Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:32, курсовая работа
История развития сельскохозяйственного консультирования в России начинается с конца IX - начала XX века. Первый успешный опыт сельскохозяйственного консультирования был отмечен в Пермской губернии (в 1887 г.) и получил широкое распространение. К 1913 году в ряде губерний России уже функционировали полноценные службы «общественной агрономии». В них трудилось 9 тыс. специалистов.
Глава 1 Теоретические основы информационно-консультационной деятельности в АПК
История развития
сельскохозяйственного
В советский период информация о научно-технических достижениях и передовому производственному опыту распространялась через систему научно-технической информации. С положительной стороны проявили себя научно-производственные системы.
Первые сельскохозяйственные информационно-консультационные центры (ИКЦ) в современной России были созданы на этапе становления фермерского движения в рамках международных проектов (Тасис, Британского фонда Ноу Хау (БФНХ) и др.). Эти центры, как правило, создавались в виде автономных некоммерческих организаций или при образовательных учреждениях.
Наиболее системно на государственном уровне ИКЦ начали создаваться с 1996 года благодаря реализации проекта поддержки аграрной реформы в России ARIS (Agriculture Reform Implementation Support), осуществляемого за счет кредита мирового банка реконструкции и развития.
В этот период приказом
Министра сельского хозяйства был
создан Совет информационно-
В период действия проекта АРИС информационно-консультационная служба АПК была создана в 26 регионах России. В регионах, где работали фермерские консультационные центры, функции ИКЦ были возложены на них. Одновременно консультационные центры начали создавать в виде государственных предприятий, некоммерческих организаций и на базе образовательных учреждений. В ряде регионов функции регионального центра выполняли структурные подразделения органов управления АПК.
Новым импульсом в развитии сельскохозяйственного
консультирования стало включение
в федеральную целевую программу «Социальное
развитие села до 2010 года» мероприятий
по развитию информационно-
Перспективы развития
сельскохозяйственного
Генеральной целью системы сельскохозяйственного консультирования является повышение эффективности агропромышленного производства и качества жизни сельского населения на основе освоения достижений научно-технического прогресса и использования знаний об инновационных методах производства, развитие сельских территорий и жизнеобеспечение сельского населения путем расширения доступа к консультационным услугам, совершенствования форм и методов консультационной деятельности.
Концептуальными задачами системы сельскохозяйственного консультирования являются:
- повышение уровня
знаний, совершенствование
практических
навыков сельскохозяйственных
товаропроизводителей и сельского населения
в инновационных технологиях агропромышленного
производства и жизнеобеспечения формами
и методами консультационной деятельности;
- оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению в освоении инноваций, передового опыта и прогрессивных методов хозяйствования, доведение консультационных услуг до объемов, обеспечивающих их потребности;
- развитие системы сельскохозяйственного консультирования в субъектах Российской Федерации, создание сети районных консультационных центров для обеспечения повсеместного доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам;
- формирование
кадрового состава субъектов се
- совершенствование
форм и методов
-укрепление
связей организаций
В настоящее
время система
Федеральный уровень системы сельскохозяйственного консультирования представлен: отделом сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров в Департаменте научно-технологической политики и образования Министерства сельского хозяйства Российской Федерации; ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования»; Федеральным учебно-методический центром сельскохозяйственного консультирования и учебно-методические центры при подведомственных Минсельхозу России образовательных учреждениях. Функции федерального уровня также выполняют отраслевые центры сельскохозяйственного консультирования при головных НИИ и Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Россельхозакадемии.
С целью общественного регулирования развития и совершенствования деятельности системы сельскохозяйственного консультирования и развития консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению созданы общественная организация – ассоциация консультационных организаций (АСКОР).
Основными функциями субъектов системы сельскохозяйственного консультирования федерального уровня являются:
- определение
приоритетных направлений,
- организация государственной поддержки, формирование единого нормативно-правового и информационного пространства для субъектов консультационной деятельности;
- организационная и методическая помощь субъектам системы сельскохозяйственного консультирования;
- создание условий для подготовки высококвалифицированных консультантов, организация их переподготовки и повышения квалификации;
- мониторинг
развития
Система сельскохозяйственного консультирования регионального уровня состоит из структурного подразделения органа управления АПК и/или совета, координирующего развитие консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению, регионального и районных центров сельскохозяйственного консультирования.
Региональные центры сельскохозяйственного консультирования осуществляют функции:
- организационно-методическое
руководство развитием сельскох
- осуществление региональной кадровой политики центров сельскохозяйственного консультирования, организация повышения квалификации консультантов;
- формирование
информационных ресурсов по
- организация
объектов информационно-
- организация
и проведение практических и
обучающих семинаров,
- мониторинг потребности в инновационной продукции и консультационных услугах, контроль качества и осуществление обратной связи с их пользователями;
- оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению;
- взаимодействие
с федеральными структурами
Районные центры
сельскохозяйственного
Районные центры сельскохозяйст
Источниками финансирования информационно-консультационной деятельности формирований системы сельскохозяйственного консультирования являются бюджеты федерального, региональных и муниципальных уровней, а также внебюджетные источники.
В качестве внебюджетных источников могут привлекаться средства фирм-поставщиков и производителей материально-технических средств для сельского хозяйства, участвующих в мероприятиях подпрограммы, средства сельскохозяйственных товаропроизводителей и других субъектов АПК.
В работе аграрных
консультантов применяются
Информационно-консультационные услуги могут оказываться в разных формах:
1.Индивидуальное
информационно-
- абонентское обслуживание;
- выполнение
консультационных и
2. Индивидуальное
оказание консультационной
- устное индивидуальное консультирование;
- устное коллегиальное консультирование;
- письменное консультирование (факс, почта, электронная почта);
- консультирование по телефону.
3. Групповое консультирование, в т.ч.:
- краткосрочные тематические семинары;
- обучающие недельные семинары;
- выездные консультации группы экспертов;
- дискуссии, круглые столы;
- демонстрационные
мероприятия («Дни Поля»;
4. Публичное
информирование и
- через СМИ (печатные, телевидение, радио);
- с помощью Интернета;
- с помощью печатной продукции (методические рекомендации, пособия);
- с помощью видеопродукции;
- при проведении выставок.
В работе аграрных консультантов важно эффективное сочетание методов работы в зависимости от конкретных целей и уровня оказания консультационных услуг.
Функционирование системы сельскохозяйственного консультирования должно осуществляться в соответствии с определенными принципами, соблюдение которых позволит ей обеспечить эффективную деятельность.
Принципы делятся на общие, частные, касающиеся отдельных частей и элементов системы, и специальные, отражающие особенности процесса сельскохозяйственного консультирования и взаимоотношения консультантов и клиентов.
Общие принципы:
- развитие
- создание единого
законодательного и нормативно-
- целевая направленность всех компонентов системы на достижение одной общей цели, а также согласованность целей и задач системы при взаимодействии всех иерархических вертикальных и горизонтальных компонентов;
- научная обоснованность формирования системы, комплексное изучение всей совокупности факторов, влияющих на эффективность ее функционирования и построение системы с учетом этого влияния, способствование приближения к оптимальному состоянию и его сохранению;
- постоянная
обратная связь системы
Частные принципы:
- открытость системы и обеспечение ее эффективного взаимодействие со всей инфраструктурой агропромышленного комплекса;