Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:27, контрольная работа
Рождение спектакля «Война» было продиктовано не интересом к «роли», а интересом к теме. Театр назвал себя «Современник» по имени пушкинского журнала: «Как журнал, так и наш театр, мечтали мы, ставят своей целью слушать свое время, его смысл, содержание и идеи».
«Мы давно задумали сделать работу об империалистической войне» - писал Яхонотов.
Принимаясь за работу, за любой сценарий, необходимо собрать материал на выбранную тему. Так, для того чтобы поднять тему войны, необходимо было прочесть очень много книг и выбрать основную дорогу. Необходимо было понять, в каком ключе решать эту очень сложную и очень обширную тему. Яхонтов жил, вынашивал темы.
« Мы вспомнили строчки из «Манифеста Коммунистической партии» : “История всех до сих пор существовавших обществах – была историей борьбы классов…”».
Рождение спектакля «Война» было продиктовано не интересом к «роли», а интересом к теме. Театр назвал себя «Современник» по имени пушкинского журнала: «Как журнал, так и наш театр, мечтали мы, ставят своей целью слушать свое время, его смысл, содержание и идеи».
«Мы давно задумали сделать работу об империалистической войне» - писал Яхонотов.
Принимаясь за работу, за любой сценарий, необходимо собрать материал на выбранную тему. Так, для того чтобы поднять тему войны, необходимо было прочесть очень много книг и выбрать основную дорогу. Необходимо было понять, в каком ключе решать эту очень сложную и очень обширную тему. Яхонтов жил, вынашивал темы.
« Мы вспомнили строчки из «Манифеста Коммунистической партии» : “История всех до сих пор существовавших обществах – была историей борьбы классов…”».
«Манифест» стал ведущей нитью в этой работе.
« Я подумал,
что война, вообще говоря, скверная,
неприятная штука, и не стоит в
нее играть. Нам хотелось показать,
откуда возникает необходимость
стрелять».
«Я взял страничку, переписанную из книги Павловича, под длинным названием «Империализм и борьба за великие железнодорожные и морские пути будущего» и прочел:
“На голове его была традиционная прусская каска с золотым императорским орлом, но лицо его было скрыто большой белой вуалью, спадавшей на плечи. Великолепный белый кирасирский мундир просвечивал сквозь тончайший дамасский бурнус, прозрачный, как вуаль, и блестевший, как золото. На своем чудесном белом коне, окруженный пышной и многочисленной свитой, Вельгельм II вступил в Иерусалим”».
Затем автор добавил:
« Преисполненный глубокого волнения при мысли находиться на том месте, где пребывал один из благороднейших государей всех времен, великий султан Саладин, рыцарь без страха и без упрека, который нередко даже своим врагам давал уроки истинного рыцарского духа, я пользуюсь прежде всего тем случаем, чтобы поблагодарить султана Абдул – Гамида за гостеприимство.
Пусть султан и триста миллионов магометан, рассеянных по всей земле и почитающих в нем халифа, будут уверены, что во всякий момент германский император будет им другом».
После речи, обращенной к магометанам, автор использовал стихи Пушкина:
«Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечом и правой битвой
Клянуся утренней звездой,
Клянусь вечернею
молитвой…».
«Я возвеличиваю,
- говорит Яхонтов, - въезд Вильгельма до
Иисуса – и Иисус падает до Вильгельма.
У него дурной последователь! Я просвечиваю
Вильгельма – завоевателя через евангелие,
я вижу «черную галку», тем самым дело
Иисуса проиграно, ибо его последователь
- «черная галка», не больше.»
Также автор взялся за статью «Искусственный туман» из специального журнала.
Весь материал в окончательном виде выстроился так:
«…Искусственный туман служит для того, чтобы обмануть противника, например, представить для него местность в ложном виде…».
«Немецкие инженеры доказывали, что к концу 1917 года локомотив поезда, вышедший со станции Хайдар – паша насупротив Константинополя, быстро промчавшись через Анатолию, Сирию, Месопотамию, Персидские горные цепи Тавра и Адда – Дака, перелетев через волны исторической реки Евфрата, с победным свистом и торжествующим грохотом своих колес врежется под своды грандиозного вокзала, который Немецкий банк собирался выстроить в древней столице халифов».
«… И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Вифанию к горе Елеопской, когда Иисус послал двух учеников, сказав им: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами, и тот час найдете ослицу…и молодого осла…отвязавши, приведите ко мне.»
Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус. Привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и он сел поверх их.
…И когда вошел он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто сей?».
«…На голове его была традиционная прусская каска с золотым императорским орлом, но лицо его было скрыто большой белой вуалью, спадавшей на плечи. Великолепный белый кирасирский мундир просвечивал сквозь тончайший дамасский бурнус, прозрачный, как вуаль, и блестевший, как золото. На своем чудесном белом коне, окруженный пышной и многочисленной свитой, Вельгельм II вступил в Иерусалим».
«Черная галка, запели все разом,
Черная галка, соседи галдели…».
Так реагировал
народ на ослепительный въезд
германского императора.
Спектакль «Война» родился из живого самочувствия человека, привыкшего к мысли, что он, рядовой представитель общества, отвечает за все, что делается в мире.
В первой яхонтовской композиции главным материалом была газета. О войне тоже проще всего было сделать монтаж из газетных сообщений, очерков, стихов современных поэтов – о войне писали Маяковский, Тихонов, Багрицкий, Светлов, Луговской и многие другие.
Яхонтова и Попову привлек не агитационно – пропагандистский поворот темы, а исследовательский, задача не «отразить обстановку», а исследовать художественным способом ее первооснову. «Раскрыть причину возникновения войн» - так это было сформулировано. Ни больше ни меньше.
