Выставочная деятельность музеев Смоленской области в ХХI веке. Планы и перспективы развития данного направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 13:38, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение выставочной деятельности смоленских музеев по материалам периодической печати.
Задачами исследования являются 1) теоретические аспекты организации выставочной деятельности музеев; 2) рассмотрение выставочной деятельности смоленских музеев за последнее десятилетие и на сегодняшний день.
Объектом исследования являются музеи города Смоленска и Демидова.
Предметом исследования является выставочная деятельность музеев города Смоленска.

Содержание

Введение
Глава I. Выставка как форма музейной деятельности
Музейные выставки в современном музее: теоретический и исторический аспекты
2.1. Этапы организации выставочных экспозиций
Глава II. Выставочная деятельность музеев Смоленской области в ХХI веке. Планы и перспективы развития данного направления
2.1. Выставочная деятельность музеев Смоленска
2.2. Музейные выставки музеев Демидовского района
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Выставочная деятельность музея.doc

— 380.80 Кб (Скачать документ)

Второй вид копий -- это повторение произведения искусства, которое выполнено автором или другим художником; в том случае, когда копию создает сам автор, ее называют авторским повторением или репликой. Копии второго типа являются памятниками истории и культуры и в качестве музейных предметов входят в состав основных фондов музея. Копию живописного, графического или фотографического изображения, сделанную печатным способом, обычно в ином, увеличенном или уменьшенном размере, называют репродукцией.

Точно передают облик подлинника слепки с произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Их получают путем снятия с оригинала формы -- твердой, гипсовой или выполненной из воска, пластилина и других пластических материалов -- и заливки в нее гипса. Более точными являются слепки, отлитые в гипсовых формах

Размер, форму, цвет и фактуру подлинника в точности воспроизводят муляжи. Они могут быть выполнены с оригинала по точным его обмерам, но иногда создаются по описаниям или рисункам. При утрате памятника материальной культуры на основе научной    реконструкции   по   сохранившимся   фрагментам   или описаниям создается так называемые новодел -- точная копия, выполненная из материала подлинника и в его же размерах.

Воспроизведение может выполняться и в отличных от оригинала масштабе и технике, но при этом давать верное о нем визуальное представление. Таковы макеты и модели, которые, выполняются в условном масштабе. Макет представляет собой объемное воспроизведение внешнего вида объекта, которое  создается в определенном масштабе и допускает некоторую условность в показе.

В последние десятилетия в музейной сфере все более широкое распространение получает новый способ создания оптического двойника, предмета -- голография. Голограмма -- это объемная оптическая копия реального объекта, которая создается путем записи изображения предмета на светочувствительную пластину или на пленку с помощью лазерной техники. Голография дает возможность изготавливать объемные копии исторических реликвий.

Для наглядного установления смысловых связей между отдельными группами предметов в экспозицию вводятся карты, схемы, диаграммы, таблицы и другие научно-вспомогательные материалы. Однако их неправильное использование может отвлекать внимание посетителя от музейных предметов и тем самым нарушать специфику экспозиции. Поэтому они не должны «забивать» экспонаты-подлинники своей излишней яркостью или оформительскими эффектами [20].

Особое место в экспозиции принадлежит текстам. По своему содержанию они должны быть однозначными, ясными, по возможности лаконичными и доступными для всех категорий посетителей. Тексты обычно подразделяются на заглавные (оглавительные), ведущие, пояснительные, этикетаж и указатели.

Заглавные тексты помогают посетителю ориентироваться в экспозиции и содержат названия залов, тематических разделов, экспозиционных комплексов. Ведущий текст сродни эпиграфу в литературном произведении. Он выражает основную идею экспозиции в. целом или же каких-то ее разделов, тем, залов, комплексов. Пояснительный (объяснительный) текст представляет собой аннотацию к залу, к теме, к комплексу или же к отдельному экспонату. Он содержит информацию, которая лежит за пределами зрительного восприятия экспонатов.

Непременным элементом всякой экспозиции является этикетка, совокупность всех этикеток данной экспозиции называется этикетажем. Этикетка -- это текст, содержащий название предмета, его атрибутивные данные, то есть сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и мемориальном значении.

Для того чтобы облегчить посетителям, самостоятельно осматривающим экспозицию, возможность ориентироваться в ней, используется система указателей. Это, прежде всего, план экспозиционных залов, содержащий название каждого из них. У входа в отдельный зал часто помещается его план с указанием маршрута, названиями и нумерацией экспозиционных комплексов. В залах используют указатели в виде стрелок на стене или на полу.

