"Золотой век" русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:11, реферат

Описание

Русская культура второй половины XIX столетия вправе гордиться великими именами. Классического совершенства достигли литература, живопись и музыка. Произведения гениев русского искусства позволили раскрыть необъятный мир человеческой личности. Метод реализмазма был первой попыткой в познании этого мира.

Содержание

1.Введение 3
2.«Золотой век» русской культуры. Его характерные черты 5
3.Культура первой половины XIX века: 8
3.1 архитектура 8
3.2 скульптура и живопись 9
3.3 литература 12
4.Культура второй половины XIX века: 13
4.1 живопись 13
4.2скульптура 15
4.3 архитектура 16
5.Заключение 18
6.Список литературы

Работа состоит из  1 файл

история комерции.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей. 

3.2скульптура и живопись

В первые десятилетия XIX в. велики и достижения русской скульптуры, особенно монументальной. Наиболее выдающийся представитель русского классицизма Иван Петрович Мартос. Первыми его работами были скульптурные надгробия, например надгробие С.С. Волконской, Е.С. Куракиной и другие. В его надгробиях обычно находит выражение большое внутреннее благородство внутренней скорби, в них нет подавляющего человека ужаса смерти. С начала века творчество Мартоса становится более монументальным (что проявляется и в надгробиях). В 1804 - 1818 гг. скульптор создает памятник Минину и Пожарскому, кото-рому суждено было стать не только наиболее значительным его произведением, но и одним из величайших творений русской монументальной скульптуры. Как и почти все мастера скульптуры того времени, Мартос много и плодотворно работал с архитекторами (напр. с Ч. Камероном и Т. де Томоном в Павловске). Среди поздних монументальных произведений Мартоса выделяется памятник Ришелье в Одессе (1823-1828 гг.). Заметную роль в русской скульптуре этого периода сыграло творчество Бориса Ивановича Орловского. Наиболее значительные произведения Орловского - памятники фельдмаршалам Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором (1832 - 1835 гг.). Особенность этих двух памятников заключается в том, что, являясь на первый взгляд самостоятельными, они в то же время идейно и композиционно тесно связаны друг с другом. В образах Барклая и Кутузова скульптор представил как бы начало и завершение Отечественной войны. Статуя Барклая передает стойкость и упорство полководца. ощущение большой собранности и внутреннего напряжения. Фигура Кутузова полна экспрессии и энергии, решителен и торжествен жест фельдмаршала, зовущий вперед. Под ногами полководца - поверженные наполеоновские знамена и орлы. Среди поздних работ Орловского необходимо выделить фигуру ангела (с чертами лица Александра I) на Александрийской колонне.

Тенденция реалистической живописи XVIII в. - раскрытие этической и эстетической ценности изображаемой действительности - остается ведущей и в I половине XIX столетия. Под влиянием изменившейся исторической обстановки и настроений в обществе особенное внимание обращается теперь на те черты русской жизни, которые носят характер народный и национальный. Утверждение героического и прекрасного в реальной действительности для русского искусства того времени было своеобразной формой протеста против уродливых явлений повседневной жизни. Значительным достижением русской живописи первой трети XIX в. был портрет. Для русских портретов того времени характерна возвышенность и уважение к “достоинству человека как человека”. Наиболее ярко эти черты проявились в творчестве Ореста Адамовича Кипренского, одного из самых значительных портретистов России первой четверти XIX в. Романтизм в русской культуре начала столетия в значительной мере был порожден тревожной атмосферой исторических сдвигов, которая царила в Европе, сотрясаемой захватническими походами Наполеона. Одна из значительных работ Кипренского этого периода - “Портрет гусарского полковника Дениса Давыдова”. Особую область в творчестве Кипренского представляют женские портреты - Д.Н. Хвостовой. Их лирическая теплота и, вместе с тем, конкретность напоминают образы Пушкина. Заслуга утверждения в русском искусстве бытового жанра как самостоятельного и полноправного вида живописи принадлежит Алексею Гавриловичу Венецианову. Систематического образования он не получил. Некоторое время он учился у портретиста В.Л. Боровиковского, а затем копировал в Эрмитаже картины старых мастеров. Тема его творчества - жизнь русских крестьян. Его картины немноголюдны. Сюжет обычно несложен, действие развивается в очень медленном темпе. Это не столько рассказ о событии, сколько демонстрация человека в определенном жизненном окружении. В произведениях Венецианова впервые многообразно и тонко была раскрыта поэзия народной жизни. Стремление художников 30-х - 40х гг. XIX в. увидеть мир взглядом аналитика, сочеталось с тяготением к большим, значительным темам. В 30-х гг. появляется множество картин, где художники изображают народы в переломные моменты их истории. В 1830 - 1833 гг. Карлом Павловичем Брюлловым была создана большая историческая картина “Последний день Помпеи”, занимающая центральное место в его творчестве. Замысел картины романтичен; трагически неизбежна гибель людей под действием слепых, стихийных сил. Идея трагичности самого течения исторического процесса была, по-видимому, навеяна общей атмосферой больших исторических сдвигов, царящей в Европе конца 1820-х - начала 1830-х гг. Как историческая картина “Последний день Помпеи” стал для русской живописи безусловным шагом вперед: впервые объектом внимания художника становится не отдельная героическая личность, а исторические судьбы целой цивилизации. Кроме художественной деятельности Брюллов активно занимался педагогическим трудом. В числе его многочисленных воспитанников был и Т.Г. Шевченко.

