Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:12, реферат
Значительное количество крупных катастроф, которые произошли на территории Украины за последнее время, среди которых особое место занимает Чернобыльская, сменило приоритеты в назначении Гражданской обороны: от защиты населения в условиях военного времени на защиту населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени, от отраслевого (ведомственного) формирования и функционирования на функциональные (с задействованием всех уровней исполнительной власти) принципы формирования и реагирования на чрезвычайные ситуации. Обеспечение безопасности и защиты населения Украины, объектов экономики и национального достояния государства должно рассматриваться как неотъёмная часть государственного строительства, как важнейшая функция центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций и исполнительных органов власти.
1. Введение 2
2. Роль и место ГО в государственной системе безопасности и зашиты населения 3
3. Ядерное оружие. Поражающие факторы. Особенности применения 6
4. Средства и способы обеззараживания, виды обеззараживания и их особенности 13
5. Заключение 18
6. Список литературы 19
Содержание
1. Введение
2. Роль и место ГО в государственной системе безопасности и зашиты населения 3
3. Ядерное оружие. Поражающие
факторы. Особенности применения
4. Средства и способы обеззараживания, виды обеззараживания и их особенности 13
5. Заключение
6. Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Значительное количество крупных катастроф, которые произошли на территории Украины за последнее время, среди которых особое место занимает Чернобыльская, сменило приоритеты в назначении Гражданской обороны: от защиты населения в условиях военного времени на защиту населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени, от отраслевого (ведомственного) формирования и функционирования на функциональные (с задействованием всех уровней исполнительной власти) принципы формирования и реагирования на чрезвычайные ситуации. Обеспечение безопасности и защиты населения Украины, объектов экономики и национального достояния государства должно рассматриваться как неотъёмная часть государственного строительства, как важнейшая функция центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций и исполнительных органов власти.
Уровень национальной безопасности не может быть достаточным, если в общегосударственном масштабе не будет решена задача защиты населения, объектов экономики и национального богатства от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и другого характера.
1.Роль и место ГО в государственной системе безопасности и зашиты населения.
ЗАКОН УКРАИНЫ О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ 1993г.
Граждане Украины имеют право на защиту своей жизни и здоровья от последствий аварий, катастроф, крупных пожаров, стихийных бедствий и требовать от Правительства Украины, других органов государственной исполнительной власти, администрации предприятий, гарантий, обеспечивающих его реализацию.
Государство, как гарант этого права, создает систему органов управления, сил, средств и действий, объединенных и определенных как Гражданская оборона Украины.
Общие мероприятия.
Ст. 1 Гражданская оборона Украины - государственная система органов управления, сил и средств, создаваемых для организации и обеспечения защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного происхождения.
Систему гражданской обороны составляют: органы государственной исполнительной власти всех уровней в компетенцию которых определены функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением и действиями в чрезвычайных ситуациях:
– органы повседневного управления процессами защиты населения в составе центральных и местных органов государственной исполнительной власти, управления и предприятий;
- силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
- фонды финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов, предназначенные для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- система связи, оповещения и информационного обеспечения.
Ст. 2. Мероприятия ГО
распространяются по всей территории
государства на все категории населения,
а их распределение по объему и ответственности
за исполнение осуществляются по территориально-
Задачи ГО Украины.
1. Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения и внедрение мероприятий для уменьшения убытков и потерь в случае возникновения аварий, катастроф, крупных пожаров и стихийных бедствий.
2. Оповещение населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, постоянная информация о складывающейся обстановке.
3. Защита населения от последствий аварий, катастроф, крупных пожаров, стихийных бедствий, применения средств поражения.
4. Организация жизнеобеспечения населения во время аварий, катастроф стихийных бедствий и в военное время.
5. Организация и проведение СиДНР в районах бедствия и очагах поражения.
6. Создание систем управления, оповещения и связи, наблюдения и контроля за радиоактивным, химическим и бактериологическим заражением, поддержание их готовности для надежного функционирования в ЧС мирного и военного времени.
7. Подготовка руководящего состава ГО, ее органов управления и сил, обучение населения умелому применению средств индивидуальной защиты и действиям в ЧС.
Ст. 3. Общее руководство ГО согласно ее построению возлагается на кабинет Министров Украины, Совет Министров республики Крым, центральные и местные органы государственной исполнительной власти, предприятия, независимо от форм собственности и хозяйствования. Непосредственное руководство действиями органов управления и сил ГО во время чрезвычайных ситуаций, а также ответственность возлагается на штабы ГО, специальные подразделения министерств, привлекаемых к выполнению задач защиты населения и оказания ему помощи в чрезвычайных ситуациях штатных работников предприятий. Полномочия территориальных штабов ГО и перечень министерств, привлекаемых для выполнения задач защиты населения, определяются Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины. Территориальные штабы ГО в соответствии с законодательством Украины входят в состав местных органов исполнительной власти по признаку двойного подчинения.
Штабы ГО городского района городов, руководящее должности комплектуются военнослужащими, численность которых определяется кабинетом Министров Украины. Полномочия органов государственной исполнительной власти и управлений, предприятий и обязанности должностных лиц по вопросам ГО.
Ст. 4. Кабинет Министров
Украины определяет и формирует органы
управления и силы ГО, предельную численность
военнослужащих и служащих в штабах и
войсках, комплектует в/ч в мирное и военное
время, определяет города по группам, а
предприятия по категориям. Определяет
порядок создания специализированных
и невоенизированных формирований ГО.
