Защита и спасение культурных ценностей в ЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 00:34, контрольная работа

Описание

Культурное наследие - это духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наравне с природными богатствами это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом.
Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом.

Работа состоит из  1 файл

Защита и спасение культурных ценностей в ЧС.DOC

— 47.00 Кб (Скачать документ)

Санкт-Петербургский государственный

 университет культуры и искусств

              

 

Факультет музееведения и экскурсоведения

 

 

 

Контрольная работа по предмету охране здоровья

Тема: Защита и спасение культурных ценностей в ЧС

 

 

 

 

 

 

 

                                                              

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Сазонец  Ольга Игоревна

                                                               Студент: Смирнова Ксения Александровна

 

Группа 101

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2008

Культурное наследие - это духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наравне с природными богатствами это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом.

Утраты  культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом.

Накапливание  и сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации.

Среди мировых  мегаполисов Санкт-Петербург - уникальный по масштабу памятник, сохранивший  в основных чертах грандиозный исторический центр и ожерелье пригородных  ансамблей. Образ города создают  не только шедевры архитектуры, но и  целостная архитектурно-пространственная среда. Высокая степень сохранности и подлинности исторических территорий послужила основанием для включения в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО исторического центра Санкт-Петербурга вместе с группами памятников пригородов.

Исключительная ценность Петербурга заключается в подлинности, универсальности и общечеловеческой значимости его культурного достояния.

Базовый принцип сохранения культурных ценностей - комплексное сохранение наследия, согласно которому эта деятельность эффективна только в рамках политики экономического и социального развития Санкт-Петербурга, в составе проектов перспективного планирования и градостроительства. Сохранение объектов культурного наследия должно стать ключевым элементом стратегии городского обновления.

Задача сохранения культурного  наследия должна решаться не только органами охраны памятников, но также теми структурами, которые ведают вопросами градостроительства и архитектуры, экономики и промышленного  развития, экологии, транспорта, благоустройства, имущественного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, юридических служб и т.д.

Предметами охраны территорий Санкт-Петербурга как объекта Всемирного наследия являются: 

 

- историческая  застройка, панорамы и виды, воспринимаемые  с набережных Большой Невы, видовые точки, с которых наилучшим образом раскрываются наиболее ценные ансамбли; 

 

- соотношение  фоновой застройки с системой  доминант (силуэт города); 

 

- композиционные  оси и направления восприятия  доминант. Охраняются от застройки  основные направления, с которых воспринимаются архитектурные высотные доминанты.

 

Для города так же очень важна своевременная  реставрация многих памятников архитектура, так как многие из них пострадали во время Второй Мировой войны.

Огромный  ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда. Он мог бы быть ещё большим, если бы не были предприняты весьма эффективные меры по их маскировке. Самые ценные памятники, например, памятник Петру I рядом с Исаакиевским собором, памятник Ленину у Финляндского вокзала были спрятаны под мешками с песком и фанерными щитами. Но самый большой, невосполнимый ущерб был причинён историческим зданиям и памятникам, находившимся в занятых немцами пригородах Ленинграда. Были разрушены Большой Екатерининский дворец в Царском селе, Большой дворец в Петергофе. Знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I королём Пруссии, была целиком вывезена немцами.

Самоотверженная борьба за спасение художественных ценностей  и защиту памятников началась с первых часов войны, в ночь на 23 июня 1941 года. В сентябре гитлеровские захватчики оккупировали Гатчину, Павловск, Пушкин и Петергоф. 4 сентября противник произвел первый обстрел города из 240-миллиметровых орудий; 6 сентября фашистская авиация впервые прорвалась к городу, и через два дня фашисты дважды совершили налеты на Ленинград, сбросив 6327 зажигательных бомб, которые вызвали 178 крупных пожаров. Была прервана железнодорожная связь со страной. Начались девятьсот суровых дней ленинградской блокады.

Каждый  день городские кварталы, площади, памятники архитектуры Санкт-Петербурга обстреливались вражеской артиллерией. Усиливалась интенсивность налетов немецкой авиации.

Наряду  со строительством оборонительных рубежей  широко развернулись работы по ликвидации завалов, возникавших в зданиях  после бомбежек и обстрелов, и защите памятников архитектуры и художественных произведений. Защита памятников архитектуры осуществлялась под руководством сотрудников Городского архитектурно-планировочного управления, членов Союза архитекторов и Союза художников. С 22 июня 1941 года Отдел охраны памятников, в дальнейшем преобразованный в Инспекцию, переключился на работу по защите памятников и укрытию скульптуры Санкт-Петербурга. Инспекция, первоначально возглавляемая А. В. Победоносцевым, а после его ухода на фронт - его заместителем Н. Н. Белеховым, превратилась в своеобразный штаб, вокруг которого сплотился большой и преданный делу коллектив архитекторов, скульпторов, художников, искусствоведов; они, не щадя сил и даже самой жизни, спасали всемирно знаменитые памятники любимого города. Более сорока сотрудников Инспекции погибли от обстрелов, бомбежек и голода.

Уже 23 июня 1941 года Инспекция представила  в Ленгорисполком план защиты памятников, монументальной и декоративной скульптуры города. К 1 июля были разработаны предложения  по маскировке высотных ориентиров, связанных  прежде всего со зданиями-памятниками, которые, по решению Ленгорисполкома, незамедлительно начали осуществляться.