В последние годы в экспозициях музеев все более широкое применение находят фонокомментариы. Голоса птиц, животных и различные природные шумы воспроизводятся в краеведческих и естественно-научных      музеях.     Музыкальные,    театральные, литературные музеи включают в экспозицию в качестве основных экспонатов   документальные   звукозаписи   лучших музыкальных коллективов   и   солистов   мира,   голоса  поэтов и   писателей.   В архитектурных музеях-заповедниках часто используются записи народной и старинной музыки.

Составными частями проектирования экспозиции являются: научное проектирование, в ходе которого разрабатываются основные идеи экспозиции и ее конкретное содержание, художественное проектирование, призванное обеспечить образное,  пластическое воплощение темы, техническое и рабочее проектирование, фиксирующее место каждого экспоната, текста и технических средств.

Художественное проектирование экспозиции. Музейная экспозиция должна максимально точно отражать процессы и явления, протекающие в природе и обществе, и при этом говорить образным, увлекательным и эмоциональным языком. Успешно решать эту задачу необычайно трудно, не случайно возникло такое понятие, как «искусство экспозиции», представление об экспозиции как творческом произведении особого жанра искусства.

Наилучшей формой современной экспозиции считается ансамбль, все компоненты которого -- музейные предметы, научно-вспомогательные материалы, архитектурно-художественные и технические средства -- подчинены единому замыслу, взаимосвязаны, согласованы и составляют предметно и образно построенную художественную структуру.

В современной музейной практике применяется специальное (уникальное) и универсальное оборудование. В зависимости от характера экспозиционных материалов и основных идей архитектурно-художественного решения экспозиции употребляются различные типы экспозиционного оборудования. Для плоскостного экспонирования используются вертикальные щиты, или стенды, различные   по   конструкции и принципам установки в интерьере.

Иногда во избежание перегрузки экспозиции или в целях экономного использования имеющихся площадей часть экспозиционных материалов намеренно не выставляется для непосредственного обозрения. Этот так называемый «скрытый план» помещается в турникеты -- подобия книги с твердыми перекидными листами, укрепленными на шарнирах. В них обычно располагаются плоскостные материалы -- документы, плакаты, фотографии [20].

Для пространственного экспонирования используются: витрины разных конструкций и форм -- горизонтальные, вертикальные, настольные, пристенные, подвесные, витрины кругового обзора; подиумы -- возвышения для открытого экспонирования объемных предметов; универсальные модульные системы -- каркасные, бескаркасные, комбинированные, пространственно-стержневые, рамные.

Активными и специфическими компонентами архитектурно-художественного ансамбля являются цвет и свет. С их помощью можно, объединить экспозиционные комплексы в единое гармоничное целое, сделать акцент на наиболее важных экспонатах и композициях, добиться определенной эмоциональной реакции посетителей. Правильный выбор освещения способствует точной передаче цвета экспонатов. Определенные цветовые и световые решения могут добавлять недостающую контекстную информацию.

Огромное значение для восприятия экспозиции имеет ее пространственное решение, то есть расположение экспозиционных материалов и экспозиционного оборудования в пространстве экспозиционных помещений. Правильное соотношение элементов экспозиционного ансамбля, их взаимосвязь, группировка, определение доминант -- все это имеет первостепенную важность для создания художественного экспозиционного образа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Выставочная деятельность музеев Смоленской области в     ХХI веке. Планы и перспективы развития данного направления

2.1.     Выставочная деятельность музеев Смоленска

В 2005 г. Смоленский государственный музей заповедник и Государственный исторический музей совместно провели в нашем городе, в здании Исторического музея цикл историко-патриотических юбилейных выставок, посвященных самым разным событиям и датам истории России. Тематика представленных экспозиций более чем широка: столетие первой русской революции, зарождение гражданских свобод, парламентаризма, и избирательной системы в России, деятельность Витте и Столыпина, 150-летие восшествия на престол Александра II, начальный опыт либеральных реформ в нашей стране, отмена крепостного права, 150-летие завершения героической обороны Севастополя в ходе Крымской войны, 150 лет со дня гибели нашего замечательного земляка адмирала военно-морского флота Павла Степановича Нахимова.

Много дат, много имен, но все они связаны с поворотным событиями русской истории XIX-XX вв. Одно про истекает и другого: расцвет и крушение николаевской самодержавной системы, поиск новых путей развития и, как следствие, либеральные реформы, чей половинчатый, незавершённый характер неминуемо привёл к революции. Великие и печальные страниц русской истории, о которых нельзя забывать. Собственно, в этом и заключал ась главная задача представленных экспозиций -- напомнить гражданам России о своей истории.