Создает резервы средств индивидуальной
защиты и имущества ГО, материально-технических
и других фондов на случай возникновения
чрезвычайных ситуаций, в мирное и военное
время, а также определяет их объемы и
порядок использования. Осуществляет
мероприятия по обеспечению готовности
органов управления и сил ГО и действия
в чрезвычайных ситуациях. Создает систему
курсов ГО и определяет категории, тематику
и сроки обучения слушателей на этих курсах.
Обеспечивает проведение научных, исследовательских
и экспериментально-
Ст. 5. Совет Министров, республика Крым, местные органы, государственной
исполнительной власти
в процессе своих полномочий
обеспечивают органам
Ст. 6. Штаб ГО Украины :
- обеспечивает реализацию мероприятий по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций и возглавляет деятельность органов управления, войск ГО и подчиненных ему специализированных формирований.
В пределах своей компетенции организует и систематически контролирует выполнение законодательства, постановлений и решений кабинета Министров Украины по вопросам защиты населения, предупреждения чрезвычайных ситуаций и выполнению мероприятий при их возникновении.
Координирует деятельность органов государственной исполнительной власти и управления привлекаемых к решению задач, связанных с безопасностью населения и обеспечению его жизнедеятельности во время чрезвычайных ситуаций.
Ст. 7 Штаб ГО Украины возглавляется начальником, который назначается на должность кабинетом Министров Украины из числа военнослужащих. НШ Украины имеет полномочия, предусмотренные законом Украины "О всеобщей воинской обязанности и Военную службу".
Ст. 8. Предприятия обеспечивают своим работникам укрытия, обеспечивают ИСЗ, способствуют осуществлению эвакомероприятий, созданию сил для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и их готовности для практических действий, а также выполнению мероприятий ГО. На радиационно–химических, взрывоопасных предприятиях дополнительно создаются локальные системы выявления угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оповещения персонала и населения. Выполняются ИТМ, уменьшается степень риска возникновения аварий и несут затраты на их выполнение. Руководители потенциально опасных объектов несут ответственность за защиту населения, проживающего в зонах возможного поражения от аварий.
Систему гражданской обороны составляют:
органы исполнительной власти всех уровней, к компетенции которых отнесены функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением, реагированием и действиями в чрезвычайных ситуациях;
органы повседневного управления процессами защиты населения в составе министерств, других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций, руководства предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
силы и средства, предназначенные для выполнения заданий гражданской обороны;
фонды финансовых медицинских и материально-технических ресурсов, предусмотренные на случай чрезвычайных ситуаций;
системы связи, оповещения и информационного обеспечения,
центральный орган исполнительной власти по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы;
курсы и учебные заведения подготовки и переподготовки специалистов и населения по вопросам гражданской обороны;
службы гражданской обороны.
Меры гражданской обороны
распространяются на всю территорию Украины,
все слои населения, а распределение по
объему и ответственности за их выполнение
осуществляется по территориально-
2. Ядерное оружие.
Поражающие факторы.
К поражающим факторам ядерного оружия относятся:
- ударная волна,
- световое излучение,
- проникающая радиация,
- радиоактивное заражение,
- электромагнитный импульс.
При взрыве в атмосфере примерно 50% энергии взрыва расходуется на образование ударной волны, 30-40%- на световое излучение, до 5%- на проникающую радиацию и электромагнитный импульс и до 15%- на радиоактивное заражение. Действие поражающих факторов ядерного взрыва на людей и элементы объектов происходит не одновременно и различается по длительности воздействия, характеру и масштабам.
Ударная волна - это область резкого сжатия среды, которая распространяется в виде сферического слоя во все стороны от места взрыва со сверхзвуковой скоростью. В зависимости от среды распространения различают ударную волну в воздухе, в воде или в грунте.
Ударная волна в воздухе образуется за счет колоссальной энергии, выделяемой в зоне реакции, где исключительно высокая температура, а давление достигает миллиардов атмосфер (до 105 млрд. Па). Раскаленные пары и газы, стремясь расшириться, производят резкий удар по окружающим слоям воздуха, сжимают их до больших давления и плотности и нагревают до высокой температуры. Эти слои воздуха приводят в движение последующие слои. Таким образом, сжатие и перемещение воздуха происходит от одного слоя к другому во все стороны от центра взрыва, образуя воздушную ударную волну. Вблизи центра взрыва скорость распространения ударной волны в несколько раз превышает скорость звука в воздухе. С увеличением расстояния от места взрыва скорость распространения волны быстро падает, а ударная волна ослабевает. Воздушная ударная волна при ядерном взрыве средней мощности проходит примерно 1000 метров за 1,4 секунды, 2000 метров - за 4 секунды, 3000 метров - за 7 секунд, 5000 метров - за 12 секунд.
Перед фронтом ударной волны давление в воздухе равно атмосферному Р0. С приходом фронта ударной волны в данную точку пространства давление резко (скачком) увеличивается и достигает максимального, затем, по мере удаления фронта волны, давление постепенно снижается и через некоторый промежуток времени становится равным атмосферному. Образовавшийся слой сжатого воздуха называют фазой сжатия. В этот период ударная волна обладает наибольшим разрушающим действием. В дальнейшем, продолжая уменьшаться, давление становится ниже атмосферного и воздух начинает двигаться в направлении, противоположном распространению ударной волны, то есть к центру взрыва. Эта зона пониженного давления называется фазой разрежения.