Признаки федерации,конфедерации,союзов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:20, автореферат

Описание

Россия была провозглашена федерацией в 1918 г. Однако за годы существования советской власти на территории России не сложилась реальная федерация. Поэтому большое историческое значение имел Федеративный договор, заключенный 31 марта 1992 г. Договор подтверждал суверенитет республик в составе РФ, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург признавались субъектами Федерации. Договором проведено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации. В последующем основы конституционного строя в Российской Федерации были закреплены Конституцией Российской Федерации, принятой в результате всенародного референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 года.

Работа состоит из  1 файл

Признаки федерации.docx

— 26.19 Кб (Скачать документ)

Признаки федерации:  
• территория состоит из территорий субъектов;  
• верховная власть принадлежит федеральным государственным органам;  
• компетенция федеральных властей и властей субъектов разграничивается союзной конституцией;  
• субъекты имеют свои конституции, свои высшие органы власти и управления, судебные органы;  
• высший  орган  федерации  имеет  двухпалатную структуру.

Основным вопросом любого федеративного  государства является вопрос о разграничении  предметов ведения и полномочий между Федерацией и субъектами.

Россия была провозглашена федерацией в 1918 г. Однако за годы существования  советской власти на территории России не сложилась реальная федерация. Поэтому  большое историческое значение имел Федеративный договор, заключенный 31 марта 1992 г. Договор подтверждал суверенитет  республик в составе РФ, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург  признавались субъектами Федерации. Договором  проведено разграничение предметов  ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и  органами власти субъектов Федерации. В последующем основы конституционного строя в Российской Федерации  были закреплены Конституцией Российской Федерации, принятой в результате всенародного референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 года.

Основы и принципы современного российского федерализма:  
• суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию;  
• Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ;  
• РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории;  
• все субъекты РФ равноправны во взаимоотношениях между собой;  
• во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны;  
• республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Другие субъекты федерации имеют свой устав и законодательство;  
• федеративное государство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ.

В состав РФ входят следующие виды субъектов: республики (государства), края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа.

Территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды, территориальное  море, воздушное пространство над  территориями субъектов (ч. 1 ст. 67 Конституции  РФ).

К территории морских государств, каковым является Россия, непосредственно  примыкают, хотя в нее и не входят, континентальный шельф и исключительная экономическая зона. РФ обладает суверенными  правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в  исключительной экономической зоне РФ в порядке, определенном федеральным  законом и нормами международного права (ч. 2 ст. 67 Конституции РФ).

Охрана территории, континентального шельфа и исключительной зоны входит в ведение федеральных властей.  
 
Разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ.

Мировая практика выработала формулу  решения этой проблемы, которая состоит  в установлении:  
а) исключительной компетенции органов власти федерации и ее субъектов;  
б) совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов;  
в) исключительной компетенции субъектов федерации.  
РФ следует этой практике (ст. 71, 72. 73 Конституции РФ).

По предметам исключительного  ведения Федерации принимаются  федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие  прямое действие на всей территории Федерации. При этом федеральные законы не могут  противоречить федеральным конституционным  законам.

По предметам совместного ведения  издаются федеральные законы и принимаемые  в соответствии с ними законы и  иные нормативные правовые акты субъектов  Федерации.

Конфедерация - фоpма госyдаpственного yстpойства, пpи котоpой госyдаpства, обpазyющие конфедеpацию, полностью сохpаняют свою независимость, имеют собственные оpганы госyдаpственной власти и yпpавления. Вместе с тем они создают специальные объединенные оpганы для кооpдинации действий в опpеделенных целях (военные, внешнеполитические).

Конфедерация выступает  как фоpма союза госyдаpств, сохpаняющих сyвеpенитет в полном объеме. Такое государственное устройство в настоящее вpемя нигде не сyществyет, хотя и делаются попытки создания конфедераций, например, между Россией и Белоруссией, а также в Западной Европе. В Европейском Союзе уже существует в безналичном обращении единая валюта, границы внутри Союза несколько лет открыты, отсутствует таможенный и визовой контроль. Но всё же о создании конфедерации говорить рано, хотя Европа к ней все же приближается. Hа pазных этапах истоpии обpазовывались конфедеpации, но после своего непpодолжительного сyществования они pаспадались, либо обpетали федеpативнyю фоpмy госyдаpственного yстpойства. По сyти, совмещая в себе чеpты как междyнаpодно-пpавовой, так и госyдаpственной оpганизации, она под воздействием ряда пpичин теpяет pавновесие, необходимое для ее сохpанения.

Вот пример швейцарской конфедерации, которая образована на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии  сохраняли свою независимость, а  также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договоры с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права  селиться в другом кантоне, если между  властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти было предоставлено решение в  основном политических и военных  вопросов. Парламент Швейцарии - Сейм конструировался не как орган  представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали  лишь предварительные решения. Правительство  союза - Исполнительный совет был  лишен властных полномочий и самостоятельной  финансовой базы. Все эти вопросы  решались кантонами. С 1829 г. в условиях углубившегося экономического кризиса  в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства  ставшее фактически федеративным.

Вот признаки, характерные  для этой формы государственного устройства:

Договорная форма образования  конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих  договоров.

Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличии от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.

Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит  государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.

Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и  в целом незначительного круга  вопросов. Это - вопросы войны и  мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.

В конфедерацию образуются не все государственные органы, а  только те, которые необходимы для  осуществления задач, выделенных по договорным актам.

В представительных органах  конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население  одного государства, а суверенитет  государства.

Постоянно действующие государственные  органы конфедерации не обладают властными  полномочиями. Акты конфедеративной  власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.

