Контент-анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 09:42, творческая работа

Описание

Контент-анализ (англ. content analysis; от content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

Работа состоит из  1 файл

Контент-анализ.pptx

— 71.67 Кб (Скачать документ)

Контент-анализ

 

Выполнили :

Студентки 3 курса

Специальности Социальная психология

Уразбаева Е.

Островская Ю.

Определение

 

    • Контент-анализ (англ. content analysis; от content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

 

Сущность метода

 

    • Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных.

 

    • Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.

 

История развития

 

    • Контент-анализ начал использоваться в социальных науках начиная с 30-х гг XX в. в США. Впервые этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном.

 

    • Г. Лассуэлл его использовал в конце 1930-х годов для исследований в сфере политики и пропаганды. Лассуэл модернизировал контент-анализ, ввел новые категории и процедуры, особое значение придавал квантификации данных.

 

    •  Развитие средств массовой коммуникации вызвало увеличение контент-аналитических исследований в этой области. Во время второй мировой войны контент-анализ применялся некоторыми государственными учреждениями США и Англии для изучения эффективности пропаганды в разных странах, а также в разведывательных целях.

 

    • Накопленный опыт контент-аналитических исследований был подытожен в книге Б. Берелсона «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях» (начало 50-х гг). Автором был определен сам метод контент-анализа, а также разные его виды, критерии и единицы для количественного исследования. Книга Б. Берелсона до сих пор является фундаментальным описанием, дающим понимание основных положений контент-анализа.

 

    •  После обобщений, сделанных Б. Берелсоном, в США появилось много исследований, в которых контент-анализ применяется в различных научных направлениях. Наиболее интересной методической новацией была методика «связанности символов» Ч. Осгуда (1959), которая позволяла выявить неслучайно связанные элементы содержания.

 

    •  Западноевропейские исследователи в использовании метода контент-анализа опирались в основном на американский опыт. Тем не менее, здесь тоже появилось несколько оригинальных методик качественно-количественного анализа содержания (Ж. Клейзер, А. Моль).

 

В настоящее время  к основным процедурам контент-анализа относятся:

 

1. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:

 

    • понятия, выраженные в отдельных терминах;
    • темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;
    • имена, фамилии людей;
    • события, факты и т. п.;
    • смысл апелляций к потенциальному адресату.

 

 Единицы  контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

 

В настоящее время  к основным процедурам контент-анализа относятся:

 

2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

 

    • физическая протяженность текстов;
    • площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
    • число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
    • длительность трансляции по радио или ТВ;
    • метраж пленки при аудио- и видеозаписях,
    • количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

 

В настоящее время  к основным процедурам контент-анализа относятся:

 

    •  3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.

 

Специфика приминения контент-анализа в социальной психологии.

 

В социальной психологии контент-анализ может применяться, во-первых, как самостоятельный исследовательский прием исследования содержания сообщения; во-вторых, в комплексе с другими методами, т.е., когда одновременно исследуют не только сообщение, но и другие элементы коммуникационного процесса; в-третьих, как вспомогательный метод обработки массива данных, полученных другими методами

 

 

В социальной психологии контент-анализ в первую очередь используется для изучения человеческого общения, коммуникаций и их субъектов как представителей микро- и макрогрупп. Непосредственными материалами исследования являются документы, которые рассматриваются как «сообщение». Понятие «сообщение» является специфичным социально-психологическим, в нем акцентируется динамический характер объекта, его включенность в коммуникационную систему. (Т.е. имеется в виду зависимость сообщения от личностных и групповых особенностей коммуникатора и реципиента).

 

Основные области применения контент-анализа в социально-психологических исследованиях:

 

    • изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их авторов (коммуникаторов);

 

    • изучение реальных социально-психологических явлений (объекта, субстанции сообщений), которые отображены в содержании сообщений, в том числе тех явлений, которые имели место в прошлом и недоступны для исследования другими методами;

 

    • изучение через содержание сообщений социально-психологической специфики различных средств коммуникации, а также особенностей форм и приемов организации содержания, в частности пропагандистского;

 

    • изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их реципиентов;

 

    • изучение через содержание сообщений социально-психологических аспектов влияния коммуникации на реципиентов как представителей разных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения.

 

Виды применения контент-анализа во вспомогательных целях:

 

 

    •  для обработки и уточнение данных, полученных другими методами в социально-психологических исследованиях;

 

    • специальное — применение для изучения научной литературы.

 

Метод контент-анализа широко применяется как вспомогательное средство в психологии, социологии и др. науках при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в методе фокус-групп. Подобные методы используются также в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинговых и многих др. исследованиях. Контент-анализ может использоваться для исследования большей части документальных источников, однако лучше всего он работает при относительно большом количестве однопорядковых данных


Информация о работе Контент-анализ