство, выполняя важную эстетическую функцию: он призван как бы отгородить отвлеченное изображение. Того или иного явления от живой деятельности окружающего мира. Стилизованные архитектурные ассамблеи, фантастические пейзажи фона делают все более абстрактными и зачастую заменяются золотыми или пурпурными плоскостями. Творчество художника приобретает отныне безликий характер, оно скованно традицией и церковным авторитетом, а порывы индивидуальных творческих исканий мастера подчинены нивелирующему действию канона.
В IX-X вв. существенно обогатился и усложнился декор рукописей, богаче и разнообразней стали книжные миниатюры и орнамент. Однако подлинно новый период в развитии книжной миниатюры приходится на XI-XII вв., когда переживала расцвет константинопольская школа мастеров в этой области искусства. В ту эпоху, вообще ведущую роль в живописи в целом (в иконописи, миниатюре, фреске) приобрели столичные школы, отмеченные печатью особого совершенства вкуса и техники.
К X в. в византийском изобразительном искусстве, в частности в живописи, окончательно складывается иконографический канон - строгие правила изображения всех сцен религиозного содержания и образов святых, а также устойчивый канон в изображении человека. Эстетика созерцательного покоя, торжественной умиротворенности, неземной упорядоченности влекла за собой создание устойчивой и неизменной иконографии. Иконографические типы и сюжеты почти не изменялись в течение столетий. В отличие от мусульманского Востока, где примат духовного начала над плотским привел к господству в изобразительном искусстве геометризма и орнаментальных форм, вытеснивший изображение человека, в искусстве Византии человек все же остался в центре художественного творчества. В искусстве опять обратились к эллинизму, но при глубокой переработке его традиций с целью повышения духовности художественного творчества. Если языческий мир воспевал в человеке телесную красоту, то византийское искусство прославляло его духовное величие и аскетическую чистоту.
В стенных росписях, в мозаиках и иконах и даже в книжной миниатюре голова как средоточение духовной жизни становится доминантой человеческой фигуры, тело же стыдливо скрывается под струящимися складками одеяний, линейная ритмика сменяет чувственную экспрессию. В изображение человеческого лица на первый план художник его одухотворенность, самоуглубленную созерцательность, внутреннее величие, глубину душевных переживаний. Огромные глаза с экстатически расширенными зрачками, пристальный взор которых как бы завораживает зрителя, высокий лоб, тонкие, лишенные чувствительности губы - вот характерные черты портрета в византийском искусстве классического средневековья. Из культового художественного творчества почти совсем исчезает скульптура как искусство, прославляющее телесную, а не духовную красоту. Ее сменяет плоский рельеф и живопись (мозаика, фреска, икона). Отныне художник должен изображать не только тело, но и душу, не только внешний облик, но и внутреннею духовную жизнь своего героя. В этом, кстати сказать, важное отличие византийского искусства от западноевропейского, где скульптурные изображения Христа, мадонн, святых приобрели широчайшее распространение. В XI - XII вв. наблюдается подъем в искусстве иконописи. От этого периода сохранялось несколько прекрасных образцов византийских икон, преимущественно столичной школы живописи. Своеобразна и по сюжету, и по исполнению константинопольская икона XI в. из собрания монастыря св. Екатерины на Синае. Она является как бы иллюстрацией к "Лествице" Иоанна Лествичника; она показывает восхождение к небесам монархов по лестнице нравственного самоусовершенствования и духовных подвигов: отступившихся монархов нечистая сила тянет в ад, что придает иконе известную наивность и фантастичность, несмотря на реалистические черты в изображении фигур и лиц, на правильные их пропорции, восходящие к эллинистическим традициям. От XII в. сохранилась шедевр византийской иконописи - икона Владимирской Богоматери (Москва, Третьяковская галерея). Ныне она прочно вошла в историю древнерусского искусства. Мария изображена здесь в позе Умиления ("Элеуса"), она нежно прижимается щекой к щеке сына, который ласково обнимает ее за шею. Эта сцена - воплощение чувства материнства в соединении с величественной духовностью. В глазах Марии отражена вся скорбь мира. Мать уже знает о грядущей гибели сына и сознает неизбежность жертвы ради спасения человечества. Тонкое, аристократическое лицо младенца проникнуто теплым, искренним чувством. Впечатляет и другая византийская икона XII в. - Григорий Чудотворец, - хранящаяся в Эрмитаже Санкт-Петербурга. Суровое, аскетическое лицо Григория мужественно и спокойно, его взгляд глубок и сосредоточен.