Субъектам конфедерации принадлежит  право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.

Бюджет конфедерации формируется  за счет добровольных взносов субъектов  конфедерации. Правом непосредственного  налогообложения конфедерация не обладает.

Субъекты конфедерации имеют  право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и  капиталов.

Как правило, в конфедерациях  отсутствует единая система денежного  обращения.

Воинские формирования комплектуются  субъектами конфедерации, причем нередко  сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.

В конфедерации отсутствует  союзное гражданство.

В заключение следует также  подчеркнуть, что в конфедерациях  отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы. Это, безусловно, является одним из главных  её недостатком, поскольку именно из-за их отсутствия конфедерации имеют свойство распадаться. Таким образом, конфедеративная  форма государственного устройства может служить основой для  образования унитарных или федеративных государств.

Содружество государств – это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но тем не менее организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица); во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуального, сходство имеет и правовой статус гражданина); в-третьих, языка (языковое единство может иметь лингвистический характер, как, например, у славянских стран СНГ, иногда привнесенное в результате колониального господства); в-четвертых, культуры (иногда культурная общность имеет историческое происхождение, иногда достигается взаимообогащением и даже привнесением и ассимиляции иных, чужеродных элементов); в-пятых, религии.

Однако содружество это  не государство, а своеобразное объединение  независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация и иные юридические  документы.

Цели, выдвигаемые при  создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные интересы государства. Что не позволяет  их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать свой суверенитет. Как правило, члены  содружества – полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных  отношений.

В содружестве могут создаваться  надгосударственные органы, для координации  действий государств. Денежные средства для целей содружества объединяются добровольно, в тех размерах, которые  считаются достаточными и необходимыми. Правотворческая деятельность осуществляется в форме нормативных актов, которые  принимают главы государств. Содружество, как объединение государств может  носить переходный характер. Оно может  развиться в конфедерацию и, даже, в федерацию, а может, наоборот, при  нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной  дезинтеграции этого специфического союза.

Британское содружество  наций – это объединение независимых  суверенных государств, возникших в  результате распада Британской колониальной империи, проводящих самостоятельную  политику и сотрудничающих на почве  ранее сложившихся общих интересов  и в целях содействия международному взаимопониманию. Взаимоотношения государств-членов между собой и с Великобританией определены в Вестминстерском статуте 1931 года в качестве независимых и равноправных как во внутренней, так и во внешней политике. Декларация принципов Содружества (Сингапур, 1931) подтвердила добровольный характер Содружества действующего на принципах консенсуса. Британское содружество состоит из 30 республик и 21 монархии. Науру и Тувалу имеют статус «особых членов». Эта форма членства, освобождает их от обязательных взносов при сохранении возможности участия в программах технической помощи. Шестнадцать монархий признают в качестве главы государства британского короля, представленного в этих странах генерал-губернатором; 5 монархий имеют собственных королей. Ежегодно в марте празднуется День Содружества.

Сою́з госуда́рств, Коали́ция — политический, военно-политический или экономический союз нескольких государств, создаваемый для защиты общих интересов, обеспечения совместной безопасности, коллективной обороны или для согласованной подготовки и ведения коалиционной войны. Образуется на основе двусторонних или многосторонних соглашений, договоров, пактов.

Как правило, в коалиции устанавливаются  общие цели и определяется характер совместных действий по их достижению. При этом каждое государство, входящее в коалицию, преследует, прежде всего, собственные политические, экономические и военные интересы.

СООБЩЕСТВО (СОЮЗ) ГОСУДАРСТВ — интегрированное на основе межгосударственных договоров объединение государств для решения экономических, научно-технических задач или достижения каких-то глобальных целей. Примером такого сообщества является Европейский союз, правовой статус которого определен Договором об образовании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), заключенным в 1957 г., и Римскими договорами, учредившими Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Сообщество по атомной энергии. Резолюцией Европейского парламента от 16 февраля 1978 г. три этих сообщества предложено именовать Европейским сообществом (ЕС). Государствами — членами ЕС являются Бельгия, ФРГ, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Греция, Испания и Португалия. Наднациональными органами ЕС являются: Европейский парламент, избираемый гражданами государств-членов и состоящий из 567 членов; Совет, состоящий из представителей правительств стран ЕС (в качестве таковых выступают министры иностранных дел); Комиссия, состоящая из 17 членов, назначаемых с общего согласия правительств государств — членов ЕС сроком на 4 года; Суд ЕС, состоящий из 13 судей и 6 юридических экспертов (генеральных адвокатов), назначаемых с общего согласия правительств государств — членов ЕС сроком на 6 лет. Суд является верховным единственным судебным органом, правомочным решать все правовые вопросы ЕС, а также высказывать мнение по договорам, которые ЕС намерено заключить с государствами или международными организациями.

Ряд признаков существующих отношений между государствами-членами  указывает на то, что такие сообщества более тесные объединения, чем просто международно-правовые союзы. Так, в  Европейском союзе это введение единого гражданства, прямые выборы депутатов парламента в государствах-членах, перспектива введения единой валюты Союза, обязательность решений органов  Союза на территории государств-членов (европейское право), свободное передвижение граждан по территории государств и  др. СНГ остается международно-правовым объединением. В то же время Союз Беларуси и России с ликвидацией  границ и таможенных барьеров, введением  единого гражданства и во многом единого правового статуса граждан  — это, возможно, перспектива перехода от международно-правового союза  к федеративному союзу двух государств, а в последующем и других стран  СНГ.


Информация о работе Признаки федерации,конфедерации,союзов