Для оперативной ликвидации разрушений в зданиях - памятниках архитектуры  был организован аварийно-восстановительный  батальон, насчитывающий вначале 44, а впоследствии 150 человек. Специальное подразделение этого батальона под руководством архитектора С. Н. Давыдова, инженера Л. А. Жуковского и военного инженера III ранга И. П. Соколова произвело, не устанавливая лесов, очень опасную и трудоемкую работу по защите памятников: маскировочная окраска пяти куполов Исаакиевского собора, шпиля и купола Петропавловского собора, а также великокняжеской усыпальницы. Огромными маскировочными чехлами были затянуты шпиль Инженерного замка, пять куполов Никольского собора, Адмиралтейская игла.

Одновременно с маскировкой и защитой архитектурных памятников, по согласованию с главным архитектором города Н. В. Барановым, Инспекция привлекла членов Союза архитекторов к обмерам памятников, которые могли из-за их местоположения оказаться наиболее уязвимыми для вражеской артиллерии и авиации.

Инспекция по охране и защите памятников организовала и возглавила работы по укрытию монументальной скульптуры Ленинграда. Этим сложным делом руководил  скульптор-реставратор И. В. Крестовский, совместно с которым трудились скульпторы И. И. Суворов, Н. В. Дыдыкин, Г. А. Симонсон, Н. Я. Тальянцев, В. В. Эллонен, М. М. Демьянов, Р. К. Таурит. Вместе с ними работали архитекторы, проектировавшие конструкции для укрытия и защиты скульптур.

Во время блокады Ленинграда на территории Летнего сада разместили зенитные расчёты. В Кофейном домике устроили казарму, а в Чайном — склад боеприпасов и оружия. Скульптуры укрыли в земле. На территорию Летнего сада неоднократно падали бомбы и снаряды. Весной 1942 года цветники и газоны были отданы школьникам и учителям окрестных школ для разведения огородов. В связи с этим одна из аллей стала называться Школьной.

Великая Отечественная война прервала работы по благоустройству памятника. В суровые годы блокады жители Ленинграда особенно заботливо отнеслись к любимому саду. С первых дней войны устанавливается систематическое наблюдение за Летним садом. Мраморная скульптура была закопана по строго определенному плану, а бронзовый памятник И.А.Крылову укрыт деревянными  щитами и мешками с песком. Экспонаты Летнего дворца Петра I вывозятся на Урал.

В Летнем саду появились щели для  укрытия. Во время блокады на партере  и южных склонах пруда были разбиты огороды, которые обрабатывали юные жители города. В память о героической  обороне Ленинграда, аллея, проходящая вдоль партера, стала с тех пор называться Школьной.

Благодаря самоотверженной работе всех служителей Летнего сада в годы войны удалось сохранить дворец Петра I. Одним из первых среди музеев города он открылся в 1947 г. после небольшого ремонта.

 

В связи с такими ужасными последствиями  войны 21 апреля 1954 года по инициативе Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) была принята Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

Конвенция исходит из того, что сохранение культурного наследия касается не только государства, на территории которого находятся те или иные ценности, входящие в это наследие, но "имеет большое значение для всех народов мира и что важно обеспечить международную защиту этого наследия". Таким образом, эта защита по своей значимости выходит за рамки границ отдельно взятого государства и становится делом международной важности. Для того чтобы быть действенной, эта защита должна быть организована уже в мирное время посредством осуществления мер на национальном и международном уровне.

Протокол, принятый одновременно с  Конвенцией, запрещает сторонам вывозить культурные ценности с территорий, которые они оккупируют во время вооруженного конфликта. Кроме того, они обязаны воспрепятствовать такому их вывозу кем бы то ни было. Если культурные ценности все же будет вывезена с оккупированной территории, она должна быть возвращена компетентным органам власти по окончании военных действий. В протоколе уточняется, что культурные ценности никогда не будут удерживаться в качестве военных репараций

Осуществляя свой мандат по защите культурных ценностей, ЮНЕСКО должна сотрудничать с другими институтами и международными организациями. Эти институты, будь то учреждения системы ООН или специализированные органы, выполняющие свою программу на территориях, где необходимо принять срочные меры, могли бы оказать свое содействие ЮНЕСКО в выполнении возложенной на нее задачи по защите культурных ценностей, сообщая ей о необходимости предложить свои услуги или оказать техническую помощь.

В завершении доклада я бы хотела привести цитату профессора С. Нахлика:

"Человек смертен, и поколения  людей сменяют друг друга. Однако  при всей краткости отмеренного  ему срока каждое из них  могло бы оставить на Земле нетленный след своего гения, воплотившегося в произведении искусства, историческом памятнике или культурной ценности. Не будем забывать о взаимосвязи, которая существует между преходящим и тем единственным, что может дать бессмертие человеку и его творениям. Vita brevis – ars longa (жизнь коротка - искусство вечно)..." .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  интернет источников:

http://yro.narod.ru/doc/pact/conv.htm

http://www.infran.ru/vovenko/60years_ww2/ran_ww2.htm


Информация о работе Защита и спасение культурных ценностей в ЧС