Контент-анализ
Выполнили :
Студентки 3 курса
Специальности Социальная
психология
Уразбаева Е.
Островская Ю.
Определение
- Контент-анализ (англ. content analysis; от content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.
Сущность метода
- Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных.
- Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.
История развития
- Контент-анализ начал использоваться в социальных науках начиная с 30-х гг XX в. в США. Впервые этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном.
- Г. Лассуэлл его использовал в конце 1930-х годов для исследований в сфере политики и пропаганды. Лассуэл модернизировал контент-анализ, ввел новые категории и процедуры, особое значение придавал квантификации данных.
- Развитие средств массовой коммуникации вызвало увеличение контент-аналитических исследований в этой области. Во время второй мировой войны контент-анализ применялся некоторыми государственными учреждениями США и Англии для изучения эффективности пропаганды в разных странах, а также в разведывательных целях.
- Накопленный опыт контент-аналитических исследований был подытожен в книге Б. Берелсона «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях» (начало 50-х гг). Автором был определен сам метод контент-анализа, а также разные его виды, критерии и единицы для количественного исследования. Книга Б. Берелсона до сих пор является фундаментальным описанием, дающим понимание основных положений контент-анализа.
- После обобщений, сделанных Б. Берелсоном, в США появилось много исследований, в которых контент-анализ применяется в различных научных направлениях. Наиболее интересной методической новацией была методика «связанности символов» Ч. Осгуда (1959), которая позволяла выявить неслучайно связанные элементы содержания.
- Западноевропейские исследователи в использовании метода контент-анализа опирались в основном на американский опыт. Тем не менее, здесь тоже появилось несколько оригинальных методик качественно-количественного анализа содержания (Ж. Клейзер, А. Моль).
В настоящее время
к основным процедурам контент-анализа
относятся:
1. Выявление смысловых единиц
контент-анализа, которыми могут быть:
- понятия, выраженные в отдельных терминах;
- темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;
- имена, фамилии людей;
- события, факты и т. п.;
- смысл апелляций к потенциальному адресату.
Единицы
контент-анализа выделяются в зависимости
от содержания, целей, задач и гипотез
конкретного исследования.
В настоящее время
к основным процедурам контент-анализа
относятся:
2. Выделение единиц счета, которые
могут совпадать либо не совпадать с единицами
анализа. В 1-м случае процедура сводится
к подсчету частоты упоминания выделенной
смысловой единицы, во 2-м — исследователь
на основе анализируемого материала и
здравого смысла сам выдвигает единицы
счета, которыми могут быть:
- физическая протяженность текстов;
- площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
- число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
- длительность трансляции по радио или ТВ;
- метраж пленки при аудио- и видеозаписях,
- количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.
В настоящее время
к основным процедурам контент-анализа
относятся:
- 3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.
Специфика приминения
контент-анализа в социальной психологии.
В социальной психологии
контент-анализ может применяться, во-первых,
как самостоятельный исследовательский
прием исследования содержания сообщения;
во-вторых, в комплексе с другими методами,
т.е., когда одновременно исследуют не
только сообщение, но и другие элементы
коммуникационного процесса; в-третьих,
как вспомогательный метод обработки
массива данных, полученных другими методами
В социальной психологии
контент-анализ в первую очередь используется
для изучения человеческого общения, коммуникаций
и их субъектов как представителей микро-
и макрогрупп. Непосредственными материалами
исследования являются документы, которые
рассматриваются как «сообщение». Понятие
«сообщение» является специфичным социально-психологическим,
в нем акцентируется динамический характер
объекта, его включенность в коммуникационную
систему. (Т.е. имеется в виду зависимость
сообщения от личностных и групповых особенностей
коммуникатора и реципиента).
Основные области
применения контент-анализа в социально-психологических
исследованиях:
- изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их авторов (коммуникаторов);
- изучение реальных социально-психологических явлений (объекта, субстанции сообщений), которые отображены в содержании сообщений, в том числе тех явлений, которые имели место в прошлом и недоступны для исследования другими методами;
- изучение через содержание сообщений социально-психологической специфики различных средств коммуникации, а также особенностей форм и приемов организации содержания, в частности пропагандистского;
- изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их реципиентов;
- изучение через содержание сообщений социально-психологических аспектов влияния коммуникации на реципиентов как представителей разных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения.
Виды применения
контент-анализа во вспомогательных целях:
- для обработки и уточнение данных, полученных другими методами в социально-психологических исследованиях;
- специальное — применение для изучения научной литературы.
Метод контент-анализа
широко применяется как вспомогательное
средство в психологии, социологии и др.
науках при анализе ответов на открытые
вопросы анкет, материалов наблюдений,
результатов психологического тестирования
(в частности, в проективных методиках),
для анализа результатов в методе фокус-групп.
Подобные методы используются также в
исследованиях массовых коммуникаций,
в маркетинговых и многих др. исследованиях.
Контент-анализ может использоваться
для исследования большей части документальных
источников, однако лучше всего он работает
при относительно большом количестве
однопорядковых данных