Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 17:39, доклад
Культура Византии (4-15 вв.). В отличие от западноевропейской, В. к. испытала сравнительно слабое воздействие культурных влияний варварских племен. Вместе с тем В. к. многое черпала из антич. наследия, а также из культуры населявших Византию народов (сирийцы, армяне, славяне и др.); она испытала влияние араб. культуры.
ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
Культура Византии
(4-15 вв.). В отличие от западноевропейской,
В. к. испытала сравнительно слабое воздействие
культурных влияний варварских племен.
Вместе с тем В. к. многое черпала из антич.
наследия, а также из культуры населявших
Византию народов (сирийцы, армяне, славяне
и др.); она испытала влияние араб. культуры.
Образование зиждилось не только на свящ.
писании, но и на поэмах Гомера; антич.
авторов переписывали и изучали. Однако
освоение антич. традиций было, как правило,
схоластичным: они приобретали силу беспрекословного
авторитета; отсюда - появление различных
компиляций и словарей, подражание художеств.
приемам древних авторов, сохранение классич.
греч. яз. Как и повсюду, идеология, отражавшая
интересы господств. класса, существовала
в Византии наряду с идеологией оппозиц.
кругов и идеологией нар. масс. Идеология
господств. класса, хотя и сохраняла внешне
антич. традиции, отвергла антич. идеал
гармонич. развития свободной личности;
в ее основе лежал церк. аскетич. идеал
принижения плоти перед духом, выражающий
в конечном счете идею смирения. Деспотич.
характер визант. гос-ва имел своим следствием
установление строгого контроля за идейной
жизнью, порождавшего сервилизм перед
власть имущими и безудержное восхваление
правящего императора, господство трафаретных
образов и словосочетаний, боязнь смелой
мысли. Важнейшим центром офиц. В. к. был
до 12 в. Константинополь, с 12 в. гл. очагами
В.. к. стали провинц. центры, монастыри
и феод. поместья. Оппозиц. элементы (гор.
круги, нек-рые слои класса феодалов) стремились
противопоставить апологии самодержавия
учение (хотя и непоследовательное) о свободе
человеч. личности, а также критику "тирании".
Нар. культура находила свое выражение
в эпосе и баснях, в песнях на разговорном
яз. (отличавшемся от литературного), где
подчас высмеивались императоры, в празднествах,
сохранявших языч. формы, в выступлениях
вожаков медведей, представления к-рых
были пародией на судей и богачей, и т.
д.
Историю развития В. к. можно разделить на след. периоды: 1) 4-кон. 7 вв. - период, характеризующийся борьбой отживающей цивилизации разлагающегося рабовладельч. об-ва, внутри к-рого уже зарождаются элементы феодализма, с новой идеологией; христ. церковь не только ведет борьбу против антич. культуры, но и стремится придать классич. наследию богослов. окраску, переработав его в духе христ. богословия (упадок позднеантич. полиса в 6-7 вв. и вторжения варваров неблагоприятно отразились на состоянии В. к.). 2) Кон. 7-сер. 9 вв. - период культурного спада в связи с сокращением ремесл. произ-ва и торговли, общей аграризацией, экономич. упадком. 3) Сер. 9-10 вв. - новый культурный подъем в Константинополе, распространившийся в 10 в. на провинц. города; 4) 11-12 вв. - период наивысшего развития В. к., обусловленного расцветом визант. городов. 5) Кон. 12-13 вв. - полоса культурного спада, связанного с экономич. и политич. упадком империи в кон. 12 в., усугубленным захватом и варварским разграблением Константинополя крестоносцами в 1204. 6) 14 - нач. 15 вв. - новый подъем В. к. в условиях зарождения гуманистич. идеологии и ожесточ. борьбы реакции против ростков визант. гуманизма, к-рый оставался ограниченным: главным в нем была не борьба за свободу мысли, а формальное восстановление антич. образованности. Слабость визант. гуманизма коренилась в ограниченности раннекапиталистич. развития в Византии.