3.3литература

Развитие  русской литературы шло под сильнейшим идеологическим и цензурным гнётом. Но ни в какой другой сфере вклад России в мировую культуру не был столь высок, как в ней. Русская литература первой половины XIX века прошла большой путь, в 40-50-х годах в ней окончательно утвердился реализм. Важнейшим её представителем был баснописец Крылов, поднявшийся до политической и социальной сатиры. Основоположником русской литературы нового времени стал величайший поэт А.С.Пушкин. Его появлению предшествовало творчество поэтов-романтиков Жуковского и Батюшкова. Пушкинская традиция была продолжена Лермонтовым. Его "Герой нашего времени" открыл серию русского классического романа XIX века. Крупным литературным явлением было творчество Кольцова и Тютчева. 40-е годы стали "гоголевским периодом" русской литературы. К гоголевской реалистической школе принадлежат крупнейшие авторы – Салтыков-Щедрин, Гончаров, Достоевский. Усиливается демократическая направленность литературы, очевидная в творчестве Некрасова. К середине XIX века относится начало творчества Тургенева. 
 
 
 
 
 
 

4. Культура второй половины XIXвека.

Эпоха либеральных реформ и бурных преобразований всех сторон жизни русского общества затронуло и сферу искусства. Здесь стремление к новизне выразилось в борьбе с омертвевшими классицистическими традициями за новое содержание искусства, за его активное вторжение в жизнь. На первый план выдвигается моральная сторона искусства, его гражданский смысл. “Писать без цели и надежды на пользу решительно не могу”, - говорил Л.Н. Толстой только вступая в литературу. Эти слова очень характерны для эпохи преобразований. Прогрессивные писатели группировались вокруг журналов “Современник” и “Отечественные записки”, композиторов объединил кружок М.А. Балакирева, вошедший в историю под именем “Могучей кучки”. Общая задача борьбы за реализм, народность и национальную самобытность порождала взаимное влияние и взаимное обогащение литературы, живописи и музыки.

4.1 живопись

Передовые художники вели непримиримую борьбу с официальным придворным искусством, рутинной системой Академии художеств, которая, давая своим ученикам высокие профессиональные навыки, категорически противилась всем новым веяниям, навсегда “застряв” в классицизме.

