Конструкция повозки. Основные виды повозок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 12:02, курсовая работа

Описание

Из греческого языка «аутос» — «сам» и из латинского «мобилис» — «подвижный» в европейских языках сложилось прилагательное «самодвижущийся», буквально «авто-мобильный». Оно относилось к часам, куклам-автоматам, ко всяким механизмам, в общем, ко всему, что служило как бы дополнением, «продолжением», «усовершенствованием» человека.
Желание освободиться от физических усилий при перемещении чего-либо или облегчить их, располагать большей силой, быстротой, оставить за собой лишь управление работой владело мечтами людей.

Содержание

Введение 3
1 Конструкция повозки. Основные виды повозок 4
2 Конская упряжь и способы запряжки лошади 9
3 Использование лошадей в сельскохозяйственных лошадей к работе 11
4 Использование лошадей под вьюком 21
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 239.85 Кб (Скачать документ)

            

 

 

 

 

 

 

 

Основные  сведения о конской упряжи

   Влияние сбруи на животное

  • Конской сбруей и упряжью называют приспособления, надеваемые на лошадь для управления ею или для работы.
  • Сбруя в сильной степени влияет на работоспособность лошади, поэтому правильному ее подбору по лошади и исправному содержанию необходимо придавать большое значение.
  • Упряжь принимает на себя тяговые усилия лошади и, соприкасаясь с телом, оказывает определенное давление на отдельные участки (Рис.1). Неисправная или плохо пригнанная упряжь производит неравномерное давление и вызывает боль работающей лошади, связывает ее движения, затрудняет дыхание и кровообращение, что является причиной резкого снижения работоспособности и травматических повреждений лошади.
  • Чаще всего у лошадей повреждается спина, шея, холка и плечи от неисправности или неправильно подогнанных, не соответствующих по размерам хомута и седелки.
  • Неправильной затяжкой можно вызвать «ожоги» плеч, наминки и нагнеты холки и другие повреждения, в результате которых лошадь становится на долгое время непригодной к работе и требует лечения.

 

Рис.1. Места наиболее частых повреждений от сбруи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Основные требования, предъявляемые  к упряжи

  • Упряжь должна быть: прочной, легкой, проста в изготовлении и ремонте; универсальной для различных видов хозяйственного использования. Упряжь не должна вызывать повреждений или боли, связывать движения лошади, затруднять дыхание и кровообращение.
  • Упряжь лошадей, используемых для работы в повозках и сельскохозяйственных орудиях, подразделяется на дуговую, бездуговую и дышловую.
  • Дуговая или русская состоит из уздечки, хомута, шлеи, седелки, чересседельника, подбрюшника, дуги и вожжей.
  • Бездуговая одноконная упряжь состоит из уздечки, хомута, седелки с подпругой, шлеи, чересседельника, подбрюшника, постромок и вожжей.
  • Дышловая (бездуговая) парная запряжка состоит из уздечки, хомута, вожжей, постромок, дышла, цепи-напильника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
     

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОШАДЕЙ НА РАБОТАХ

При составлении плана  проведения сельскохозяйственных работ необходимо выделить те виды работ, которые целесообразно выполнять на лошадях. Использование рабочих лошадей в дополнение к механическим средствам экономически себя оправдывает при малом объеме производства и транспортировке небольших грузов на близкое расстояние. Сюда же могут быть отнесены обработка небольших земельных участков, некоторые работы по уходу за сельскохозяйственными культурами (окучивание, иногда культивация и др.), внутрихозяйственные транспортные работы (подвозка воды, кормов, дров, вывозка навоза), а также различные разъезды по хозяйству.

В плане использования  лошадей предусматривают объем  и сроки проведения работ в  полеводстве, на животноводческих фермах и по транспортировке грузов. Исходя из показателей этого плана, устанавливают  потребность хозяйства в рабочих  лошадях по периодам года. Всех рабочих  лошадей с необходимой упряжью  и повозками закрепляют за бригадами  и конюхами.

Уровень производительности труда и себестоимость конных работ зависят от работоспособности  лошадей, качества повозок, правильной подгонки упряжи и применения пароконных запряжек. Работоспособность лошади зависит от ее возраста, состояния  здоровья и тренированности (подготовленности к работе). При правильном выращивании  рост и развитие лошади заканчивается  обычно к 4—5 годам. С этого возраста и до 12—14 лет лошадь может проявлять  наибольшую работоспособность и  использоваться с полной нагрузкой. В возрасте старше 16 лет работоспособность  лошади снижается, хотя у некоторых  лошадей она сохраняется до 20-летнего  возраста и старше. Высокая работоспособность  лошадей может быть достигнута при  условии правильного их кормления  и ухода за ними, при соблюдении распорядка дня и режима работы.

