Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 18:18, доклад
В пейзаже по сравнению с натюрмортом, интерьером, портретом иные измерения пространства, масштабности. Перед живописцем открываются большие просторы, многоплановость (глубина точки зрения), богатое разнообразие форм, величин, цветов, необычность и постоянная смена освещения, атмосферных явлений. Умение разобраться в своих впечатлениях от пейзажа, найти в нем самое интересное, главное, отобрать нужные детали (а их в природе очень много) и подчинить их целому — задача трудная даже для опытного пейзажиста.
В пейзаже по сравнению с натюрмортом, интерьером, портретом иные измерения пространства, масштабности. Перед живописцем открываются большие просторы, многоплановость (глубина точки зрения), богатое разнообразие форм, величин, цветов, необычность и постоянная смена освещения, атмосферных явлений. Умение разобраться в своих впечатлениях от пейзажа, найти в нем самое интересное, главное, отобрать нужные детали (а их в природе очень много) и подчинить их целому — задача трудная даже для опытного пейзажиста.
При работе над натюрмортом, интерьером натура все время остается неподвижной, освещение и световоздушная среда в помещении относительно постоянны (особенно если окна выходят на север), объекты натуры находятся рядом с художником, изображаемое пространство неглубокое, хорошо видны форма, пропорции, цвет, материальность предметов, отдельные детали.
В этих жанрах внимание и живописный интерес художника в основном сосредоточиваются на характере формы, материала, тонально-цветовой моделировке, цветовой рефлексной взаимосвязи предметов. Задача передачи световоздушной среды, перспективных эффектов не исключается, но и не главенствует. В живописи пейзажа, напротив, внимание художника направлено главным образом на решение задач передачи пространства, состояния освещения, атмосферных явлений и влияния всего этого на предметный мир пейзажа.
Разные времена года, части суток, солнечный или лунный свет, ветер (слабый или сильный) — все это оказывает огромное влияние на вид природы и способно очень быстро преобразить пейзаж до неузнаваемости (например, быстро надвигающаяся гроза, вспышки молнии, ураган, восход или закат солнца).
Природные явления,
влияя на общее состояние пейзажа,
вызывают у нас ответные чувства
— тревогу, страх, печаль, радость
и т. п. Поэтому в пейзажной
живописи важно верно передать состояние
освещенности, атмосферные явления,
пространство и вызвать тем самым
у зрителя соответствующие
В живописи пейзажа художник имеет относительную свободу в колористических поисках, трактовке эмоциональных переживаний при восприятии пейзажа. Однако, по выражению К. Ф. Юона, в злоупотреблении этой относительной свободой скрыта «опасность творческого оскудения или безответственности искусства».
В «Заметках пейзажиста» В. В. Мешков отмечал, что, работая над картиной, он всегда заботился о материальности формы. «Камень должен быть камнем, — пишет он, — а не просто цветовым обозначением, и хорошо, когда зритель может понять, гранит это, известняк или песчаник. Надо заметить, что в молодости, не без влияния определенных художников, я считал понятие материальности устарелым понятием. По счастью, я скоро отказался от этого вредного утверждения.
Обобщить в картине - не значит отказываться от стремления к совершенству формы». Именно конкретность живописи, материальность форм, цвета отличают картины А. К- Саврасова, И. И. Левитана, А. И. Куинджи, Н. М. Ромадина, В. Н. Бакшеева, К- Ф. Юона, А. М. Грицая и других мастеров реалистического пейзажа.
В работах этих художников конкретность выражения лирического, поэтического восприятия природы достигается благодаря материальной определенности ее изображения.
Работа над пейзажем, как и работа над фигурой, портретом, требует от художника умения свободно рисовать и писать красками. В противном случае затруднения в передаче живописно-пластических качеств натуры вынуждают художника изображать предметы приблизительно, декоративным пятном.
Так иногда в этюдах изображаются облака, деревья, дома, животные, люди и т. д. Однако изображение в пейзаже названных предметов и объектов - это не только живописная задача. Это органичная задача по созданию образа природы. Да и живописную задачу трудно решить, если, например, плох предварительный рисунок.
Вместе с тем рисунок в пейзаже не следует понимать и как стремление к графичности, жесткости изображения. Например, картины И. И. Левитана «Свежий ветер», «Березовая роща» не графичны, но нарисованы очень убедительно.
Вот почему пейзаж надо не только учиться писать, но и рисовать — графитным и цветными карандашами, пером, углем, сангиной, работать в гравюре и т. п. Разнообразие техник, материалов в работе над пейзажем широко применяли И. И. Шишкин, И. И. Левитан.
Начинающие живописцы
должны изучать природу во всех ее
проявлениях, постоянно развивать
и накапливать запас наблюдений
и представлений о ней. Надо всесторонне
анализировать различные
Работая над пейзажем, нельзя его просто «срисовывать». Пейзаж требует от художника взволнованного, поэтического отношения к действительности. Живописец передает не только видимый «предметный сюжет», красоту пейзажа, но и то настроение, которое вызвал в его душе изображаемый мотив. Если же он оставил художника равнодушным, то это неизбежно проявится и в этюде, который будет пустым, холодным, хотя внешне, в техническом отношении, может быть исполнен достаточно уверенно.
Русские и советские мастера пейзажа — К. А. Саврасов, И. И. Левитан, А. И. Куинджи, Н. П. Крымов, В. Н. Бакшеев, A. А. Рылов, С. А. Герасимов, Г. Г. Нисский, Е. И. Зверьков и др.— подчеркивали, что природа, ее поэзия, красота постигаются любовью, восторженным отношением и преклонением перед ней. В этом они видели первооснову, залог успеха в работе над пейзажем. Без этого не может быть истинного художника-пейзажиста. «Пейзаж, — пишет известный художник-педагог А. М. Дубинчик,— это исповедь художника.
И он не может не
быть поэтом. Поэзия — состояние, в
котором он живет, и живет постоянно,
если он действительно художник. Взволнованность
— вот что неизбежно