Невозможность реализовать себя в рамках Академии привела к событию, известному в истории культуры как “бунт четырнадцати”. В 1863 г. все сильнейшие ученики (среди которых были И.Н. Крамской, К.Е. Маковский) отказались участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль после того как Совет Академии отверг их стремление к свободному выбору темы и всем предложил писать картину либо на сюжет древнескандинавских саг - “Пир в Валгалле”, либо на тему “Освобождение крестьян”, трактовавшуюся исключительно верноподданнически. Это был первый организованный протест против академической рутины, за что художники прослыли неблагонадежными и за ними был установлен негласный полицейский надзор. С выходом “четырнадцати” авторитет Академии был сильно подорван. Значительную роль в подготовке художественных кадров стало играть Московское Училище живописи и ваяния (с 1865 г., после создания архитектурного отделения названное Училищем живописи, ваяния и зодчества). По своему составу и положению оно было гораздо более демократичным, чем находившаяся в ведении царского двора Академия художеств. Здесь обучались многие выходцы из низших сословий. Училище закончили А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, В.Г. Перов и др. художники, сыгравшие огромную роль в развитии русского реализма. 
В целом, 1860-е гг. стали началом нового значительного этапа развития русского искусства. В эти годы начинается расцвет русского реализма. Главной задачей художника становится воссоздание со всей возможной убедительностью реального события-символа русской действительности.
Одним из наиболее видных живописцев того времени был Василий Григорьевич Перов. Как и многие другие художники того времени, он сознательно заострял внимание на теневых сторонах жизни общества, критикуя пережитки крепостнического прошлого. Главным содержанием творчества Перова стало изображение жизни простого народа, крестьянства по преимуществу. Громкую скандальную известность получила завершенная в 1861 г. картина “Сельский крестный ход на Пасху”. Стремясь показать омерзительность крестьянского существования в пореформенной деревне Перов намеренно сгущает краски: подчеркнуто тоскливый пейзаж (хмурое небо, обнаженное корявое дерево, грязь, лужи), гротескные персонажи - все должно было работать на раскрытие авторского замысла. Эта картина характерна для русской живописи 1860-х гг. Для этого поколения русских художников важнее всего было дать социальную оценку изображенной сцены, поэтому как правило на второй план отступала глубокая и многогранная характеристика отдельных персонажей. Скандальность “Сельского крестного хода на Пасху” была столь очевидной, что ее немедленно сняли с постоянной выставки общества поощрения художников (где она была впервые выставлена) и вплоть до 1905 г. запрещали выставлять и/или репродуцировать. Подобный, хотя и существенно меньший резонанс вызвала и следующая работа Перова - “Чаепитие в Мытищах”.

Программой своей деятельности передвижники во многом обязаны Ивану Николаевичу Крамскому. Глубокое раскрытие внутреннего мира человека, проявившееся в портретах Крамского, характерно и для его картин. Одна из наиболее известных - “Христос в пустыне” на евангельский сюжет. Борьба с искушением и преодоление слабости, переход от мучительных раздумий к готовности действовать, идти на самопожертвование - все это выражено в облике Христа.

4.2 скульптура

Упадок монументальной скульптуры, а также скульптуры монументально-декоративной был тесно связан с тем общим художественным упадком, который переживала с 40 - 50-х гг. архитектура, с распадом синтеза зодчества и изобразительных искусств. Наиболее значительным русским скульптором второй половины XIX века был Марк Матвеевич Антокольский. В годы обучения в Академии художеств он был дружен с молодым И.Е. Репиным. Для его творчества характерно особое внимание к исторической тематике. В 1870 г. он закончил статую “Иван Грозный”, в которой стремился передать всю противоречивость духовного мира царя, его силу и одновременно слабость, усталость, жестокость и угрызения совести. Вскоре (1872 г.) он создает новое значительное произведение - статую “Петр Великий” (приуроченную к 200-летию со дня рождения императора). Скульптор изобразил Петра в момент Полтавской битвы - в преображенском мундире, с треуголкой в руке. Развевающиеся волосы и относимые ветром складки одежды усиливают впечатление взволнованности и героики образа. Впоследствии М.М. Антокольский на основе этого скульптурного образа создал памятники Петру для нескольких городов России (Архангельска, Таганрога). В области монументальной скульптуры необходимо отметить деятельность двух мастеров - Михаила Осиповича Микешина и Александра Михайловича Опекушина. Первый прославился как автор таких знаменитых произведений, как памятник “Тысячелетие России” в Новгороде (1862 г.), памятники Екатерине II в Петербурге (1873 г.) и Богдану Хмельницкому в Киеве (1888 г.). Второй же известен прежде всего как автор памятника А.С. Пушкину в Москве (1880 г.) - одного из лучших памятников в истории русской скульптуры.