Рабочие качества лошади определяются величиной проявляемой ею силы тяги, скоростью движения, мощностью и выносливостью.

Силой тяги, или тяговым усилием, называют ту силу, которую проявляет лошадь для преодоления сопротивления, оказываемого повозкой с грузом или сельскохозяйственным орудием при движении. Сила тяги лошади зависит от ее веса, роста, состояния упитанности и тренированности. Величину силы тяги определяют динамометрированием или путем расчетов и выражают в килограммах. Нормальным считается такое тяговое усилие, которое лошадь при правильном ее кормлении и содержании проявляет в течение рабочего дня, сохраняя здоровье и упитанность. Наибольшая величина силы тяги, которую проявляет лошадь на испытаниях без вреда для здоровья, называют максимальным тяговым усилием. Существует определенная связь между величиной тягового усилия и весом лошади.

Для определения величины нормального тягового усилия лошади предложены эмпирические формулы:

                                   P =   Q (по В. П. Горячкину);                                   (1)

 

                                     Р = +12(по Вюсту);                                                (2)

 

                                     Р=  +8(по А. А. Малигонову);                              (3)

 

                                  Р= (по В.П. Селезневу);                                     (4)

                                         Р= 30 (по Крэве),                                             (5)

 

где Р - нормальная сила тяги, кг;

      Q - живая масса лошади, кг;

      А - высота  в холке, см;

      И - высота в холке, м;

      С- обхват  груди, м;

      8, 9, 12, 20, 30 - эмпирические величины.

 

Вычисленное по формулам нормальное тяговое усилие составляет в среднем 13—15% веса лошади, причем с увеличением  веса лошади относительная величина тягового усилия обычно снижается. Некрупные  лошади проявляют относительно большую  величину нормального тягового усилия, чем лошади более крупные, однако абсолютная величина тягового усилия у последних значительно больше. У лошадей низкой упитанности  нормальное тяговое усилие составляет 10—11 % их живого веса.

Величина тягового усилия, проявляемого лошадью, изменяется в  зависимости от веса груза, веса повозки  и ее качества, скорости движения, состояния  и профиля дороги. С увеличением  веса груза повышается сопротивление повозки, а следовательно, увеличивается и тяговое усилие, проявляемое лошадью. С повышением скорости движения лошадь затрачивает больше энергии на передвижение своего тела, вследствие чего проявляемое ею тяговое усилие снижается. Сила тяги изменяется в зависимости от состояния дороги. При перевозке грузов по дорогам без твердого покрытия, в особенности после дождя, лошадь проявляет большее тяговое усилие, чем при движении по дорогам с твердым покрытием. При неровном профиле пути тяговое усилие лошади при передвижении одного и того же груза изменяется. С подъемом в гору, помимо тягового усилия, необходимого для преодоления сопротивления повозки с грузом, лошадь затрачивает дополнительную силу на подъем своего тела и удержание его на наклонной плоскости дороги. Тяговое сопротивление наиболее распространенных сельскохозяйственных орудий  приведено в таблице 1.

 

Таблица 1 – Величина тягового сопротивления основных конных сельскохозяйственных машин и орудий

 

Орудие или машина

Условия работы

Тяговое сопротив-ление, кг

Плуг        (сопротивление

1 см2 сечения пласта)

Пахота на   легких   почвах

Пахота на средних почвах

Пахота на тяжелых почвах

0,2

0,4

0,6

Барона    «Зигзаг»   (одно

звено)

То же

Боронование лугов,  сеяных трав,   зяби, озимых весной

Боронование  мягкой пашни

30-35

 

40-45

Сеялка сошниковая

11-рядная,  захват 140 см

Посев на суглинистых почвах

Посев  на черноземных  почвах

Посев   на  супесчаных почвах

119-142

91-170

60-140

Сеялка дисковая, захват 115 см

Посев  на черноземных  почвах

125-183

Сенокосилка, захват 130 см

В зависимости от густоты травостоя

80-130

Жатка-самоскидка,     за-

хват 140 см

В зависимости от густоты  хлебов

105-140

Конные грабли, захват 160 см

В зависимости от густоты  травостоя

20-40


 

На небольшом участке  пути в течение короткого времени  лошадь может проявлять тяговое  усилие в 4—5 раз больше нормального.

Так, на всесоюзных соревнованиях  максимальная сила тяги, проявленная  жеребцом Стипрайс латвийской упряжной породы, составила 927,5 кг, а кобылой  Плексте — 912 кг, что равно 111,6% ее веса.

Скорость движения лошади. Производительность труда на конных работах во многом зависит и от скорости движения лошади. Последняя, в свою очередь, зависит от породных особенностей лошади, проявляемого ею тягового усилия, состояния лошади, повозки и дороги, а также от продолжительности работы. Лошади с удлиненным и быстрым шагом более производительны.