Каковы бы ни была степень интеллектуальности спектакля «Война», в его сердцевине лежало простое человеческое чувство, которому создатели спектакля лишь нашли веские подтверждения в трудах ученых и философов.
Стиль спектакля
должен был подчиниться
Тема здесь развертывается не через сюжетную канву – случаи, события, ситуации, а через систему высказываний – аргументов, высказываний – суждений исполнителя о действительности, а еще точнее, о проблеме, что его волнует, побуждает говорить, думать перед зрителями, втягивать их в этот процесс.
Источником такого типа литмонтажа может быть самый разнообразный материал – литературный, публицистический, документальный, цельные стихотворные произведения, отдельные строфы и даже строчки, цитаты, свидетельства современников и т.д.
Темы и характер таких композиций близки различными жанрам лирики – философской, гражданской, героико – публицистической, лирики морально – этического плана и т.п. Композиция такого рода – определенное моделирование мыслительного процесса. Она представляет собой развернутое суждение исполнителя на избранную тему, суждение в развитии, в процессе формирования на наших глазах, при соучастии слушателя – зрителя. Источник аргументации – разнообразный литературный и документальный материал в русле избранной проблемы – может быть связан с темой впрямую и ассоциативно.
Первооткрывателем бессюжетного литмонтажа является В. Яхонтов.
С первых же строк
уже в «Прологе» Яхонтов
Негде в тридевятом царстве
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь – Дадон…
Монтажируются с перечислением всех титулов царя Николая, фрагментами из конвенции между Россией и Англией, приказом о частичной мобилизации от 17 (30) июля 1917 года…
Документальный образ войны ширится через поэтические обобщения «Слова о полку Игореве» и Симеона Полоцкого из «Осады Троицко – Сергиевской лавры».
С помощью литмонтажа
Яхонтов создает метафорический
с символическим элементом
Материал, использованный в «Войне» по своему охвату, широте, глубине, фактурной жанрово-стилевой пестроте – не имеет себе равных в истории литмонтажной драматургии.
Здесь и отрывки
из произведений классиков марксизма
– ленинизма, речь К. Либхнехта в
рейхстаге, документы эпохи, отрывки
из трактатов по военному делу, царские
приказы о частичной
Яхонтов здесь избирает монтаж тематических циклов. Каждому из них соответствует определенный эпизод. Их всего 15. Имеется также пролог и эпилог. Картины имеют названия, приоткрывающие тему цикла или ее образное решение – «Морской бой», «Снаряд крупного калибра», «Зверинец», «лучшее негритянское стихотворение», «Воздушная атака», «Золотой осел», «Анчар», «Империализм», «Изобретение», «Бой быков» и т.д. Отдельный цикл внутренне завершен, связан с соседним ассоциативно. Вместе взятые, они составляют определенную систему доказательств – аргументов Яхонтова. Его сквозным действием является социально – политический, художественный анализ механизмов общественного развития, комплекс причин и следствий империалистической войны.
Объединяющим моментом в композиции становится основной конфликт и его жанровый ключ: «Большая форма трагедии, размах и игра страстей двух борющихся классов» - так сам Яхонтов определяет свой замысел.
Из описания фрагментов «Войны можно понять, что в исполнении композиции артист прибегал к разным позициям – рассказчика, оратора, актерского перевоплощения, штрихпунктирного силуэтного показа действующих лиц произведения.
В первом действии воссоздавалась картина морского боя. В бескрайнем водном пространстве, следуя чьей-то команде, навстречу друг другу движутся громады крейсеров и миноносцев и, встречаясь, начинают топить друг друга. Решено было сыграть величественное и трагическое зрелище – гибли «колоссальные рыцари из брони и железа», плод развития технического разума и труда человеческих рук.
Стихами Державина был озвучен проходящий через весь спектакль артиллерийский залп. Он звучал в картине морского боя, потом во время бомбардировки Парижа, на фоне бесстрастных сводок и схуой военной статистики:
Явись!
И бысть. – Молебных капля слез,
Упадши в чашу правосудья,
Всей стратегически орудья
Как прах, взметнула
до небес…
Сцена «Лазарет» начиналась текстом из учебника медицины:
«Разрез кожи обязательно
должен производиться плавным
Тональность изменена – новая картина: «Газовая атака». Разлагаясь, хлороформ дает удушливый газ – фоскен (шло описание газовой атаки), но во время операции тот же хлороформ наливают «по каплям, предлагая больному в целях равномерности и во избежание задержки дыхания, считать до ста, лучше в обратном порядке».
Если можно так сказать, Яхонтов играл диалектику. Он ее демонстрировал, наглядно и убедительно. И цепь фрагментов – доказательств, где каждое предыдущее звено укреплялось последующим, замыкал словами Энгельса:
«Но если мы подойдем с этим масштабом к человеческой истории, даже к истории самых развитых народов современности, то мы найдем, что здесь все еще существует огромное несоответствие между поставленными себе целями и достигнутыми результатами».
Одна другую сменяли картины: история изобретений; борьба за рынки; парад завоевателей в колониях; морской бой; газовая атака… Всюду гибель, варварство, разрушение. В финале акта всему этому подводился итог – опять же словами Энгельса – и это было сходно со звучанием мощных аккордов в фугах Баха:
«Но как бы часто
и как бы безжалостно ни совершался
во времени и в пространстве этот
круговорот; сколько бы миллионов
солнц и земель ни возникало и
ни погибало… - у нас есть уверенность
в том, что материя во всех своих превращениях
остается вечно одной и той же…поэтому
с той же самой железной необходимостью,
с какой она когда-нибудь истребит на Земле
свой высший цвет – мыслящий дух, она должна
будет его снова породить где-нибудь в
другом месте и в другое время».