Влияние западного офорта на Таохуауские новогодние лубочные картины династии Цин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:32, доклад

Описание

Дощечки Гусу Таохуауских лубочных картин пришли в Китай из западной живописи под влиянием офорта. Мастера в Китае в совершенстве овладели способом описания строений, людей, пейзажей, проникли в суть изображения вещей, светотеней. Все эти и традиционные приемы были усвоены в идеальном сочетании. Изучение межкультурного обмена между Китаем и Западом несомненно предоставит широкий простор для вдохновения и развития наших искусств.

Работа состоит из  1 файл

Влияние западного офорта на Таохуауские новогодние лубочные картины династии Цин.doc

— 53.00 Кб (Скачать документ)

Влияние западного  офорта на Таохуауские новогодние лубочные картины династии Цин.

Введение:

Дощечки Гусу Таохуауских лубочных картин пришли в Китай из западной живописи под влиянием офорта. Мастера в Китае в совершенстве овладели способом описания строений, людей, пейзажей, проникли в суть изображения вещей, светотеней. Все эти и традиционные приемы были усвоены в идеальном сочетании. Изучение межкультурного обмена между Китаем и Западом несомненно предоставит широкий простор для вдохновения и развития наших искусств.

Ключевые слова: Таохуауские новогодние картины, западный офорт, дощечки Гусу.

Лубочные картины  изначально назывались «бумажные цветы», «художественная открытка (литография)» и появились в эпоху Пяти Династий ( 907 – 960 гг.) и северной Сун ( 960 – 1127 гг.). При династии Мин(1368—1644 гг.) нарисованные от руки и гравированные картины получили широкую известность, однако настоящих мастеров было мало. Наибольшего расцвета новогодние картины достигли ко времени династии Цин ( 1644 – 1911 гг.). Таохуауские лубочные картины ( пров. Сучжоу) являются одними из самых известных. Провинция Сучжоу ко времени династии Мин уже стала одним из центров техники живописи и ксилографии. Именно это обстоятельство явилось мощной  основой будущего процветания лубочных картин по всему Китаю. Во времена правления Канси (1661-1722 гг.)мастерские лубочных картин из Сучжоу распространились в районы Фэнцяо, Шаньтан, Хуцю и Таохуау. Главными мастерскими считались «Чжан Синцзюй», «Чжан Вэньцзюй» и другие, а в период расцвета их количество уже насчитывало около 50. Годовое производство картин составляло миллионы экземпляров. ( см.1 )

Именно в этот период Таохуауские лубочные картины получили название дощечки Гусу. Они поставлялись в Цзянсу, Чжэцзян, Аньхуэй и Шаньдун. Основу сюжета составляли народные сказания. В таохуауских новогодних картинах чувствуется влияние гравюр аньхуэйской и сучжоуской школ, т.е. влияния искусства юга; использовался способ цветной гравировки по дереву, но тоны не гармонировали между собой. Ко времени правления династии Мин (Девиз правления – Цяньлун) усилилось размытие тонов. Однако, по поему мнению, в сравнении с другими районами изготовления лубочных картин, самая выделяющаяся характерная особенность Таохуауских новогодних картин состоит в применении техники западного офорта, которая отражала западные особенности.

Офорт вместе с  западным миссионерством проник и в Китай. В минское время (девиз правления Ваньли ( (1573-1619 гг.)) миссионеры привезли в Китай живопись и ксилографию, обеспечив Поднебесную новой системой искусства. Маттео Риччи привез с собой в Китай несколько портретов богоматери и офортов с городскими пейзажами. В середине 17го века любопытство и интерес со стороны китайского народа к западным искусствам и практическим наукам, очевидно, был значительно выше, чем во времена любой другой династии. Это создало необходимые условия для распространения гравюр в Китае. Появление тысяч офортов, естественно,  было принято императорским двором с похвалой. После этого западные миссионеры приехали в Китай, и многие были приняты на службу при императорском дворце. Маттео Рипа, Джузеппе Кастильоне, Игнатиус Зихельбарт, Жан-Дени Аттире и Луи де Пуаро привезли в Китай огромное количество работ, в том числе и гравюр. Маттео Рипа впоследствии писал: « Император Канси остался доволен копиями пейзажей и попросил сделать офорты». Он не был искусным мастером из-за ограниченности знаний в области офортового искусства. При изготовлении гравюры необходима азотная кислота, типографическая краска, каток, однако в Китае использовали заменители этих продуктов. Несмотря на все эти обстоятельства, император Канси остался доволен и заявил, что необходимо продолжать производство, поскольку не было обнаружено ни одного изъяна. « Когда закончили делать гравюры, их вместе с оригиналом предоставили императору, и Канси был очень рад, поскольку обнаружил, что копия близка к оригиналу и нет искажений. Это был первый раз, когда он увидел офортовое производство». (см.2)