При перевозке тяжелых  грузов в течение дня скорость движения лошади будет ниже, чем  при выполнении более легких работ. При небольшом расстоянии лошади могут проявлять большую скорость движения, а при дальнем расстоянии они к концу работы утомляются и скорость их движения снижается. Лошади быстрых аллюров, у которых шаг  более частый и удлиненный, могут  проходить одним и тем же аллюром  большее расстояние, чем тяжеловозы.

На внутрихозяйственных  работах скорость движения лошади изменяется в зависимости от условий работы—проезда с грузом или порожняком, величины груза, профиля и состояния дороги. При работе шагом скорость движения лошади может составлять 4—5 км, а  при езде рысью — от 7 до 12 км в  час. Поэтому при расчетах работы лошади важно знать среднюю скорость движения.

Рабочие качества лошади зависят  также от ее выносливости. Последняя  же связана с интерьерными особенностями  лошади. Под выносливостью понимают способность лошади выполнять работу с нормальной нагрузкой без заметной усталости и по окончании работы быстро приходить в нормальное состояние. Выносливость лошади зависит от ее конституциональных особенностей, упитанности  и тренированности, а также от. нагрузки и продолжительности работы. Выносливые, крепкой конституции  лошади при нормальной нагрузке мало потеют, не останавливаются во время  работы; по окончании работы у таких  лошадей дыхание обычно ровное, несколько  учащенное. У слабых лошадей при  утомлении наблюдается дрожание конечностей, сильная потливость, вялость; в процессе работы вес их снижается, а по окончании работы у них  ухудшается аппетит. При правильном кормлении и тренировке лошади ее работоспособность повышается. При  назначении лошадей на работу необходимо учитывать их выносливость.

Мощность лошади. Определяется она количеством работы, произведенной в единицу времени. Мощность вычисляют по формуле:

                                     N= , или , или PV,                                   (6)

 

где N - мощность;

      R - работа;

      Р - сила тяги;

      S - путь;

      T - время.

За единицу измерения  мощности принята работа, равная 75 кгм/с  и называемая лошадиной силой (л. с. или НР). Мощность мелкой рабочей  лошади составляет 0,6—0,7 л. с, а мощность тяжеловозов превышает 1 л. с. Мощность лошади зависит от ее веса, упитанности, тренированности, состояния здоровья и конституциональных особенностей.

Величина выполненной  работы. Работа лошади по передвижению груза зависит от величины его, качества дороги, размера и устройства повозки и ее состояния, пройденного пути. Чем больше масса груза, тем большую силу тяги должна развить лошадь для его перемещения. При одинаковой массе груза, но при различном качестве дороги тяговое сопротивление будет неодинаковым. Грязная, вязкая или песчаная дорога в несколько раз тяжелее, чем дорога с твердым покрытием, сухая, ровная. Существенное влияние на тяговое сопротивление оказывает рельеф дороги: крутые подъемы требуют дополнительной затраты силы на их преодоление. Количество работы, выполненной лошадью за день, выражают в килограммометрах и определяют по такой формуле:

 

                                                  R = PS,                                                          (7)

 

где R - работа;

      Р - сила тяги;

      S - путь.

 

Объем работы, выполненной  при нормальной силе тяги, может быть малым, средним и большим, согласно таблице 2. В зависимости от относительной величины силы тяги (% к живой массе лошади) работу принято разделять на легкую, среднюю и тяжелую.

 

Таблица 2 – Величина дневной работы, выполняемой лошадью при нормальной силе тяги, тыс. кгм (по данным  Г. Г. Карлсена)

 

 

Работа

Путь, км

Живая масса лошади, кг

300

400

500

600

Нормальная  сила тяги, кг

46

60

70

80

Малая

Средняя

Большая

15

25

35

700

1200

1660

900

1500

2100

1100

1800

2500

1200

2000

2800


 

К легким работам относят  мелкие внутрихозяйственные перевозки, транспортировку небольших грузов по дорогам с незначительным сопротивлением, работу в конных граблях, легких боронах. В эту группу входят и многие другие работы, выполняемые лошадью в упряжи с силой тяги не более 10 % ее живой массы. Общий путь за рабочий день составляет 15 км, а длительность работы не более 4 ч.

Группа средних работ  включает такие, для выполнения которых необходимо тяговое усилие, составляющее 13-15 % живой массы лошади. Такого рода работами будут мягкая пахота, культивирование, некоторые виды боронования и другие. Общий пройденный путь за рабочий день составляет                      25 км, продолжительность рабочего времени 6 ч.

Информация о работе Конструкция повозки. Основные виды повозок