Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:08, доклад
Конец XIX и XX в. – эпоха неклассической философии – дали плеяду замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру глубокими и тонкими идеями, отразившими достижения науки и иные стороны материального и духовного развития человечества. Западная философия данного периода – это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций. Наиболее заметные представители различных течений в философии: иррационализма (А. Шопенгауэр) и философии жизни (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Бергсон), американской философии прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи), феноменологии (Э. Гуссерль), герменевтики, философской антропологии (М. Шелер, П. Тейяр де Шарден), экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр), позитивизма и неопозитивизма (О. Конт, Б. Рассел, Л. Витгенштейн), структурализма (К. Леви-Строс), критического рационализма (К. Поппер).
Западная философия конца XIX – XX веков
Конец XIX
и XX в. – эпоха неклассической
философии – дали плеяду
Эта эпоха
– эпоха бурного развития
^ Артур Шопенгауэр (1788-1860)
Шопенгауэр
был первоклассным писателем,
блестящим стилистом. По
Иррационализм – учение, согласно которому решающим фактором в познании, в поведенческих актах людей, в мировоззрении, в ходе исторического процесса играют не силы разума, не рациональное на-чало, а иррациональное (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный), что предполагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, чувства.
Шопенгауэр
тяготел к немецкому
Шопенгауэр, с одной стороны, стремился к расширению наших представлений о мире человеческой психики, сводимой ранее преимущественно к рациональному началу, а с другой – он остался на позициях объективного идеализма Гегеля, заменив на «посту» первопричины мира рациональную идею на иррацио-нальный момент человеческой психики - первоволю. Шопенгауэр признавал, что среди источников, стиму-лировавших его мысль об идее волевого первоимпульса, не подвластного никаким рациональным, этичес-ким и даже эстетическим ограничениям, одно из первых мест занимали буддийские представления о майе и нирване. По Шопенгауэру, воля, т.е. хотения, желания, мотивы побуждения человека к действию, и сами процессы его осуществления в значительной степени определяют направленность и характер реализации действия и его результат. Он абсолютизировал волю, превратив ее из составляющей духа в самодостаточ-ное начало. Воля для Шопенгауэра – корень всего сущего. Мир мыслился им как воля и представление (один из его трудов назывался «Мир как воля и представление»).
В противоположность
Канту Шопенгауэр утверждал
Этика Шопенгауэра безотрадно пессимистична. Страдание присуще жизни неотвратимо. То, что называют счастьем, имеет всегда отрицательный, а не положительный характер и сводится лишь к освобо-ждению от страданий, за которым должно последовать новое страдание либо томительная скука. Из при-знания доминирующей роли страдания следует сострадание в качестве важнейшего этического принципа. Противоборствующим состоянием духа, препятствующим страданию, является состояние полного отсутст-вия желания. Симптом этого – переход к полному аскетизму. Шопенгауэр видел разрешение трагедии чело-веческой жизни в умерщвлении плоти и в угасании рациональных исканий человека. В качестве исхода предполагал апологию самоубийства (хотя для Европы, в христианской культуре, самоубийство всегда было грехом).
Во многом
под влиянием Шопенгауэра
^ Сёрен Кьеркегор (1813-1855)
Датский
теолог, философ и писатель. Как
и Шопенгауэр, он высказывал недоверие
к разуму. Он от-рицал единое
идеальное начало мира, - будь
то воля, разум или что-либо
другое из области
Для преодоления
апологии страха и утешения
необходимо религиозное
Несомненная
заслуга Кьеркегора
^ Фридрих Ницше (1844-1900)
Немецкий философ и филолог, незаурядно одаренный мыслитель и публицист (воззрения Ницше имеют большое влияние на умы людей; этому во многом способствует удивительно изящная литературная форма его произведений в виде броских афоризмов, парадоксальных выражений, памфлетов и притч), яр-кий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.
Ницше резко отрицательно, даже бестактно грубо относился к прекрасному полу. Некоторые из его афористических по форме высказываний: «Мужчина должен воспитываться для войны, женщина – для отдохновения воина. Все остальное - вздор»; «Ты идешь к женщине? Не забудь плетку!». Видимо, тут сказывались какие-то болезненные глубинно-личные мотивы… Извест-но, что пройдя манию величия Ницше впал в болезненное состояние души.
Для творчества Ницше характерно необычное употребление общепринятых в философии понятий. Его идеи, как правило, облечены в форму фрагментов и афоризмов. Ему чужды всякие попытки построения философской системы. Согласно Ницше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее «вечного возвращения одного и того же». Лишь понятие «вещи» выступает как некий момент устой-чивости в хаосе становления. Вслед за Шопенгауэром Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как «волю к власти», волю к расширению своего Я. Ницше переносил идеи Ч. Дарвина о борьбе за существование животных на жизнь человеческого общества. Центральным понятием у Ницше яв-ляется идея жизни. В человеке он подчеркивал принцип телесности, биологическое организменное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в пер-вую очередь инстинктов. По Ницше, интеллект не познает, а схематизирует мир в той мере, в какой это нужно для практической потребности. Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих ин-дивидуальных особенностей.
Теория познания
в ее классическом смысле не
была предметом особого
Ницшеанский
образ «сверхчеловека» воплощае
Основное внимание Ницше сосредоточено на проблемах культуры, на вопросах этики и эстетики, в частности музыки, а также на идеях бытия человека. Современная ему культура оценивалась им как «куль-тура декаданса», когда возрастание интеллекта ослабляет инстинкт человека, приглушая ощущение его слиянности с природой, умаляя смысл жизни как единственно абсолютной ценности. Для культуры дека-данса якобы характерна христианская мораль с ее культом утонченной духовности и милосердия, когда вместе с тем происходит явное умаление ценности земной жизни и усиливаются принципы сострадания. Рассматривая искусство, Ницше выделяет в нем два начала: дионисийское - стихийное, оргиастическое, экстатическое – и аполлоновское - просветленное, гармоническое, рефлексивное. Эти противоборствую-щие силы характеризуют само бытие, причем дионисийское, изначально-жизненное, лежит в основе бытия. Идеал культуры заключается в опосредовании и достижении равновесия этих полярных начал. Искусство – это сублимация чувственного удовольствия: восприятие произведений искусства сопровождается возбуж-дением полового инстинкта, опьянением, жестокостью как глубинным состоянием психики. Их смешение производит эстетическое состояние. Искусство, по Ницше, есть избыток, излияние цветущей телесности в мир образов и желаний. Ницше характеризует эстетику как «прикладную физиологию», а в эстетическом чувстве усматривает интуитивную оценку явления как психофизиологически полезного или вредного для организма.
В своем
труде «Рождение трагедии из
духа музыки» Ницше
Но не
смотря на это, главная
В своей
полемике с христианством
2 Философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.)
«Философия
жизни» являлась популярным на
рубеже 19 - 20 веков направлением в
философии. Основой «философии
жизни» служило