При династии Цин (девиз правления Цяньлун) гравюра была одним из средств, которые использовались императором для документирования своих кампаний по военному захвату территорий, отражали наиболее важные военные исторические события. Согласно современными статистическим данным, в императорском дворце династии Цин имелось около 80 гравюр. Например, «Император Цяньлун усмиряет княжества восточного Туркестана», «Иллюстрация победы над гурками», «Вторая цзиньчуаньская война», « Битва при Мяоцзян», « Война на Тайване», «Сад вечной весны в парке Юаньминъюань». В 29 год правления императора Цяньлуна Джузеппе Кастильоне, Игнатиус Зихельбарт, Жан-Дени Аттире и Луи де Пуаро создали набросок гравюры «Император Цяньлун усмиряет княжества восточного Туркестана», затем уменьшенные копии были посланы во Францию для изготовления гравюр. Потребовалось семь лет, прежде чем гравюры были закончены. Эта серия офортов западного стиля, воспроизводящая масштабные и сложные военные сцены, является грандиозным шедевром офорта. Таким образом, гравюры сыграли важную роль в обмене китайского и западного искусства.

Стоит отметить, что эта новая техника  живописи была быстро воспринята и усвоена. При Цяньлуне иезуитский орден в Сучжоу внезапно создал дощечки Гусу, полностью перенявшие западные навыки. Гравюры, которые создавал Костильоне и другие миссионеры неизменно пользовались популярностью в народе. С помощью западного стиля в живописи выражались любимые народные формы искусства. В начале династии Цин в южной части Сучжоу находился один процветающий в торговле городской центр. Сучжоуский художник Сюй Ян нарисовал картины: «Процветающая Сучжоу» (29 год правления под девизом Цяньлун), «Торжественная поездка императора по южной части страны» ( 25 год правления под девизом Цяньлун), показывая богатые и населенные края в Сучжоу в период правления Канси, Цяньлуна и Юнчжэня. Кроме того, провинция Сучжоу находилась далеко от столицы, культурная атмосфера была очень свободной, новые художественные идеи легко укоренялись здесь и в дальнейшем процветали. Именно на этом фоне, Таохуауские лубочные картины переняли технику офорта, породив абсолютно новый художественный стиль. Существует огромное количество выдающихся произведений того периода: «Мост вечности в Сучжоу», «Новый мост вечности в Сучжоу», «Озеро Сиху», «Ворота Чан в Сучжоу» и др. Размер гравюр был больше обычного, в длину достигали 90-105 см, в ширину – 50-55 см. Гравюры такого большого размера довольно редко встречаются и по сей день. Такие работы, как «Три красавицы», «Красавица Тан у окна» начала династии Цин были почти в два раза меньше, 60-70см - в длину, 30-40 см – в ширину. В связи с заимствованием западной техники, приемы выражения на дощечках Гусу стали богаче, в полной мере использовались приемы просветов, светотеней, заполнения пространства, изменения чернил стали более очевидными. Все великолепие и богатство сучжоуских пейзажей предстает перед взором во всей красе (см.4).