В 2005 г. наш город посетили три прекрасные экспозиции 113 фондов Государственного исторического музея. В стенах исторического музея на улице Ленина экспонировались следующие выставки: в апреле-июне -- «Первая     революция.     Первый    парламент»,    в    июне-августе «Царь-Освободитель. 150 лет восшествия на престол Александра II», в сентябре-ноябре -- «Севастопольская страда. 349 дней героической обороны». Смолянам были представлены  уникальные, преимущественно ранее не экспонированные, исторические памятники и реликвии. Подлинные документы, фотографии, периодические издания и книги, оружие и костюмы, картины и графика, личные вещи революционеров и самодержцев -- всё это позволило соприкоснуться с настоящей Историей.

  Московская экспозиция была дополнена региональным компонентом -- «Революционные события 1905-1907 гг. на Смоленщине». Были представлены: фотографии революционеров и первых депутатов Государственной Думы от Смоленской губернии, показаны прокламации и предвыборные листовки, фотооткрытки с видами старого Смоленска, архивные документы смоленского губернатора и МВД, местная пресса.

И совсем другой получилась экспозиция «Царь-Освободитель. 150 лет восшествия на престол Александра II». Много картин, много драгоценных вещей «императорской России». Искусные работы русских придворных живописцев: П. Зайцева, А. Полякова, И. Винберга показали весь жизненный путь Александра Николаевича Романова -- от рождения до гибели. Выставка даёт хорошее представление о сложной, противоречивой' фигуре Александра II.

Портреты его соратников: Н.А. Милютина, Я.И. Ростовцева, С.С. Ланского, в.к. Константина Николаевича, а за этими людьми стоят масштабные реформы в политической, образовательной, юридической и военной сфере. Нельзя забывать и об активной внешней политике: оружие времён русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и хромолитография «Освобождение южных славян от турецкого ига». Был представлен и парадный мундир Александра Александровича Романова, участника войны и будущего императора России [15].

Особое место занимает семейная реликвия дома Романовых -- крестик из осколков оконного стекла кареты, в которой 1 марта 1881 г. ехал Александр II.

Заключительная третья выставка посвящалась беспримерному героизму русских солдат и матросов, защитников Севастополя. Экспозиция «Севастопольская страда. 349 дней героической обороны», включает в себя неповторимый и уникальный материал. Например, картины известных русских маринистов И. Айвазовского, А. Боголюбова, Н. Красовского.

Особенностью «севастопольской» выставки является тот факт, что наряду с картинами русских художников широко представлены полотна английских и французских баталистов. Нельзя не отметить большую серию литографий английского журналиста В. Симпсона («Город и гавань в Балаклаве)), «Пожар в Керчи», «Шотландский пехотный полк»). Восточная война 1853-1856 гг. стала, пожалуй, первой информационной войной. Обе стороны активно использовали контрпропаганду, на страницах европейской прессы разворачивались словесные баталии, а на театрах боевых действий появились первые военные корреспонденты. На экспозиции были представлены работы английских фотокорреспондентов Дж. Робертсона и Фентона.

С русской стороны конфликт освещал придворный художник Николая Павловича -- В. Тимм. Именно он является автором знаменитого единственного прижизненного портрета Павла Степановича Нахимова. Тимм -- создатель и других портретов защитников. Севастополя: В.А. Корнилова, В.И. Истомина, С.А. Хрулёва, А.Ф. Багговута, Н.А. Бирюлёва. И, конечно, по всем учебникам истории нам знакома зарисовка «Черноморские пластуны» -- с Петром Кошкой в центре экспозиции.

Помимо этих замечательных картин, графики и карт, выставка была    дополнена    историческими    памятниками    из    фондов Смоленского музея-заповедника. Было представлено холодное и стрелковое оружие обоих сторон и русские боевые награды, приуроченные к обороне Севастополя. В открытии выставки «Севастопольская страда. 349 дней героической обороны» участвовали представители Смоленского морского офицерского собрания и Смоленского морского музея имени П.С. Нахимова [15].

В последнее время общество стало больше уделять внимание военно-патриотическому воспитанию детей и молодёжи. Прививать любовь к Родине, готовность защищать её -- это святой долг каждого, живущего в родной стране. А у нас, к сожалению, дело дошло до того, что учащиеся 8-10-х классов не знают таких героев, как А. Матросов, Н. Гастелло, М. Егоров, не знают о подвигах защитников Брестской крепости, не знают не только крупнейших битв, но даже дат начала Первой мировой и Великой Отечественной войны. Многие школьники не знакомы с памятниками нашего города. Это особенно бросается в глаза при посещении учащимися музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» [9].

Информация о работе Выставочная деятельность музеев Смоленской области в ХХI веке. Планы и перспективы развития данного направления