4.3 архитектура

К середине XIX в. ясно обозначился упадок архитектуры. Распространяется эклектизм - использование элементов самых разнообразных стилей. Под натиском капиталистической целесообразности уходит в прошлое ансамблевость строительства. Высокая цена на земельные участки в престижных районах города вела к тому, что в погоне за прибылью новые “хозяева жизни” не обращали внимания на такие “мелочи”, как архитектурное единство стиля, историческое окружение и т.д. В этот период были (иногда безвозвратно) испорчены многие бесценные архитектурные ансамбли, сложившиеся в предшествовавшие десятилетия. И все же нельзя не замечать и некоторых достижений архитектуры сер. - II пол. XIX в. Прежде всего они обусловлены прогрессом техники. Возникает потребность в зданиях нового типа - железнодорожных вокзалах, огромных торговых помещениях (пассажах), многоквартирных доходных домах и др. Появляются новые строительные материалы (напр. металлоконструкции, железобетон и т.д.), которые предоставляют архитекторам больший простор для творчества. В 1850-е - 60-е гг. преобладающим стилем в архитектуре было “ретроспективное стилизаторство”, т.е. воспроизведение внешних форм тех или иных архитектурных стилей прошлого. Виртуозом этого направления был Андрей Иванович Штакеншнейдер, творчество которого в основном приходится на конец николаевского царствования. Самым ранним его произведением стал Мариинский дворец в Петербурге. Здесь автор использовал элементы классицизма. Дворец Белосельских-Белозерских в том же Петербурге был замечательно стилизован Штакеншнейдером в духе растреллиевского барокко. К поздним представителям стилизаторского направления относится Константин Михаилович Быковский (Зоологического музея в Москве (1896 г.). С 1870-х гг., благодаря подъему национального самосознания под влиянием событий на Балканах и, отчасти, в связи с появлением народнических идей, начинается поиск некоего национального, самобытного русского стиля. Ретроспективизм в “западных” формах более не устраивает, официальный русско-византийский стиль - тоже. Возникает “русский” (или, по советской терминологии, псевдорусский) стиль. Представление об особенностях этого стиля дают такие постройки, как Исторический музей (1875 - 1881 гг., арх. В.О. Шервуд), Верхние торговые ряды (ныне - ГУМ) (1889 - 1893 гг., арх. А.Н. Померанцев) и Московская Городская дума (1890 - 1892 гг., арх. Д.Н. Чичагов). Из петербургских памятников этого направления необходимо отметить храм Воскресения Христова (“Спас на крови”) (1883 – 1907 гг., арх. И.В. Макаров, А.А. Парланд). “Русский“ стиль просуществовал недолго. На смену ему уже в конце столетия пришел совершенно непривычный, новаторский стиль - модерн. 
 

5.Заключение

Несмотря  на то, что в истории практически нет эпох, которые не оказали

бы сильнейшего  влияния на последующий ход развития культуры, XIX век в России можно назвать самым ярким ее этапом.

Это период роста национального самосознания, сформировавшегося в процессе борьбы против французского нашествия. Но одновременно с этим складывается и развивается резко критический взгляд на социальное устройство российской действительности. Результатом становится декабристское восстание, продемонстрировавшее появление нового менталитета русской интеллигенции и в определенной мере ознаменовавшее выделение этого слоя общества. Общественная мысль этого периода пытается найти разрешение главных проблем времени: государственного переустройства, крестьянской реформы и самого человека. Так ищется путь, по которому должно идти российское общество. Взгляды мыслителей кардинально разделяются: не только славянофилы и западники, но и петрашевцы, народники, социалисты и т. д. предлагают свои кардинальные способы разрешения российских проблем.

Особого расцвета достигает в XIX веке русское искусство, во всех своих

видах и формах явившее миру соцветие великих  имен гениев мирового

масштаба. В искусстве всего за одно столетие осуществился процесс

развития  самых различных стилей и направлений  от классицизма до

реализма.

Таким образом, русская культура второй половины XIX столетия вправе

гордиться великими именами. Классического совершенства достигли

литература, живопись и музыка. Произведения гениев русского искусства

позволили раскрыть необъятный мир человеческой личности. Метод реализмазма был первой попыткой в познании этого мира. В русской культуре XIX века сформировались все предпосылки современной культуры России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Александров В.Н. История русской культуры. Минск, 2004.
  2. Волкова Д.В., Новиков А.Ю. Культурология. - Ростов-на-Дону. Феникс, 2008.
  3. Горелов А.А. Культурология в вопросах и ответах. - Ростов-на-Дону. Феникс, 2003.
  4. Георгиева Т.О. История русской культуры. Москва, 1998.
  5. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. Москва, 1997.
  6. Мир русской культуры. Москва, 2004.
  7. http://revolution.allbest.ru/culture/00134847_0.html
  8. http://www.rusempire.ru/istoriya-rossiyskoy-imperii/kultura-rossii-vo-ii-polovine-xix-veka.html
  9. http://mgup-vm.narod.ru/kulturology/doklad06.html

Информация о работе "Золотой век" русской культуры