Перенятые западные черты удовлетворяли эстетические вкусы большинства городских  жителей и приносили огромную прибыль торговцам. Вследствие этого, сегодня на таохуауских картинах мы можем увидеть выгравированные малоизвестными художниками подписи: «Подражание Западу», «Перенятые западные черты». Это делалось для рекламы или для того, чтобы бы показать фактическое влияние западной живописи. На самом деле, еще во времена династии Мин, жители Сиани (пров. Аньхуэй) для того, чтобы наравне конкурировать с другими производителями туши из Лу, сознательно использовали сюжеты из католицизма. Искусство гравировки того времени можно назвать самобытным. Мы можем получить некоторые представления о влиянии западного искусства из композиций, пропорциональности людей, поверхности и способа владения ножом. В целом, западные гравюры повлияли на таохуауские лубочные картины в нескольких аспектах.

Во-первых, использование перспективы на рисунке. Рассмотрим «Ворота Чан в Сучжоу». Автор при размерах 108.9 см в длину и 55.6 см в ширину сумел составить из множества людей и предметов гармоничное целое: людей, пейзажи, корабли и колесницы, город и предместья. На изображении все постройки выстраиваются в ровные шеренги, а все персонажи упорядочены. Автор удивительно точно отобразил оживленный городской пейзаж, а также завораживающие горы. Без приемов изображения, заимствованных из западной живописи, отображение настолько сложного содержания оказалось бы невозможным. Замечательный эффект пространства, разнообразный пейзаж органично сливаются в единое целое. В произведение: «Озеро Сиху» как раз перспектива изображения очень точная, пропорции зданий в основном взаимно уравновешены, автор глубоко прочувствовал и блестяще продемонстрировал озера и живописные горы.

Во-вторых, изображение светотени. В изображении  традиционных новогодних картин использовали контурный рисунок; трехмерного пространства не существовало; форму предмета невозможно было передать при помощи воздействия света и тени. На гравюре «Мост вечности в Гусу» ( 106.5 см в длину, 57.5 см в ширину) мы можем увидеть на гравюре источник света и проекцию, падающие на мост и здания. Одна сторона моста и здания окрашена в густой тон, в соответствии с источниками света, нарисованными на картине. По такому расположению света, мы можем легко узнать местоположение Солнца.

В-третьих, в способах гравировки, цвета, сюжета тоже можно увидеть некоторое  западное влияние. Обычно чернила наносились в один проход. На таохуауских картинах мы можем увидеть, что на половину картины наложены цветные тоны, а другая половина выполнена в темных и светлых тонах. Этот метод характеризуется детальной полнотой, особенно куски серого цвета. Только богатая последовательность изображения самих предметов имеет ощущение цвета. Кроме того, в использовании линий, Таохуауские новогодние картины в это время также впитали в себя линейный прием офорта. Например, при изображении стен и поверхности земли используются ровные, тонкие, параллельные линии. Большая часть линий образована так, что предмет кажется объемнее. Однако, излишнее использование линий напрямую влияет на этот эффект. Что касается сюжета, то, несмотря на то, что содержание полностью удовлетворяло любопытство людей, большинство сюжетов все-таки обличали в свою, народную форму. Именно поэтому, только отражая влияние искусства западной гравюры на таохуасукие новогодние картины, оно смогло проникнуть и иметь положительное значение. (см.5)

Заключение.

Эта западная техника в таохуауских лубочных картинах и возникновение дощечек Гусу оставили след в истории гравюры в Китае. Изучение межкультурного обмена между Китаем и Западом несомненно предоставит широкий простор для вдохновения и развития наших искусств.

Список  литературы:

    1. Краткая история изобразительного искусства в Китае. – Издательство «Высшее образование», Пекин, 1990 г., 200 с.

    1. Сюе Юннянь, История живописи династии Цин. – Издательство «Народное изобразительное искусство», Пекин, 2000 г., 250 с.

    1. Хун Цзайсин, История изобразительного искусства в Китае. – Издательство института изобразительного искусства Китая, Ханчжоу, 2000 г., 352 с.

    1. Ван Боминь, Общая история изобразительного искусства в Китае. – Издательство Шаньдун, Цзинань,  1988 г., 5 т., 149 с.

    1. Мо Сяоъе, Западная живопись и 17-18 разделы династийной истории. - Издательство института изобразительного искусства Китая, Ханчжоу, 2002 г., 275 с.


Информация о работе Влияние западного офорта на Таохуауские новогодние лубочные картины династии Цин